Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:28, курсовая работа
Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отли-чающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
Таким образом, под маркетинговым исследованием следует понимать направленный на решение стоящей перед фирмой маркетинговой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получения маркетинговой ин-формации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления от-чета о результатах.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5
2.1. Разработка анкеты. 20
2.2.Определение объема выборки. 26
2.3 Анализ результатов исследования. 28
2.4. Рекомендации производителям молочной продукции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
№31 №32 №33 №34 №35 №36 №37 №38 №39 №40
1 2 7,3 7 3 2 2,4 2,1 4,5 4,8
№41 №42 №43 №44 №45 №46 №47 №48 №49 №50
2,5 5 9 2,5 4,6 2,3 3,5 4,4 3 1,5
№51 №52 №53 №54 №55 №56 №57 №58 №59 №60
1,6 2,8 7 6,3 1,2 4,8 4,1 9,5 5,4 7,5
Среднее значение размера покупки – 4,67 грн
Дисперсия среднего размера покупки рассчитывается по формуле:
= = 18,653 (2.3)
где: - средний размер покупки; - размер покупки i-го покупателя; n – число опрошенных покупателей.
Объектом данного
n= = 182 человек.
При округлении объем выборки составит 190 человек. В данном случае ис-пользуется следующая система оценки надежности результатов: повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная 3-10%, прибли-женная – 10 – 20%, ориентировочная – 20 – 40%, прикидочная – более 40%. Данное исследование приблизительно характеризуется надежностью в 7%.
2.3 Анализ результатов исследования
Для производителей молочной
продукции в наше время остро
стоит вопрос о том, существует ли
возможность дальнейшего
По данным проведенного исследования среди потребителей в возрасте от 18 до 65 лет в г. Харькове сложилась следующая ситуация. На сегодняшний день ры-нок молочных продуктов изобилует разнообразнейшей продукцией, глаза разбе-гаются. К тому же богатый ассортимент постоянно пополняется. Он способен удовлетворить любого потребителя, какими бы доходами и социальным статусом он ни располагал, какими бы разновидностями колбасных изделий ни увлекался.
Для анализа ответов на анкету, необходимо: представить полученную ин-формацию в виде таблиц; рассчитать процентное соотношение между вариан-тами ответов; проанализировать полученные соотношения; выделить предпоч-тения потребителей путем построения диаграмм, которые наглядно отображают основные тенденции.
В первую очередь нужно отметить соотношение респондентов разных по-лов в общей совокупности, а также определить возрастную структуру респон-дентов. Это можно сделать исходя из ответов на вопросы анкеты № 16 («Ука-жите, пожалуйста, ваш пол») и № 17 («Укажите, пожалуйста, Ваш возраст»).
Таблица 2.2.
Распределение респондентов по половому признаку
Половой признак Возрастная структура
от 18 до 30 лет от 30 до 40 лет от 40 до 50 лет от 50 лет и старше Всего
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Женщины 7 5,5 34 26,6 52 40,6 35 27,3 128 67,4
Мужчины 4 6,5 7 11,3 23 37,1 28 45,2 62 32,6
Всего 11 5,8 41 21,6 75 39,5 63 33,2 190 100
Для облегчения процесса анализа респондентов в зависимости от их пола и воз-раста необходимо создать на основе данных, представленных в таблице, диаграмму:
Рис 2.1. Диаграмма распределения респондентов по возрастному и поло-вому признакам
Как видно из таблицы и диаграммы среди респондентов доминировали женщины – 128 человек (67,4 % от всех опрошенных), при этом основную мас-су составили женщины в возрасте от 40 до 50 лет – 52 человека (40,6 % всех опрошенных женщин). Что касается мужчин, то среди респондентов они соста-вили 32,6 % (62 человека), из них больше всего в возрасте от 50 и старше. Это позволяет сделать вывод, что данный опрос представляет интересы в большей степени старшего поколения, лишь слегка затронув молодежь. Необходимо до-бавить, что все, т.е. 100% опрошенных, ответили положительно на вопрос «По-купаете ли Вы молочную продукцию?». Для более детального изучения пред-почтений потребителей молочной продукции необходимо проанализировать ответы на вопросы №2 («Какие молочные изделия Вы обычно приобретаете?») и №3 («Как часто Вы покупаете молочную продукцию?»).
Таблица 2.3.
Предпочтения потребителей по видам молочной продукции
Вид молочной продукции Частота % от общего числа частот
Молоко 45 23,7
Кефир 40 21,1
Йогурт 26 13,7
Молоко топленое 4 2,1
Ряженка 14 7,3
Сметана 26 13,7
Творог 10 5,2
Другие 25 13,2
Всего 190 100
Таблица 2.4
Частота покупки молочной продукции респондентами
Частота Количество %
Каждый день 43 22,5
Несколько раз в неделю 61 32,1
Раз в неделю 63 33,2
Раз в месяц 10 5,3
Два раза в месяц 11 5,8
По праздникам 2 1,1
Всего 190 100
Основываясь на данных опроса,
сгруппированных в таблицах, можно
представить предпочтения потребителей
относительно вида молочной продук-ции
и частоты осуществления
Рис. 2.2. Круговая диаграмма предпочтений потребителей молочной продукции
Рис 2.3. Круговая диаграмма частоты покупок молочной продукции
Диаграммы представленные на
рис 2.2. и 2.3., а также таблицы позволяют
сделать вывод, что по ассортиментным
предпочтениям наблюдается
Таблица 2.5.
Уровень доходов потребителей
Уровень дохода Количество %
До 1000 грн 74 39
От 1000 до 1500 грн 81 42,6
От 1500 грн до 2000 грн 24 12,6
От 2000 грн. и выше 11 5,8
Всего 190 100
В ходе исследования было опрошено 39% респондентов с уровнем дохо-да до 1000 грн., 42,6% - с доходом от 1000до 1500 грн., 12,6% - с доходом от 1500 до 2000, и 5,8% респондентов – с доходом свыше 2000грн.
Исходя из данных таблицы 2.5 потребители с доходом от 1000 до 1500 грн в месяц преобладают. А так как стандартная молочная продукция (молоко, кефир) имеет относительно не высокую цену (что подтверждает процентное соотношение, которое сложилось в ответах на вопрос № 4 «Как Вы считаете, в данный момент цены на молочную продукцию» — 4,7% выбрали ответ «неоп-равданно высокие», 5,3% - «вполне приемлемые» и 90% - «низкие»), то неуди-вительно, что частота покупки молочной продукции в основном не реже раза в неделю. Этот тезис также подтверждают результаты, полученные от анализа ответов на вопрос № 5 «Позволяет ли Ваш семейный бюджет иметь молочную продукцию в ежедневном рационе?», на который 181 человек (95,3%) ответили положительно и только 9 (4,7%) отрицательно.
Важной задачей данного исследования является выделение основных про-изводителей молочной продукции. Прежде чем определить рейтинг компаний в соответствии с предпочтениями потребителя необходимо проанализировать мо-тивы выбора того или иного производителя. Так приблизительно 40% опрошен-ных затрудняется ответить на вопрос влияет ли на их выбор реклама, но вот из оставшихся 60% , еще 40% твердо уверены, что влияет. При этом мнение отно-сительно производителей разделились: 42% опрошенных предпочитает покупать молочную продукции известных производителей (влияние рекламы) и 42% - продукцию, которую покупают уже длительное время, а оставшиеся 16% не имеют особых привязанностей к торговым маркам и приобретают ту продукцию, которая продается в ближайшем магазине. В случае если потребитель окажется в ситуации, когда есть возможность выбора между двумя одинаковыми по цене и качеству молочными продуктами 45,3% выберут разрекламированный продукт, 27,9 % - продукт местного производителя, 7,3% - продукт, имеющий красивую упаковку и 19,5 – не подошел ни один из предложенных вариантов
Распределение мнений относительно фактора, который влияет на выбор молочных изделий представлено в таблице 2.6. Поскольку выбор фактора в большой степени зависит от уровня дохода, то целесообразно будет продемон-стрировать зависимость уровня дохода и выбора факторов влияния.
Таблица 2.6.
Зависимость фактора, который влияет на выбор молочной продук-ции и уровня дохода
Фактор влия-ния Уровень дохода Всего
До 1000 грн От 1000 до 1500 грн От 1500 грн до 2000 грн От 2000 грн. и выше Кол-во %
Цена 23 6 - - 29 15,3
Качество 28 40 - 5 73 38,4
Производитель 17 31 8 6 62 32,6
Реклама 2 - 6 - 8 4,2
Внешний вид - 2 10 - 12 6,3
Упаковка - 2 - - 2 1,1
Другое 4 - - - 4 2,1
Всего 74 81 24 11 190 100
Как видно из таблицы, потребители, чей совокупный доход не превышает 1000 грн. гораздо больше, чем другие обращают внимание на цену товара, хотя качество потребляемой продукции тем не менее стоит на первом месте не толь-ко у этой группы, но и у лиц с доходом от 1000 до 1500 грн. В общем для всех респондентов, независимо от уровня дохода, качество, как фактор влияющий на выбор продукта, занимает первое место по значимости. На втором, в свою оче-редь, производитель. Реклама, как инструмент, непосредственно отделенный от производителя и качества товара, практически не важна для потребителя, также как и внешний вид, и упаковка.
После того, как были проанализированы основные критерии, по которым потребители в основном выбирают молочную продукцию, можно перейти к оп-ределению предпочтений потребителей относительно производителей.
Данные, характеризующие
предпочтения потребителей
Таблица 2.7.
Производитель Кол-во %
"Юнимилк Украина" 30 15,8
"Вимм-Билль-Данн" 27 14,2
"Лакталис-Украина" 22 11,6
"Геркулес" 15 7,9
Купянский молочный комбинат 12 6,3
"Рейнфорд" 17 9
Западная молочная группа 1 0,5
"Люстфордф" 8 4,2
"Фанни" 16 8,4
"Ласуня" 13 6,9
Danone 9 4,7
Другие 20 10,5
Всего 190 100
Анализируя данные таблицы
можно сделать вывод, что лидером
на рынке молочной продукции является
«Юнимилк Украина» (15,8%), которая с
не-большим отрывом вырвала
Для того, чтобы дать более детальные рекомендации производителям молочной продукции, основываясь не данном маркетинговом исследовании необходимо также отметить такие предпочтения потребителей, как упаковка (тара) молочной продукции, на примере молока, и места, где они обычно ее приобретают. Таким образом, исходя из опроса, 84,9% респондентов предпочитает приобретать молоко в мягком пластиковом пакете, при этом 97,1% потребителей обычно покупает молочную продукцию в упаковке размером 1,0 литра. Что касается мест продажи молочной продукции то, 35% опрошенных выбирают фирменные магазины или лотки, как правило, предпочитаемого производителя. На втором месте среди мест продажи – супермаркеты (именно там приобретают молочную продукцию 30% потребителей).
2.4 Рекомендации производителям молочной продукции
На основе полученных результатов и сделанных в подразделе 2.3. выводов можно сформулировать рекомендации производителям молочной продукции.
Так как на вопрос «Потребляете
ли вы молочную продукцию?» все респон-денты
ответили положительно, то предприятия
работающие на рынке молочной продукции
должны ориентировать свою деятельность
на наращивание объемов
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка молочной продукции