Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:11, курсовая работа
В современном мире туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. На долю туризма приходится десятая часть мирового валового национального продукта, чуть боле десяти процентов международных инвестиций. В связи с этим на протяжении многих лет туризм рассматривается как отрасль, стимулирующая местную экономику, повышающая благосостояние и влияющая на качество и уровень жизни населения страны.
На данный момент в мире мы можем наблюдать стремительное развитие международного туризма. Возрастает количество туристских поездок с культурно – познавательными целями, а также влияние туризма на социальную и культурную сферу, экологию, внешнеэкономическую деятельность и международные отношения.[1]
Введение………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика рынка………………………..6
1.1.Анализ географического положения....................................6
1.2.Анализ политической конъюнктуры………………………8
1.3.Анализ экономической конъюнктуры…………………….9
Глава 2. Изучение спроса на рынке туристических услуг по Скандинавии…………………………………………………...12
2.1.Исследование требований покупателей и уровня покупательской способности…………………………………12
2.2.Прогнозирование будущего спроса на туризм по Скандинавии…………………………………………………...18
2.3.Определение ёмкости рынка, возможных объёмов продаж………………………………………………………….20
Глава 3. Изучение предложения……………………………...24
3.1.Исследование производства на местном рынке…………24
3.2.Изучение правовых основ деятельности………………...30
3.3.Изучение деятельности фирм-конкурентов……………..31
Заключение…………………………………………………….43
Список литературы……………………………………………44
3) автобусный туризм рассчитан
на людей, жаждущих новых
Также некоторые туристы предпочитают и используют авиационный транспорт. Субрынок авиационных перевозок состоит из двух сегментов – регулярных и чартерных рейсов. Чартерные авиаперевозки играют решающую роль в развитии массового туризма. Они имеют преимущества в силу более низких тарифов и возможности обеспечения доставки непосредственно из ближайшего к месту жительства аэропорта к месту, максимально приближенному к пункту назначения, что ведет к экономии времени.
В связи с появлением в России большого количества частных авиакомпаний, использование чартерных рейсов становится перспективным направлением деятельности российских туроператоров.
Морской транспорт также
очень популярен среди
При выборе вида отдыха туристы пользуются следующими мотивациями:
1) желание отдохнуть именно на воде – до 32%;
2) желание провести отдых в спокойной размеренной и комфортной обстановке – до 52%;
3) не иметь забот об организации развлечения – до 45%;
4) желание увидеть новые местности, старинные города, посетить музеи, монастыри и др. – до 26%;
5) рекомендации друзей и знакомых – до 17%.
По возрасту путешествующих выделяют следующие сегменты:
Молодежный туризм (до 30 лет) – предпочитает дешевые поездки, менее комфортабельные средства размещения, активное общение с местным населением, посещение баров, дискотек, клубов.
Туризм среднего возраста (30-50 лет) – претендует на комфорт и удобства, содержательные экскурсионные программы, широкая география путешествий.
Туризм «третьего возраста» (старше 50) – требует не только комфорта, но и личного внимания со стороны обслуживающего персонала, наличия блюд диетического питания в ресторанах, размещение в гостиницах, расположенных в тихих местах.
Увеличение средней
Спрос по уровню доходов, покупательной способности населения. Зависимость между доходами населения и интенсивностью путешествия за границу является определяющим фактором международного туризма в любом регионе, в т.ч. Санкт-Петербурге.
Следует также учитывать
поведенческие стереотипы индивидуумов
внутри каждого из сегментов. Поведенческие
стереотипы как индивида, так и
тургруппы складываются в результате
влияния различных социально-
Можно рассмотреть следующий пример. Любопытно, но у российских туристов сложилась немало неверных стереотипов о Норвегии. Во-первых, многие российские туристы считают, что до Норвегии долго добираться, что абсолютно неверно. Все крупные горнолыжные курорты Норвегии расположены неподалёку от Осло, авиаперелёт до которого из Москвы занимает 2.5 часа. Помимо этого, запущен паром Санкт-Петербург – Осло, на котором до норвежской столицы автолюбители могут переправить свой автомобиль. Второй стереотип – крайне низкая температура воздуха и воды. Известно, что тёплое течение Гольфстрима создаёт в Норвегии уникальные климатические условия: зимой средняя температура здесь 5-10°. Наконец, некоторые россияне уверены, что в Норвегии темно, как во время полярной зимы, хотя Осло расположен на той же широте, что и Хельсинки и Санкт-Петербург. Кроме того, уникальное освещение делает трассы норвежских горнолыжных курортов доступными для катания в любое время суток.[4]
2. 2. Прогнозирование будущего спроса на туризм по Скандинавии
На сайте Росстата опубликована информация об отдыхе русских туристов за границей. Российские туристы в первой половине 2011 года совершили около 6 миллионов поездок на отдых за границей. Это на 11,8 % больше, чем за такой же период 2010 года. Что касается стран Скандинавии, то в рекордном плюсе – Швеция, Норвегия, (91, 77 процентов соответственно). Что касается Норвегии, то небывало высокий показатель – это результат в первую очередь разумной рекламы в России отдыха в Норвегии. На увеличение путешествий в Швецию неслабую роль сыграла организация открытия паромного движения из Санкт-Петербурга в Стокгольм.[4]
Далее хотелось бы рассказать о перспективах развития рынка туризма по Скандинавскому направлению и способствующих этому факторах.
Скандинавия является одним
из главных регионов Европы в сфере
международного туризма. Здесь сложились
наиболее благоприятные социально-
На развитие туристического
хозяйства страны положительно воздействуют
следующие экономико-
1. выгодное экономико-географическое
положение (близкое расположение к другим
европейским государствам, а также приморское
положение);
2. высокий уровень
3. сравнительно высокий
средний уровень жизни
4. высокая плотность населения, особенно городского, и растущая урбанизация;
5. густая сеть путей сообщения на территории и хорошие транспортные связи с другими регионами мира;
6. относительно низкая стоимость проезда из одной страны в другую;
7. развитая туристская
инфраструктура, прежде всего высокая
степень развития фонда
8. большой опыт организации туризма.
Развитию международного
туризма в Скандинавских
На относительно небольших
по размеру территориях Норвегии,
Дании, Финляндии и Швеции нашлось
место обширным лесам и природным
заповедникам, живописным горам, рекам,
минеральным и целебным источникам,
которые предопределили появление
многочисленных и широко известных
зон отдыха и курортов. Многочисленных
туристов привлекают горы, здесь прекрасные
условия для охоты и рыбной
ловли.
Скандинавские страны насыщены историческими
местами, памятниками архитектуры, причем
хорошо сохранившимися и доносящими до
нас шелест веков.
Скандинавия остается устойчивым направлением на российском туристическом рынке. Этому способствует, прежде всего, удобное расположение стран региона - благодаря многочисленным паромным рейсам достичь берегов Швеции, а также Норвегии и Дании можно, избежав авиаперелетов. Из всех северных стран лишь Исландия пока остается местом исключительно индивидуального и достаточно экзотического познавательного туризма, но туроператоры отмечают значительный рост интереса и к этому необычному краю.
2.3. Определение
ёмкости рынка, возможных
Объем продаж туров в Скандинавию
возрос, особенно в настоящее время
на горнолыжные курорты на 10%. Интенсивные
продажи начались достаточно рано -
в конце июля - и с хорошим
показателем глубины продаж как
по бронированию новогодних, рождественских
дат, так и туров на середину-конец
января, февраль и даже март. Также,
по ее словам, все большее количество
туристов отдают предпочтение горнолыжным
курортам Скандинавии. Это связано
с тем, что россияне в поиске чего-то
новенького, а Скандинавия, Финляндия,
Норвегия и Швеция готовы выполнить
пожелания взыскательных
По данным Росстата в следующей таблицы приведена статистика по выездному туризму в России за 2011 год и процентное изменение по сравнению с 2010 годом.[7]
Сравнительная таблица показателей выезда российских граждан за рубеж с целью туризма | |||
Страны |
2010 |
2011 |
Изм-е, % |
Финляндия |
709 009 |
912 105 |
29 |
Швеция |
25 323 |
50 359 |
99 |
Норвегия |
12 805 |
25 581 |
100 |
Проанализировав данную таблицу
можно сделать вывод, что в
сфере выездного туризма по Скандинавскому
направлению наблюдается
На основе информации, приведённой
на данном сайте, я построила таблицу,
в которой содержатся количественные
данные за четыре года с 2008 по 2011 о числе
посещений российскими
Страна |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Финляндия |
666 892 |
556 311 |
709 009 |
912 105 |
Швеция |
20 847 |
19 524 |
25 323 |
50 359 |
Норвегия |
20 707 |
14 015 |
12 805 |
25 581 |
Общ. показатель |
708 446 |
589 850 |
747 137 |
988 045 |
Из диаграммы видно, что
данное направление туризма пользуется
большим спросом у туристов, даже,
несмотря на небольшой спад в продажах
в 2008-2009 годах, вероятнее всего связанный
с настигнувшим в то время Россию
и другие страны мира кризисом. Жизненный
цикл туристических услуг по Скандинавии
является классическим, можно даже
сделать предположение, что классическим
«вечным». В настоящий момент рынок
туристических услуг в
Глава 3. Изучение предложения
3. 1. Исследование производства на местном рынке
В настоящее время в Санкт-Петербурге вряд ли можно найти в чистом виде туроператора. В условиях зарождения нового туризма в России в начале 90-х многие туристские фирмы избрали себе стиль и технологию работы по принципам многофункционального туристского агентства. Они делали и делают в настоящее время все, что получается. Они и операторы, они же и агенты, они же принимают, они же отправляют в туристские путешествия и по России и за рубеж и туда, куда попросят. В основном это малые туристские фирмы, осваивающие небольшие туристские потоки.
Наиболее распространенная организационно-правовая форма фирмы-туроператора – общество с ограниченной ответственностью.
Спектр услуг крупнейших
туроператоров Санкт-Петербурга очень
широк. Их деятельность покрывает внутренний,
международный, выездной и въездной
туризм. Наличие собственных автобусных
и автомобильных парков ставит фирмы
в выгодное положение перед остальными
фирмами города, масштабы которых
не позволяют им иметь таковых. А
возможность организации
В Петербурге функционирует около 1400 предприятий индустрии туризма, однако количество активных игроков – туроператоров не превышает 100.
Таким образом, рынок туруслуг,
в частности, услуг туроператоров,
можно характеризовать как
Рынок туроператоров Санкт-Петербурга
характеризуется большим
Таким образом, рынок туроператоров Санкт-Петербурга можно характеризовать как рынок монополистической конкуренции, с небольшой группой явных лидеров.
Тщательно изучив и проанализировав
вышеизложенную информацию можно выделить
из четырёх лидирующих фирм товарного
лидера. Безусловно, им является компания
Нева. Туроператор организует путешествия
по всему миру, в любую страну.
На официальном сайте компании можно
найти умопомрачительное