Маркетинговые исследования покупательского спроса на безалкогольные напитки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить спрос на безалкогольные напитки.
Задачи: теоретически обосновать маркетинговые исследования; изучить спрос на рынке, дать характеристику товару.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты маркетингового исследования покупательского спроса на безалкогольные напитки………………………………………………4
1.1 Понятие и виды спроса, факторы, влияющие на спрос……………...4
1.2 Общая характеристика процесса маркетинговых исследований……9
1.3 Особенности маркетинговых исследований покупательского спроса……………………………………………………………………………...15
2 Краткая характеристика рынка безалкогольных напитков…………….18
2.1 Безалкогольные напитки и их характеристика……………………….18
2.2 Характеристика рынка безалкогольных напитков……………………21
3Маркетинговые исследования покупательского спроса на безалкогольные напитки………………………………………………………….24
3.1 Разработка плана исследования……………………………………….24
3.2 Анализ спроса по результатам наблюдений за покупателями………24
3.3 Анализ спроса по результатам опроса потребителей………………..25
4 Сравнительные характеристики концепций маркетинга……………...26
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

газировка курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Анализ спроса по результатам опроса потребителей.

Определить прогноз  спроса на яблочный сок «Фруктовый сад» 0,5 л при коэффициенте эластичности спроса по цене 28 руб. Число покупателей в Кирове может достигать 470 000 чел. Сложившийся уровень продаж составляет 3 л на человека в неделю. Намечается снижение цены на товара на 1%.

    • Увеличение спроса составляет 28*1%=28%
    • Новый уровень потребления на 1 покупателя составит:
    • 3*(1+0,28)=3,84
    • Объёмы продаж составят 3,84*470 000=1 804 800 (л)

Вывод: При снижении уровня цен на 1% на сок «Фруктовый сад» 0,5 л, увеличение объёма продаж составит 0,84 л в неделю. Новые прогнозируемые объёмы продаж составят 1 804 800 л в неделю.

 

 

           4 Сравнительные характеристики концепций маркетинга

 

Концепция

Условия применения

Преимущества

Недостатки

Производственная концепция

Данная концепция маркетинга востребована в условиях дефицита товаров, который наблюдается при ограниченном производстве.

1. основная часть реальных  и потенциальных потребителей  на рынке имеет ограниченный, небольшой доход;

2. спрос на данный  товар превышает предложение  и часть потребителей, которые  хотя им и не нравится предложенный товар, покупают его, удовлетворяя тем самым ненадолго свои потребности;

3. в условиях производства, особенно новой продукции, себестоимость  велика и требуется найти способ  ее быстрого снижения с целью  достижения необходимой доли  на рынке.

Возможность получить большую прибыль засчёт уменьшения затрат на производство.

Не улучшается качество производимых товаров.

Товарная концепция

Концепция отвечает ситуации, когда на рынке существует примерный  баланс спроса и предложения и  потребитель ориентируется на выбор лучшего предложения из всех существующих.

Применение этой концепции  имеет место, например, в следующих  случаях:

1. доход основной части  реальных и потенциальных потребителей  на рынке достаточен, чтобы обеспечить  возможность покупки необходимых  товаров;

2. спрос на товары  данной группы соответствует  предложению и потребители, делая  покупку, выбирают из товар  с лучшими характеристиками из  нескольких с примерно равной  ценой;

3. когда улучшение  отдельных характеристик товара  не ведет к увеличению его  себестоимости по сравнению с товаром входящим в данную ценовую группу.

Совершенствование качества товара, благоприятное отношение  к производителю, добросовестная конкуренция.

Возможна работа в  убыток, т.к. Покупатели ориентируются не только на качество, но и на цену.

Сбытовая концепция

Концепция предполагает, что потребителя можно заставить  покупать товары с помощью различных  методов продажи. При этом предполагается, что потребитель имеет возможность  купить товар, но «не хочет» это делать.

Применение этой концепции предполагает:

1. доход основной части  реальных и потенциальных потребителей  на рынке достаточен, чтобы обеспечить  возможность покупки предлагаемых  товаров;

2. предложение товаров  данной группы незначительно  превышает спрос, и потребители  ждут лучшего предложения;

3. потребители не задумываются  о необходимости приобретения  данного товара.

Разнообразная яркая  подача товаров, развитие рекламы и  научно-технического прогресса.

Превышение меры в  рекламе может вызвать раздражение у потребителя; незаинтересованность в качестве товаров.

Традиционная концепция  маркетинга

Концепция предполагает, что изучая потребителя можно  выявить его существующие неудовлетворенные  потребности и, используя комплекс оперативного маркетинга, разработать  и предложить ему такой продукт, который наилучшим способом удовлетворяет имеющиеся потребности.

Применение этой концепции  предполагает:

1. Предложение на рынке  значительно превышает спрос;

2. существуют потребности,  которые не удовлетворяются существующими  товарами;

3. потребители будут платить более высокую цену за товары, которые наилучшим способом удовлетворяют их потребности.

Изучение потребностей потребителей и снижение объёма выпуска  «ненужных» товаров

Отсутствие индивидуальных, уникальных товаров.

Концепция социально-этического маркетинга

В рамках концепции социально-ответственного маркетинга, компания наряду с исследованием  потребностей потенциальных и реальных покупателей, выявляет общественные интересы и стремиться к их удовлетворению.

Применение концепции  социально-этического маркетинга предполагает:

1. Наряду с потребностями  покупателей, существуют интересы  общества, которые осознаются и  принимаются покупателями;

2. успешность предприятия  зависит, в том числе, и от  общественного мнения, которое формируется  на основании отношения предприятия к интересам общества.

3. потребители при  прочих равных условиях предпочитают  товары, которые производит компания, учитывающая интересы общества.

Выпуск товара, нужного  не только основной массе покупателей, но и необходимого обществу в целом.

Отсутствие индивидуальных, уникальных товаров.

Концепция маркетинга взаимодействия

Концепция маркетинга отношений  предполагает:

1. Потребности целевой  группы могут быть удовлетворены  большим числом однотипных продуктов;

2. успешность предприятия зависит от числа повторных обращений покупателей и стабильности во взаимоотношениях с партнерами, что снижает трансакционные издержки.

3. потребители и партнеры  заинтересованы в долгосрочных  взаимоотношениях при условии  учета их индивидуальных потребностей и условий взаимодействия.

Положительные отношения  между участниками маркетинговой деятельности предполагают большее участие, а, следовательно, выпуск более качественно продукции, удовлетворяющей интересам потребителей

При переходе бизнеса  на личности возможны конфликтные ситуации, которые могут уничтожить любую связь, как между организациями, так и  между организацией и потребителями.


 

Заключение

 

Системный и комплексный анализ рынка безалкогольных напитков – довольно сложное и трудоемкое дело. Данный анализ должен включать:

исследование компаний, работающих на рынке (оптовые фирмы);

  • анализ приемов коммерческой работы оптовых предприятий на рынке безалкогольных напитков: методы поиска поставщика и информационная база поиска, методы получения и оценки коммерческих предложений, использование системы заказов через Интернет, применение каталогов и цифровых носителей (CD-каталогов) и др.;
  • анализ ассортиментной структуры продаж;
  • выделение наиболее ходовых видов безалкогольных напитков;
  • анализ изменения экономической привлекательности (рентабельности) оптово-розничной торговли безалкогольных напитков ;
  • анализ наблюдаемых экспертами изменений количества оптовых и розничных торговцев на рынке безалкогольных напитков;
  • анализ экспертных мнений относительно административных барьеров, осложняющих работу оптово-розничных компаний на рынке безалкогольных напитков;
  • выделение наиболее эффективных коммуникативных каналов, охватывающих предприятия оптово-розничной торговли;
  • получение и анализ экспертных оценок конкурентоспособности наиболее крупных региональных поставщиков безалкогольных напитков;
  • выделение и ранжирование ключевых факторов успеха на оптово-розничном рынке безалкогольных напитков;
  • анализ частоты сменяемости поставщиков безалкогольных напитков и причин смены поставщиков;
  • анализ степени универсальности специализированности поставщиков безалкогольных напитков;
  • анализ факторов выбора поставщика и мотивов покупательского поведения менеджеров по закупкам предприятий оптовой торговли;
  • виды дополнительных сервисных услуг, которыми пользуются предприятия оптовой торговли у своих поставщиков, их стоимость, соотношение объемов услуг и стоимости;
  • виды платежных услуг, получаемых предприятиями оптовой торговли у своих поставщиков безалкогольных напитков;
  • получение и анализ экспертных оценок степени соблюдения поставщиками безалкогольных напитков сроков поставки;
  • получение и анализ экспертных оценок полноты ассортимента на складах поставщиков безалкогольных напитков;
  • выделение наиболее эффективных маркетинговых стимулов в отношении предприятий оптовой торговли;
  • выделение и анализ условий, на которых оптовые покупатели согласятся на смену поставщика;
  • анализ намерений предприятий оптовой торговли в отношении закупок безалкогольных напитков;
  • анализ причин, по которым предприятия оптовой торговли отказываются от приобретения тех или иных безалкогольных напитков;
  • выявление наиболее пользующихся спросом безалкогольных напитков по типам;
  • анализ стадий формирования цены в системе распределения и определение размеров торговых наценок на различных уровнях распределения;
  • определение размеров торговых наценок на различные ассортиментные группы безалкогольных напитков;
  • анализ имиджа брендов производителей анализируемых групп безалкогольных напитков;
  • анализ восприятия брендов безалкогольных напитков у оптовых продавцов по уровню качества и известности потребителям, уровню спроса, частоте присутствия в ассортименте.

Как видно из вышеперечисленного, анализ рынка требует больших  затрат. Поэтому, только проведя комплексное  исследование можно говорить о конкретных факторах, которые будут влиять на выбор покупательских предпочтений.

 

Список литературы

 

  1. Базылев Н. И., Гурко С. П., Базылева М.Н. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 672 с.
  2. Басовский Л.Е. Маркетинг. М.: ИНФРА – М, 2004.
  3. Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320с.
  4. Грязнова А. Г. Экономическая теория. - М.: Экзамен, 2004. - 592 с.
  5. Дубрович М. Основы маркетинга. – М: Новое знание, – 2004.
  6. Ермишин П. Г. Основы экономической теории. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 132 с.
  7. Котлер Ф.. Основы маркетинга. – Вильямс, 2007.
  8. Курс экономики. / Под ред. Б. А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 716 с.
  9. Менеджмент. / Сост. Басаков М.И. - М.: Дашков и К, 2005.
  10. Основы маркетинга. / Под ред. Васильева П.Б. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  11. Основы теории современной экономики. Двадцать пять лекций. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2000. - 448 с.
  12. Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. – М.: Экзамен, 2004.
  13. Сажина М. А., Чибриков Г. Г., Экономическая теория. - М.: НОРМА, 2002. - 456 с.
  14. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  15. Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  16. Экономика / Под ред. А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000. - 896 с.

 

Приложение 1 «Анкета для опроса посетителей ТЦ «Глобус» продуктового отдела».

 

                                    Уважаемые покупатели!

С целью изучения покупательского  спроса просим ответить на следущие вопросы:

1. Употребляете ли  вы безалкогольные напитки (кроме чая и кофе)?

а) да

б) нет

2. Как часто вы употребляете безалкогольные напитки (кроме чая и кофе)?

а) несколько раз в  день

б) один раз в день

в) раз в неделю

г) раз в месяц

д) реже

3. Какие безалкогольные  напитки вы предпочитаете?

а) минеральные воды

б) соки

в) газированые напитки

4. Отечественные или  импортные безалкоголные напитки  (кромя чая и кофе) вы предпочитаете?

а) отечественные

б) импортные

5. Безалкогольные напитки  (кромя чая и кофе) какой ценовой  категории Вы приобретаете?

а) до 20 руб./литр

б) 21 — 50 руб./литр

в) 51 — 150 руб./литр

г) дороже 150 руб./литр.

                                                      Спасибо!

 

 

1  Басовский Л.Е. Маркетинг. М.: ИНФРА – М, 2004. – с.-10.

2  Базылев Н. И., Гурко С. П., Базылева М.Н. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 672 с.

3  Грязнова А. Г. Экономическая теория. - М.: Экзамен, 2004. - 592 с.

4  Экономика / Под ред. А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000. - 896 с.

5  Экономика / Под ред. А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000. - 896 с.

6  Экономика / Под ред. А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000. - 896 с.

7  Экономика / Под ред. А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000. - 896 с.

8  Экономика / Под ред. А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000. - 896 с.

9  Основы теории современной экономики. Двадцать пять лекций. - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2000. - 448 с.

10  Курс экономики. / Под ред. Б. А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 716 с.

11  Ермишин П. Г. Основы экономической теории. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 132 с.

12  Ермишин П. Г. Основы экономической теории. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 132 с.

13  Сажина М. А., Чибриков Г. Г., Экономическая теория. - М.: НОРМА, 2002. - 456 с.

14  Базылев Н. И., Гурко С. П., Базылева М.Н. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 672 с.

15  Ф.Котлер. Основы маркетинга. – Вильямс, 2007.

16  Дубрович М. Основы маркетинга. – М: Новое знание, – 2004.

17   Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320с.

18  Белявский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Уч. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320с.

19  Дубрович М. Основы маркетинга. – М: Новое знание, – 2004.

20  Басовский Л.Е. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2004.

21  Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

22  Основы маркетинга. / Под ред. Васильева П.Б. – М.: ВЛАДОС, 2006.

23  Менеджмент. / Сост. Басаков М.И. - М.: Дашков и К, 2005.

24  Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. – М.: Экзамен, 2004.

25  http://www.istok-penza.ru/root/encyclopedia/water/tendency

26  http://www.iphosting.ru/biznes/varianty-zarabotka/kvasnoy-biznes-s-chego-nachat.html

27  http://www.mavriz.ru/articles/1999/3/5.html




Информация о работе Маркетинговые исследования покупательского спроса на безалкогольные напитки