Маркетинговое исследование рынка туристических услуг по Скандинавии в Санкт-Петербурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

В современном мире туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. На долю туризма приходится десятая часть мирового валового национального продукта, чуть боле десяти процентов международных инвестиций. В связи с этим на протяжении многих лет туризм рассматривается как отрасль, стимулирующая местную экономику, повышающая благосостояние и влияющая на качество и уровень жизни населения страны.
На данный момент в мире мы можем наблюдать стремительное развитие международного туризма. Возрастает количество туристских поездок с культурно – познавательными целями, а также влияние туризма на социальную и культурную сферу, экологию, внешнеэкономическую деятельность и международные отношения.[1]

Содержание работы

Введение………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика рынка………………………..6
1.1.Анализ географического положения....................................6
1.2.Анализ политической конъюнктуры………………………8
1.3.Анализ экономической конъюнктуры…………………….9
Глава 2. Изучение спроса на рынке туристических услуг по Скандинавии…………………………………………………...12
2.1.Исследование требований покупателей и уровня покупательской способности…………………………………12
2.2.Прогнозирование будущего спроса на туризм по Скандинавии…………………………………………………...18
2.3.Определение ёмкости рынка, возможных объёмов продаж………………………………………………………….20
Глава 3. Изучение предложения……………………………...24
3.1.Исследование производства на местном рынке…………24
3.2.Изучение правовых основ деятельности………………...30
3.3.Изучение деятельности фирм-конкурентов……………..31
Заключение…………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу).docx

— 165.55 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

политехнический университет»

 

 

Факультет экономики и  менеджмента

Кафедра «Национальной экономики»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Маркетинг»

на тему: «Маркетинговое исследование рынка туристических  услуг по Скандинавии в Санкт-Петербурге»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 30710/2 группы

Колядинская В. И.

Приняла: Каньковская А. Р.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 

Содержание

Введение………………………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика рынка………………………..6

1.1.Анализ географического положения....................................6

1.2.Анализ политической конъюнктуры………………………8

1.3.Анализ экономической конъюнктуры…………………….9

Глава 2. Изучение спроса на рынке туристических  услуг по Скандинавии…………………………………………………...12

2.1.Исследование требований покупателей  и уровня покупательской способности…………………………………12

2.2.Прогнозирование будущего спроса  на туризм по Скандинавии…………………………………………………...18

2.3.Определение ёмкости рынка,  возможных объёмов продаж………………………………………………………….20

Глава 3. Изучение предложения……………………………...24

3.1.Исследование производства на  местном рынке…………24

3.2.Изучение правовых основ деятельности………………...30

3.3.Изучение деятельности фирм-конкурентов……………..31

Заключение…………………………………………………….43

Список литературы……………………………………………44 

Введение

В современном мире туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. На долю туризма приходится десятая  часть мирового валового национального  продукта, чуть боле десяти процентов  международных инвестиций. В связи  с этим на протяжении многих лет  туризм рассматривается как отрасль, стимулирующая местную экономику, повышающая благосостояние и влияющая на качество и уровень жизни населения  страны. 
На данный момент в мире мы можем наблюдать стремительное развитие международного туризма. Возрастает количество туристских поездок с культурно – познавательными целями, а также влияние туризма на социальную и культурную сферу, экологию, внешнеэкономическую деятельность и международные отношения.[1]

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации  внешнеторгового баланса, создания дополнительных рабочих мест и обеспечение  занятости населения, оказывает  огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт  и связь, строительство, производство товаров народного потребления, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально- экономического развития.[1]

Данная работа посвящена  маркетинговому исследованию рынка  туристических услуг Санкт-Петербурга, направленных на Скандинавские страны.

Скандинавия – регион на севере Европы, центром которого является Скандинавский полуостров. Скандинавия  на сегодняшний день - один из самых  развитых и благополучных регионов не только Европы, но и мира. Многочисленные исследования и опросы показывают, что уровень жизни, удовлетворенности  жизнью и экономического развития в  Скандинавии стабильно высокий  и с каждым годом неустанно  растет. 
Туристический потенциал стран Скандинавии огромен – это удачное географическое положение, множество малых рек и озёр, лесные массивы, лечебно-оздоровительные факторы природной среды, исторические и памятные места, уникальные традиции великих культур. В странах выявлено около 15 тысяч объектов, представляющих культурную ценность: исторические памятники, мемориальные места, музеи, и другие объекты показа, что может позволить развивать круглогодичный культурный туризм. Кроме того, на территории скандинавских стран более 1000 памятников истории и культуры, множество объектов экологического туризма: заповедники, национальные и природные парки, заказники и памятники природы.

Данная работа состоит  из трех глав. В первой главе дана общая характеристика рынка выездного  туризма Санкт-Петербурга по Скандинавии. Во второй главе проведено изучение и анализ спроса населения на данные конкретные туристические услуги. В  третьей главе проведено исследование предложения туристических услуг  туроператоров Санкт-Петербурга, основным направление которых являются страны Скандинавии.

 

Глава 1. Общая  характеристика рынка

1.1. Анализ географического  положения

Санкт-Петербург — город федерального значения Российской Федерации, административный центр Северо-Западного федерального округа, место нахождения Конституционного суда Российской Федерации (с 2008 года), Межпарламентской ассамблеи СНГ (с 1992 года), органов власти Ленинградской области, штаб-квартиры Западного военного округа ВС России, Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Расположен на северо-западе Российской Федерации, на берегу Финского залива Балтийского моря, в устье реки Невы.

Население — 4 953 219 человек (на 1 января 2012 года). В сентябре 2012 года вновь родился пятимиллионный житель города. Это — самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек. Среди городов, расположенных в Европе, Санкт-Петербург является третьим по населению, а также первым по численности жителей городом, не являющимся столицей. Плотность населения 3384 чел./км². Город — центр Санкт-Петербургской городской агломерации. Площадь города — 1439 км2.

Санкт-Петербург — важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это один из самых важных в стране центров туризма. 

Климат Петербурга — умеренный, переходный от умеренно-континентального к умеренно-морскому. Такой тип климата объясняется географическим положением и атмосферной циркуляцией, характерной для Ленинградской области. Это обуславливается сравнительно небольшим количеством поступающего на земную поверхность и в атмосферу солнечного тепла. За год в Санкт-Петербурге бывает в среднем 62 солнечных дня. Поэтому на протяжении большей части года преобладают дни с облачной пасмурной погодой, рассеянным освещением.  В городе наблюдаются так называемые Белые ночи, наступающие 25—26 мая и заканчивающиеся 16—17 июля, когда вечерние сумерки практически сливаются с утренними. В общей сложности продолжительность белых ночей — более 50 дней.

На основании всего  вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что Санкт-Петербург  имеет очень выгодное положение  на исследуемый рынок туризма  по Скандинавским странам в результате своего близкого расположения к ним  и выхода к Финскому заливу Балтийского  моря. Также благодаря такому явлению, как Белые ночи число туристов, желающих посетить Скандинавские страны и воспользоваться услугами туроператоров  возрастает. Поэтому географическое положение Санкт-Петербурга играет значимую роль в данной сфере деятельности.[2]

1.2. Анализ политической конъюнктуры

Государственная власть в  городе осуществляется на основании Устава, который был принят Законодательным собранием 14 января 1998 года. Высшим должностным лицом города является губернатор, назначаемый Законодательным собранием по предложению Президента Российской Федерации сроком на 5 лет. С августа 2011 года губернатором города является Георгий Полтавченко. Исполнительную властьв городе осуществляет Правительство, возглавляемое Губернатором, и иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, составляющие систему исполнительных органов государственной власти города — Администрацию Санкт-Петербурга. Правительство города размещается в здании Смольного института.

Законодательную власть в городе осуществляет Законодательное собрание, состоящее из 50 депутатов, избираемых жителями города по пропорциональной системе сроком на 5 лет. В 2011 году сформировано Законодательное собрание пятого созыва, в котором присутствуют 5 фракций: «Единая Россия» (20 мест), «Справедливая Россия» (12), КПРФ (7), «Яблоко» (6) и ЛДПР (5). Председателем Законодательного собрания является Вячеслав Макаров (с декабря 2011 года). Законодательное собрание размещается в Мариинском дворце. Для организации и осуществления контроля за исполнением бюджета города, расходованием средств внебюджетных фондов создаётся Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга. Судебную власть осуществляют Уставный суд Санкт-Петербурга и мировые судьи.

Город имеет обширные внешние  связи. В городе периодически проводятся дни культуры других городов и  стран. К 2011 году у Санкт-Петербурга 79 городов-побратимов.

В Санкт-Петербурге расположены: Генеральные консульства 34 стран  мира, 3 почётных Генеральных консульства, 19 Почётных консульств; представительства  международных организаций: Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, представительство Европейского банка реконструкции и развития, филиал Евразийского банка развития, Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества; представительства 28 субъектов Российской Федерации; зарегистрированы 17 национально-культурных автономий, 51 национально-культурное объединение, 20 землячеств.[2]

 

1.3. Анализ экономической конъюнктуры

 В следующих таблицах приведены основные макроэкономические показатели с 2001 по 2010 года[3]:

 

 

 

Проанализировав данные, можно  сделать вывод от том, что за последние 10 лет в России, в том числе  и в Санкт-Петербурге, экономика  показывает стабильный рост и подъём. ВРП за последнее десятилетие  увеличился более чем в 6,5 раз. ВВП  вырос более чем в 5 раз. Инфляция за 2009-2010 гг. держит одинаковый уровень, равный 8,8 %, что более чем в  два раза меньше, чем в 2001 году.

Санкт-Петербург — один из важнейших экономических центров Российской Федерации. Валовой региональный продукт (ВРП) города в 2010 году, по оценке Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, составил 1,662 трлн. рублей (в 2009 году — 1,477 трлн. руб.). Основными видами экономической деятельности являются (в скобках — доля в ВРП за 2008 год): обрабатывающая промышленность (19,9 %), оптовая и розничная торговля (22,9 %), операции с недвижимым имуществом (16 %), транспорт и связь (12,2 %), строительство (7,8 %), прочие виды деятельности (21,2 %). По итогам 2008 года город занял четвёртое место в России (после Москвы, Тюменской области и Московской области) по объёму ВРП.

Экономика, выбранного мною региона показывает положительную  тенденцию роста, доходы населения  растут, соответственно люди начинают больше тратить. Возрастает сфера услуг, в которую также входит и туризм. 

Глава 2. Изучение спроса на рынке туристических услуг  по Скандинавии

2.1. Исследование  требований покупателей и уровня  покупательской способности

Спрос — это количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой  цене из возможных (в течение определенного  периода времени) цен.

Спрос на туристский продукт  отражает уровень экономического и  социального развития страны. Так, в  России только 10% населения может  фактически пользоваться туристскими  услугами за счет семейного бюджета, в то время как в Западной Европе — до 57%, а в отдельных странах (Голландия, Скандинавские страны) —  до 75% . Кроме этого, на потребительский  спрос влияют демографический фактор (численность, половозрастная структура, культурный уровень потенциальных  потребителей), географические и климатические  условия, политическая и экономическая  стабильность страны, безопасность, психологические  факторы и другие случайные воздействия (погода, конфликты и пр.).[4]

Рынок туризма не является однородным. Он формируется на основе потребительского спроса, который, в  свою очередь, характеризуется различными желаниями, интересами, привычками потребителей. Рыночный сегмент – совокупность действительных или потенциальных  потребителей, одинаково реагирующих  на особый набор побудительных стимулов туристского путешествия. 

На сегментацию влияют различные демографические, социальные, мотивационные факторы, а также  поведенческие стереотипы индивидов.

Сегментация рынка  по группам потребителей

Основная масса туристов совершает путешествия со следующими целями: развлечение, ознакомление с  туристскими достопримечательностями  другой страны, отдых. Общая доля таких  туристов в международном туризме  составляет около 50 %. За этим сегментом  следуют деловые поездки (около 27 %), поездки с целью посещения  родственников (23%).[3]

 

 

 

Сегментация рынка  по параметрам предлагаемой продукции

В изучении спроса на туристские поездки очень важна сегментация  спроса на различные виды транспорта. Большую популярность на рынке Санкт-Петербурга заслужили автобусные туры. Объясняется это просто:

1) Санкт-Петербург расположен  близко к границе;

2) стоимость таких путешествий  примерно в 2 раза меньше, чем  авиатура;

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка туристических услуг по Скандинавии в Санкт-Петербурге