Маркетинговые исследования покупательского спроса на безалкогольные напитки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить спрос на безалкогольные напитки.
Задачи: теоретически обосновать маркетинговые исследования; изучить спрос на рынке, дать характеристику товару.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты маркетингового исследования покупательского спроса на безалкогольные напитки………………………………………………4
1.1 Понятие и виды спроса, факторы, влияющие на спрос……………...4
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований……9
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса……………………………………………………………………………...15
2 Краткая характеристика рынка безалкогольных напитков…………….18
2.1 Безалкогольные напитки и их характеристика……………………….18
2.2 Характеристика рынка безалкогольных напитков……………………21
3Маркетинговые исследования покупательского спроса на безалкогольные напитки………………………………………………………….24
3.1 Разработка плана исследования……………………………………….24
3.2 Анализ спроса по результатам наблюдений за покупателями………24
3.3 Анализ спроса по результатам опроса потребителей………………..25
4 Сравнительные характеристики концепций маркетинга……………...26
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

газировка курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)
    1. Природные минеральные воды условно подразделяют на столовые и лечебные. Столовые минеральные воды обладают приятным освежающим вкусом, хорошо утоляют жажду. Ассортимент: Нарзан, Московская, Боржоми, Ессентуки № 20 и др. Лечебные минеральные воды применяют по назначению врача и к ним относятся: Ессентуки № 4, Ессентуки № 17 и др.
    2. Искусственные минеральные воды получают путем растворения в питьевой воде некоторых солей и насыщения полученного раствора углекислым газом. К таким водам относятся Содовая, Сельтерская.

2. Соки плодово-ягодные  среди безалкогольных напитков  занимают особое место, так как не только утоляют жажду, но и способны оказывать физиологическое воздействие на организм человека. Некоторые соки имеют диетическое и лечебное значение. Соки получают из свежих плодов и ягод, и поэтому они содержат сахара, органические кислоты, витамины, минеральные соли, пектиновые, дубильные, красящие, ароматические вещества.

В зависимости от технологии и состава различают следующие  виды соков: натуральные; купажированные; концентрированные; для детского питания; соки с мякотью.

    1. Натуральные соки получают из одного вида сырья без введения добавок. Эти соки бывают прозрачными (осветленными) и мутными (неосветленными). Наиболее высоким качеством отличаются марочные (сортовые) натуральные соки из специально подобранных сортов сырья, например сок яблочный из сорта Антоновки.
    2. Купажированные соки получают добавлением к основному соку до 35% сока других видов плодов и ягод. Их вырабатывают натуральными, с сахаром, а также с мякотью и сахаром.
    3. Концентрированные соки получают из свежих плодов и ягод частичным удалением влаги путем выпаривания или вымораживания. Содержание сухих веществ в концентрированном соке колеблется от 43,8 до 70%. Выпускают их осветленными и неосветленными.
    4. Соки для детского питания вырабатывают только высшего сорта из высококачественного плодово-ягодного сырья. они могут быть натуральными, с сахаром, с мякотью и сахаром, купажированными.
    5. Соки с мякотью (нектары) получают смешиванием протертой и гомогенизированной мякоти плодов и ягод с сахарным сиропом. Содержание мякоти в них — 30—60%, она должна быть равномерно распределена.
    6. Осветленные натуральные соки и соки с сахаром должны быть прозрачными, без осадков, неосветленные — однородной консистенции, свободно льющимися, непрозрачными; соки с мякотью — в виде однородной непрозрачной массы с равномерно распределенной гомогенизированной мякотью. Вкус, запах и цвет соков должны соответствовать натуральным плодам, из которых они получены. Основными физико-химическими показателями, соков являются содержание сухих веществ, кислотность и др.

3. Экстракты получают увариванием или вымораживанием свежих либо консервированных плодово-ягодных соков до содержания сухих веществ 44—62%. По качеству экстракты подразделяют на высший и первый сорта.

4. Сиропы представляют  собой сгущенные растворы плодово-ягодных соков, сахара, ароматических веществ, кислот и других компонентов. Выпускают сиропы натуральные, получаемые из натуральных плодово-ягодных соков, морсов и экстрактов, и искусственные — с добавлением синтетических эссенций, а по обработке — непастеризованные и пастеризованные. Сиропы используют для приготовления напитков, в кондитерском производстве, в кулинарии.

5. Газированные напитки  представляют собой насыщенные  углекислотой водные растворы  смесей сахарного сиропа, плодово-ягодных  соков или экстрактов, пищевых кислот, ароматических веществ и других компонентов.

В зависимости от технологии и способа продажи эти напитки  делят на расфасованные в бутылки  и сухие газированные напитки. В  зависимости от рецептуры газированные напитки в бутылках делят на пять групп: на соко-содержащие; на ароматизаторах; тонизирующие; специального назначения; сухие напитки.

    1. Сокосодержащие напитки готовят на натуральном сырье (соках, настоях, сиропах, экстрактах). Они отличаются полным вкусом, гармоничным и естественным ароматом, содержат сахара 6—8 и 10—12%. Ассортимент: Яблочный, Клюквенный, Малиновый и др.
    2. Напитки на ароматизаторах готовят с использованием синтетических ароматических эссенций, пищевых кислот, красителей, сахарного сиропа. К ним относят Крем-соду, Дюшес, Барбарис и др.
    3. Тонизирующие (бодрящие) напитки содержат тонизирующие настои и экстракты, в результате чего они способны снимать утомление и оказывают жаждоутоляющее действие. Ассортимент тонизирующих напитков: Саяны, Байкал, Бодрость, Утро, Пепси-кола, Кока-кола.
    4. Напитки специального назначения включают витаминизированные напитки (отличаются повышенным содержанием витамина С, который вводят в виде аскорбиновой кислоты или высоковитаминных соков и настоев) — это Красная Шапочка, Здоровье, Яблоко, Лесной букет, Колокольчик; напитки для диабетиков готовят на сорбите и ксилите.
    5. Сухие газированные напитки — смесь сахара, винной пищевой кислоты, двууглекислого натрия, ароматической эссенции, колера или другого красителя. Ассортимент: Грушевый, Освежающий. 

 

           2.2 Характеристика рынка безалкогольных напитков

 

Российский рынок безалкогольных напитков динамично развивается  и растет по всем направлениям.

По оценкам Союза  производителей безалкогольных напитков, за последние пять лет производство данного вида продукции в России увеличилось более, чем втрое.

Производство безалкогольных напитков в 2003 г. составило 350 млн. дкл (109 % к отчету за 2002 г.), минеральных вод  – 3804,8 млн. полулитров (114 %).

Рынок безалкогольных напитков сегментируется следующим образом. Удельный вес минеральной и питьевой воды в общем объеме производства и потребления составляет порядка 66%. Напитки на основе экстракта колы занимают 9%, на долю напитков традиционной серии таких, как, например, «Буратино», «Тархун», «Лимонад» приходится до 8% рынка. Оставшаяся часть – около 17% распределяется между напитками с фруктовым вкусом, квасом, сокосодержащими и т.п.25

В последние годы прослеживается тенденция к увеличению потребления  безалкогольных напитков: минеральной  воды, соков, газированных и фруктовых  вод – особенно в крупных городах.

Однако структура российского  рынка безалкогольных постепенно меняется в пользу питьевых и минеральных  вод за счет сокращения сладких газированных напитков.

Расширяется рынок минеральной  питьевой воды, как по объему, так  и по ассортименту. Их потребление будет продолжать расти и уже превысило отметку в 10 литров на человека в год.

Специалисты склонны  объяснять данный феномен становящимся все более популярным в последнее  время здоровым образом жизни, реклама  которого, пусть косвенная и опосредованная, все же оказывает сильное влияние на рынок.

Росту доли минеральной  воды в секторе безалкогольных напитков способствуют также европейские  тенденции, использование новых  видов упаковки, рост культуры потребления, уровня жизни. К тому же нельзя не отметить ухудшающуюся экологическую обстановку и прежде всего в крупных городах, где проблемы с качественной водой стоят особенно остро.

Эти факторы имеют  долговременный характер и в дальнейшем будут поддерживать расширение рынка  минеральных вод в России.

Рынок лимонадов развивается  менее динамично и близок к  насыщению, поэтому существенных изменений  здесь ожидать не следует. Долю у  лимонадов постепенно отбирают спортивные и «энергетические» напитки.

Пока их сегмент достаточно мал – всего около 5-6% рынка. Однако судя по тому, как эта категория напитков стремительно увеличивает свою популярность на Западе, и в России у нее есть достаточно серьезный потенциал роста, хотя бы потому, что по мнению многих специалистов российский рынок безалкогольных напитков в целом повторяет развитие европейского только с отставанием на 3-5 лет.

В последнее время  отмечается постоянно увеличивающийся  спрос в сегменте питьевой воды, в т.ч. на 19-литровые бутыли, которые  доставляются на дом или в офис.

Этот сегмент рынка достаточно новый для России, но потенциал его роста огромен.

По приблизительным  оценкам увеличение может составлять до 25 - 30% в год.

Это вызвано определенным ростом благосостояния населения, его  стремлением вести здоровый образ  жизни, низким качеством водопроводной воды, а также и удобством услуги.

Многие отмечают достаточно хорошие перспективы роста потребления  кваса – традиционного русского напитка. Сегодня, согласно данным компании AC Nielsen, квас в России занимает уже  четвертое место по объему продаж среди прохладительных напитков, и при этом продолжает стремительно завоевывать рынок. Ежегодная динамика этой рыночной ниши составляет не менее 25%.26

В последнее время  на рынках зарубежных стран отмечаются серьезное усиление позиций холодного  чая и кофе. В мире продажи холодного чая и кофе, которые относятся к категории готовых к употреблению (ready-to-drink, RTD) напитков, достигли 4% общего объема рынка прохладительных напитков. В Россия благодаря бурному росту продаж данной категории напитков в 2004 году их доля увеличилась до 3% в общем объеме потребления.

В будущем среди новинок  на рынке безалкогольных напитков все  чаще можно будет встретить «композицию  из пробирки экспериментатора» - так  называемые напитки-гибриды, которые  вбирают в себя свежие тенденции, размывая границы между традиционными категориями напитков. К их числу можно отнести, например, напитки на основе пива с соком или шорле (смесь минеральной воды с соком)27.

В целом же следует, безусловно, признать, что развитие рынка безалкогольных напитков в России по качественным характеристикам соответствует мировым тенденциям. И в настоящее время потребители начинают требовать все более высококачественную продукцию, удовлетворяющую потребность всех возрастных категорий населения.

 

3 Маркетинговые исследования покупательского спроса на безалкогольные напитки.

 

                        3.1 Разработка плана исследования

 

Исследование покупательского  спроса на безалкогольные напитки будет  проводиться путем наблюдения и  опроса покупателей продуктового отдела торгового центра «Глобус», расположенного по адресу: г. Киров, ул. Воровского, 135. Исследование проводилось в выходной день, каждое в течение одного часа с промежутком в 2 часа с 11 до 15 часов.

В ходе исследования определялись покупательские предпочтения посетителей «Глобуса».

Содержание анкеты предложено в приложении 1.

Наблюдение строилось  по принципу ответа на те же вопросы, что  и приводились в опроснике.

 

3.2 Анализ спроса по результатам наблюдений за покупателями

 

На основе задачи 1 « Анализ гармоничности связи продаваемого ассортимента товаров путем расчета частоты совместных покупок».

Обобщение результатов  наблюдения

Покупатели

Минеральные воды

Сок

Газ. воды

Итого

1

-

-

-

0

2

2

-

-

2

3

-

1

1

2

4

1

2

-

3

5

1

1

-

2

Итого

4

4

1

9


 

 

 

Матрица частоты совместных покупок

Группы товаров

Минеральные воды

Сок

Газ. воды

Итого

Минеральные воды

0

1,5

0

1,5

Сок

1,5

0

1

2,5

Газ. воды

0

1

0

1

Итого

1,5

2,5

1

5


 

Максимальная частота  совместных покупок, равная 1,5 наблюдается  между соками и минеральными водами. Такую ситуацию можно объяснить тем, что соки и минеральные воды являются полезными для здоровья напитками, а газированная вода пропагандируется как вредная, вследствие чего её покупки реже.

Покупки соков вместе с минеральной водой легко  объяснить тем, что сок в силу своей сладости не полноценно утоляет жажду, вот почему в добавок к нему и приобретается минеральная вода.

Информация о работе Маркетинговые исследования покупательского спроса на безалкогольные напитки