Маркетинговые исследования ОАО «Ростелеком»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:20, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является проведение маркетинговых исследований с целью определения основных направлений повышения конкурентоспособности компании ОАО «Ростелеком» и ее услуг на рынке. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: теоретически изучить сущность, особенности проведения и влияние маркетинговых исследований на конкурентоспособность предприятия; провести организационно-экономический анализ компании ОАО «Ростелеком»; дать рекомендации по разработке программы маркетинговой деятельности компании ОАО «Ростелеком» с целью повышения конкурентоспособности.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты организации и проведения маркетинговых исследований
1.1 Понятие и сущность маркетинговых исследований
1.2 Роль маркетинговых исследований в повышении конкурентоспособности организации
1.3 Анализ конкуренции – основное направление маркетинговых исследований
2. Организационно-экономическая характеристика компании ОАО "Ростелеком"
2.1 Общая информация о компании ОАО "Ростелеком"
2.2 Положение компании ОАО «Ростелеком» в отрасли
2.3 Приоритетные направления и планы развития компании
3. Проведение маркетинговых исследований с целью повышения уровня конкурентоспособности компании ОАО «Ростелеком»
3.1 Маркетинговое исследование клиентов компании ОАО «Ростелеком»
3.2 Анализ конкурентоспособности компании ОАО «Ростелеком» на рынке телекоммуникационного бизнеса
3.3 Основные рекомендации по совершенствованию системы маркетинга компании ОАО «Ростелеком»
3.4 Расчет бюджета рекламных мероприятий
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

тупой диплом.doc

— 765.00 Кб (Скачать файл)

При сборе вторичной  информации обычно опираются на собственные  силы, однако, смысл обращаться в  исследовательскую фирму есть –  это гарантия профессионального  исследования, проведенного в установленные  сроки, которое позволит получить качественную информацию, сэкономить время и не отрываться от текущей работы [21].

Метод наблюдения позволяет:

  • определить частоту посещаемости (заходы-выходы) посетителей в магазин (банк);
  • определить приблизительный половозрастной состав участников какого-либо мероприятия;
  • определить приблизительную продолжительность какого-либо события (например, пребывание небольшой кампании в ресторане);
  • оценить атмосферу, в которой происходит событие (презентация);
  • оценить место расположения объекта и возможных маршрутов его достижения;
  • оценить внешнее и внутреннее физическое состояние объекта: магазина, кинотеатра, банка, офиса [33].

Независимое наблюдение удобнее всего поручить исследовательской  фирме. Это сэкономит время и  обеспечит объективность выводов.

Эксперимент как  метод, применяемый в маркетинговых  исследованиях позволяет:

  • моделировать физические параметры товара (услуги);
  • получить представление о возможной реакции потенциальных потребителей на рекламу, и выбрать лучший вариант рекламного сообщения;
  • смоделировать внештатные ситуации и отработать действия сотрудников в них (например, эксперимент "Тайный покупатель"); [20]
  • определить уровень эластичности спроса по цене.

Эксперимент –  один из самых дорогих методов  маркетинговых исследований. Полноценное исследование, включающее использование записывающей аппаратуры и анализ результатов может составлять несколько тысяч рублей.

Метод глубинного интервью (опрос экспертов) позволяет решать специфические вопросы: технические, юридические финансовые и т.п. В тоже время, он может быть применен и при решении проблем, которые требуют учета мнения широкого круга потребителей – иногда вполне достаточно того, что эти мнения в концентрированном виде выскажут десять-пятнадцать квалифицированных экспертов. Кроме того, обращение к специалистам должно обеспечить:

  • сохранение конфиденциальности;
  • более высокий уровень открытости и объективности;
  • меньшие сроки проведения исследования.

Стоимость проведения глубинного интервью во многом зависит  от квалификации эксперта. Количество экспертов, которых необходимо задействовать составляет, как правило, 10-15 человек. Метод фокусирования в группе является одним из самых распространенных методов маркетинговых исследований, поскольку является относительно недорогим и в тоже время позволяющим оценить качественные характеристики товара. Проведение фокус-групп используется при:

  • разработке и тестировании продукции;
  • тестировании упаковки;
  • тестировании рекламы;
  • ретроспективных исследованиях, когда необходимо выявить мнение относительно событий, имевших место в прошлом (3, 5, 10 лет назад).

Кроме того, работа в фокус группе дает возможность  фиксировать на пленку реакции респондентов (в том числе и невербальные) [34].

Массовый (полевой) опрос в отличие от фокус-групп  позволяет, прежде всего, получить количественную информацию:

  • оценить потенциальную и реальную емкость рынка в натуральном и денежном выражении;
  • узнать распределение рыночных долей между основными конкурентами в процентах;
  • оценить покупательскую способность населения;
  • рассчитать эластичность по цене и т. д.

К преимуществам  массового опроса следует отнести  также анонимность респондентов, что позволяет исследовать практически  любые вопросы вплоть до самых  личных [6]. С этой точки зрения опрос  является универсальным способом исследования.

Таким образом, выделенные методы маркетинговых исследований позволяют ответить, в общих чертах, на все возможные вопросы, возникающие  в маркетинговой деятельности организации. В заключение, следует, пожалуй, сказать  только, что на практике, при решении  конкретных задач, перечисленные методы маркетинговых исследований используются чаще комплексно, взаимо дополняя друг друга.

 

1.2 Роль маркетинговых исследований в повышении конкурентоспособности организации

 

Рассмотрев  подробно такие понятия как, маркетинг  и конкурентоспособность предприятия, необходимо определить какое же место занимает маркетинг в системе управления конкурентоспособностью предприятия. Служба маркетинга на предприятии разрабатывает маркетинговую политику предприятия. В зависимости от того, как эта политика разработана и проводится, в целом, и зависит конкурентоспособность, как продукции, так и самого предприятия [19].

Как известно маркетинговая  политика предприятия включает в  себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. Схематично данное утверждение приведено на Рисунке 5.

 

Рисунок 5 –  Маркетинговая политика предприятия

 

На обычном  рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственной политики предприятия-производителя. Уже в силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, т.е. его создание, производство и совершенствование, реализация на рынках, сервисное и предпродажное обслуживание, разработка рекламных мероприятий, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя. Весь этот комплекс мероприятий производителя и называется товарной политикой производителя [18].

Именно поэтому  если у производителя нет качественного, ориентированного на потребности товара, – у него нет ничего, – это главная заповедь маркетинга.

Товар – основа всего комплекса маркетинга. Если товар не удовлетворяет потребности  покупателя, то никакие дополнительные затраты на маркетинговые мероприятия  не смогут улучшить его позиции на конкурентном рынке – его провал в конечном счете неизбежен.

Товарная политика предполагает определенный набор действий или заранее обдуманных методов  и принципов деятельности, благодаря  которым обеспечивается преемственность  и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров [35]. Отсутствие такого набора действий приводит к неустойчивости ассортимента предприятия, провалам, подверженности ассортимента чрезмерному воздействию случайных или преходящих конъюнктурных факторов. Текущие решения руководства в таких случаях нередко носят половинчатый, малообоснованный характер, основывающийся на интуиции, а не на расчете, учитывающем долговременные интересы.

Товарная политика – это не только целенаправленное формирование ассортимента и управление им, но и учет внутренних и внешних факторов воздействии на товар, его создание, производство, продвижение на рынок и реализация, юридическое подкрепление такой деятельности, ценообразование как средство достижения целей товарной политики и др.

Что касается ценовой политики, то она тоже оказывает значительное влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.

Как атрибут  товара цена занимает особое положение  в маркетинге и ведущее место  в его комплексе. Это единственный элемент комплекса маркетинга, который способствует накоплению денежно-финансовых ресурсов (а, следовательно, и всех иных). Вся иная деятельность в рамках маркетинга, включая исследование рынка, рекламу, перемещение товаров, является затратной и осуществляется с расчетом на получение прибыли от вложенных средств [8].

Отправным моментом в отношении "товар – покупатель" является процесс принятия последним  решения о покупке, при котором  оцениваются средства удовлетворения потребности, предлагаемом на рынке. Уже  это обстоятельство позволяет утверждать, что нет "цены в себе", существуют "цены на что-то". В связи с этим решения по политике цены принимаются с учетом отношения "цена – качество". Объектом решений является формирование такого отношения "цена – качество", которое соответствовало бы требованиям рынка (потребителя) и целям товаропроизводителя [36].

Ценовая политика – исключительно важный инструмент фирмы товаропроизводителя, однако его использование сопряжено с риском, поскольку при неумелом обращении с ним могут быть получены самые непредсказуемые и отрицательные по своим экономическим последствиям результаты. И уж совершенно недопустимо для фирмы отсутствие ценовой политики как таковой.

Под ценовой  политикой фирмы понимается система  представлений, концептуальных положений  о том, какие принципы должны составлять основу ценообразования и как маневрировать ценами для достижения определенных целей фирмы [17]. Иначе говоря, ценовая политика в маркетинге – это установление определенных цен и способов маневрирования ими в зависимости от положения на рынке, которое позволяет овладеть заданной долей рынка, получить расчетную прибыль, а также решить другие стратегические и оперативные задачи.

Сбытовая политика фирмы-товаропроизводителя неразрывно связана, с одной стороны, со спросом (его размерами, динамикой, структурой) на целевом рынке, а с другой, – с собственными производственно-сбытовыми, финансовыми, организационно-управленческими и иными возможностями. Эта политика должна в максимальной мере удовлетворять потребности покупателей, причем с наибольшим удобством для них, и одновременно учитывать фактор давления со стороны конкурентов, проявляющийся в их сбытовой политике и практике.

Если сбытовая политика конкурентов заведомо более  эффективна, то изготовителю следует, либо уйти с целевого рынка, либо коренным образом модернизировать всю систему сбыта с целью значительного повышения ее конкурентоспособности, либо изменить свою производственную и сбытовую специализацию [16].

Хорошо отлаженные коммуникационные (прямые и обратные) связи фирмы-товаропроизводителя (равно как и других субъектов рыночной деятельности) являются непременным условием ее нормального функционирования в качестве хозяйственной единицы, одной из решающих предпосылок ее успешной рыночной деятельности. Значимость коммуникации в современных условиях устойчиво возрастает вследствие все большей насыщенности рынков товарами, все большего разнообразия потребностей потребителей, форм и методов конкуренции, все более совершенных средств сбора, хранения, обработки, передачи информации и целого ряда других факторов.

Маркетинговая коммуникация фирмы – это комплексное воздействие  фирмы на внутреннюю и внешнюю  среду с целью создания благоприятных  условий для стабильной прибыльной деятельности на рынке [37].

Маркетинговая коммуникация – двусторонний процесс: с одной стороны, предполагается воздействие на целевые и иные аудитории, а с другой, – получение встречной информации о реакции этих аудиторий на осуществляемое фирмой воздействие. Обе эти составляющие одинаково важны; их единство дает основание говорить о маркетинговой коммуникации как о системе [37].

Из всего  вышесказанного можно сделать один важный вывод о том, что маркетинг  занимает центральное место в  управлении конкурентоспособностью предприятия [15]. Так разработанная эффективная  маркетинговая политика предприятия сможет укрепить позиции предприятия на рынке, сформировать положительный образ у потребителей и выгодно выделить среди конкурентов. Это в свою очередь и является конкурентоспособностью предприятия на рынке товаров и услуг [21].

 

 

1.3 Анализ конкуренции – основное направление маркетинговых исследований

 

Конкурентоспособность может быть рассмотрена на нескольких уровнях: товарном (как конкурентоспособность  товара), микроуровне (конкурентоспособность  предприятия), мезоуровне (отрасль) и  макроуровне (страна) (Рисунок 6).

 

Рисунок 6 –  Уровни конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [14]. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность товара определяется по отношению к  конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране [9].

Информация о работе Маркетинговые исследования ОАО «Ростелеком»