Маркетинговые исследования потребительских предпочтений на рынке томатной пасты в г. Вологде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это получение практических навыков и знаний в области проведения маркетинговых исследований.
Объектом исследования является рынок томатной пасты в г. Вологде. Объект носит комплексный характер, так как подразумевает не только исследование самого потребительского рынка томатной пасты, но и сложившегося уровня спроса на исследуемый товар, изучение его особенностей.

Содержание работы

Введение. 3
Цели и задачи исследований. 4
Общая характеристика потребительского рынка
города Вологды. 6
Характеристика выбранного сегмента рынка. 13
Характеристика томатной пасты. 18
План маркетингового исследования. 23
Инструментарий и методика исследования. 26
Анализ результатов исследования. 29
Выводы и предложения. 30
Список используемых источников 31

Файлы: 1 файл

курсовик Маркет. исслед..docx

— 575.73 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства  Российской Федерации

ФГОУ ВПО

«Вологодская государственная  молочнохозяйственная

академия  имени. Н.В. Верещагина»

Экономический факультет

Специальность маркетинг

Заочное отделение

С/с

 

Кафедра маркетинга

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Маркетинговые исследования»

На тему «Маркетинговые исследования потребительских предпочтений на рынке томатной пасты г. Вологды»

 

 

 

 

Выполнил студент,      А.Г. Толпеева

Шифр 1042037

Проверил        М.И. Иванова

 

 

 

 

Вологда – Молочное

2013

Содержание.

Введение.         3       

  1. Цели и задачи исследований.      4
  2. Общая характеристика потребительского рынка

города Вологды.        6

  1. Характеристика выбранного сегмента рынка.   13
  2. Характеристика томатной пасты.     18
  3. План маркетингового исследования.    23
  4. Инструментарий и методика исследования.   26
  5. Анализ результатов исследования.     29

Выводы и предложения.      30

Список используемых источников     31

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Маркетинговые исследования рынка- одна из разновидностей маркетинговых исследований, изучает все аспекты бизнес - среды. Результатом исследования является понимание деятельности конкурентов, структуры рынка, правительственных решениях в области регулирования и стимулирования рынка, экономических тенденциях, технических достижениях и многих других факторах, которые составляют бизнес-среду, что позволяет быть ближе к потребителю, понимать и чувствовать его потребности и настроение. 

Ориентация на предпочтения и выгоды потребителя, позволит продуктам  и брендам соответствовать ожиданиям  целевой аудитории и как следствие, наращивать преимущество, долю рынка  и прибыль. Исследование рынка осуществляется в двух разрезах: оценка тех или  иных рыночных параметров для данного  момента времени и получение  прогнозных значений. В первую очередь  оценивается текущая ситуация на рынке (конъюнктурная ситуация), затем  определяется величина емкости рынка, проводится его сегментация и  определяются его позиции продукта на отдельных рыночных сегментах.

Цель данной работы –  это получение практических навыков  и знаний  в области проведения маркетинговых исследований.

Объектом исследования является рынок томатной пасты в г. Вологде. Объект носит комплексный характер, так как подразумевает не только исследование самого потребительского рынка томатной пасты, но и сложившегося уровня спроса на исследуемый товар, изучение  его особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели и задачи исследований.

Цель маркетингового исследования рынка является выявление потребительских предпочтений покупателей томатной пасты на рынке города Вологды.

Задачи маркетингового исследования рынка:

  • определить емкость рынка. Изучение емкости рынка поможет вам правильно оценить свои шансы на данном рынке и избежать неоправданных рисков и потерь;
  • определить свою долю на рынке. Доля - это уже конкретика, и от нее вполне можно отталкиваться, формируя грядущие планы, и затем, наращивать ее в будущем. Доля на рынке – это индикатор успеха вашей компании; 
  • проанализировать поведение потребителей (анализ спроса). Данный анализ даст оценку степени лояльности потребителя к продукту и компании, ответит на вопрос: "Кто покупает и почему?" А, следовательно, поможет установить конкурентоспособные цены на продукцию, внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы продвижения и рекламную стратегию, то есть скорректировать все компоненты комплекса маркетинга;
  • провести анализ конкурентов (анализ предложения) Знания о товарах и маркетинговой политике конкурентов необходимы для лучшей ориентации на рынке и корректировки вашей индивидуальной политики ценообразования и продвижения, что обеспечит вам победу в конкурентной борьбе;
  • проанализировать каналы сбыта Что позволит определить наиболее эффективный из них и сформировать готовую цепочку оптимального движения продукта до конечного потребителя.

Зная емкость рынка  и тенденции ее изменения, фирма  получает возможность оценить перспективность  того или иного рынка для себя. Нет смысла работать на рынке, емкость  которого незначительна по сравнению  с возможностями предприятия: расходы  на внедрение на рынок и работу на нем могут не окупиться. 

Определение методов  маркетингового исследования рынка. Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные. 

Количественные  исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенный формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе. 

Качественные  исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдение и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме.

Сбор данных. С точки зрения организации процесса существует по крайней мере три альтернативных подхода к сбору данных: силами сотрудников маркетинговой службы, силами специально созданной группы или с привлечением компаний, специализирующихся на сборе данных. Процесс сбора информации обычно – самый дорогостоящий этап исследования. Кроме того, при его реализации может возникнуть достаточно большое количество ошибок. Основными методами сбора первичных маркетинговых данных являются: опрос, наблюдение, эксперимент и имитационное моделирование

Анализ данных. Начинается с преобразования исходных данных (введение в компьютер, проверка на наличие ошибок, кодирование, представление в матричной форме). Это позволяет перевести массу необработанных данных в осмысленную информацию. Далее проводится статистический анализ (рассчитываются средние величины, частоты, коэффициенты регрессии и корреляции, осуществляется анализ трендов и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика потребительского рынка г. Вологды.

Сильные стороны

Слабые стороны

  • За последние годы введено большое количество торговых площадей, обеспеченность торговыми площадями превышает норматив по РФ в 3 раза.
  • Социальная направленность политики местной администрации в отношении развития потребительского рынка (проведение ярмарок и городская дисконтная карта «Забота»). 
  • Действуют соглашения между бизнесом и властью, направленные на поддержку социально-незащищенных слоев населения и укрепление позиций местных производителей.
  • Хорошо развит рынок потребительского кредитования.
  • Высокая насыщенность ассортимента реализуемой на рынке продукции.
  • Наличие учреждений, осуществляющих начальную и профессиональную подготовку работников сферы общественного питания и торговли.
  • Широко представлены розничные торговые сети (федеральные, региональные и городские.
  • Крупные магазины достаточно равномерно распределены по территории города (территориальная доступность товаров и услуг во всех районах города).
  • Развитость магазинов «у дома». 
  • Развитие сети местных производителей товаров.
  • Наличие уникальных брендовых магазинов вологодских товаров, аналогов которых нет в области («Линум», «Вологодские продукты», «Вологодские сувениры» и др.).
  • Отсутствие механизмов регулирования потребительской сферы на долгосрочную перспективу.
  • Низкий уровень товарооборота.
  • Недостаточно сформирован имидж города как удобный деловой и туристический центр.
  • Уровень обеспеченности площадями современного формата недостаточный по сравнению с нормативом, определенным Стратегией развития торговли Российской Федерации.
  • Недостаточно развита складская и логистическая инфраструктура.
  • Недостаточно развита инфраструктура сферы потребительского рынка в части современного дизайна и благоустройства прилегающих территорий, отсутствия парковок и велопарковок.
  • Небольшое количество предприятий сферы потребительского рынка, приспособленных для маломобильных групп населения (пандусы, калясопарковки и т.д.).
  • Недостаточно применяются прогрессивные методы обслуживания.
  • Ухудшение качественного состава и профессионального уровня трудовых ресурсов.
  • Диспропорции в размещении предприятий сферы потребительского рынка на территории города.
  • Большая доля нестационарной торговли, осуществляющих торговлю в неустановленных местах.
  • Имеет место теневой оборот.
  • Недостаточно развита сеть общественного питания с национальной русской, вологодской кухней. 
  • Недостаточно обеспечивается территориальная и ценовая доступность в быстром и качественном питании, в оказании бытовых услуг.
  • Номенклатура оказываемых услуг не в полной мере соответствует потребностям жителей и гостей города.
  • Низкий уровень качества предоставляемых услуг.
  • Низкая правовая грамотность населения в части сервисного и гарантийного обслуживания.

 
Возможности

 
Угрозы

  • Увеличение покупательской способности населения.
  • Увеличение количества туристов в город.
  • Привлечение жителей области за покупками в Вологду.
  • Увеличение требований потребителей к качеству товаров и услуг и к качеству сервисного обслуживания.
  • Наблюдается развитие услуг торгового сервиса: внедрение современных технологий, форм и методов товарного обслуживания (развитие и совершенствование дистанционной и итернет-торговли).
  • Развитие и совершенствование сетевой торговли, что способствует повышению конкурентоспособности.
  • Жители города тратят деньги за его пределами: в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и др. городах.
  • Увеличение требований потребителей к качеству товаров и услуг и к качеству сервисного обслуживания.
  • Неконтролируемый рост цен со стороны поставщиков за пределами области.
  • Недостаточный объем и высокие цены на производимую в городе продукцию.
  • Перебои с поставками продукции.
  • Возможно проникновение на рынок низкокачественной продукции.

Потребительский рынок - это  совокупность индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного  потребления. Он характеризуется наличием массового потребителя, разнообразной  конкуренцией, децентрализованной структурой.

Чтобы дать наиболее полную характеристику потребительского рынка рассмотрим половозрастной и трудоспособный состав населения города Вологда.

Численность постоянного  населения г. Вологда составляет 301,6 тысяч человек (мужчин - 134,0 тыс., а женщин - 167,6 тыс.) Половозрастной состав жителей г. Вологда представлен в таблице 1, а состав трудоспособного населения – в таблице 2

Таблица 1

Половозрастной состав жителей  города Вологда

Всего

Мужчины

Женщины

301,600

134,0 (44,3%)

167,6 (55,7 %)


 

Таблица 2

Трудоспособный состав населения  города Вологда

Возрастная категория

Всего

Моложе трудоспособного возраста

15,2%

Трудоспособный возраст

66,2%

Старше трудоспособного возраста

18,6%


 

Данные половозрастного  состава населения позволяют  сделать вывод о преобладании доли женской части населения.

В городе расположены продовольственные  и хозяйственные магазины, небольшие рынки, торговые павильоны, супермаркеты, гипермаркеты которые предлагают самые необходимые товары для населения и составляют

друг другу конкуренцию  на данном рынке.

 

Рассматривая современное состояние  секторов потребительского рынка в  г. Вологде в сравнении с городами Северо-Западного федерального округа, следует отметить, что в 2008 г. наибольший оборот розничной торговли приходился на города, находящиеся в северной части СЗФО, такие как Сыктывкар, Мурманск, Петрозаводск и Архангельск. Город Вологда по данному показателю среди регионов округа за последние четыре года занимал последнее место (табл. 3).

Рассматривая современное состояние  секторов потребительского рынка в  г. Вологде в сравнении с городами Северо-Западного федерального округа, следует отметить, что по обороту розничной торговли на душу населения город Вологда в 2009 г. занимает третье место (табл. 3).

Таблица 3.

 

Оборот розничной  торговли (в фактически действовавших  ценах) на душу населения в региональных центрах СЗФО, тыс. руб.

 
Город

 
2000

 
2001

 
2002

 
2003

 
2004

 
2005

 
2006

 
2007

 
2008

 
2009

 
2009 г. к 2000 г., раз

 
Санкт-Петербург

 
18,3

 
н/д

 
29,9

 
35,0

 
46,9

 
61,9

 
78,2

 
98,0

 
127,0

 
133,6

 
7,3

 
Калининград

 
23,0

 
н/д

 
26,5

 
29,0

 
37,8

 
50,3

 
64,8

 
87,3

 
71,7

 
83,8

 
3,6

 
Вологда

 
14,8

 
18,9

 
23,9

 
28,7

 
36,1

 
42,1

 
49,4

 
66,3

 
79,1

 
77,1

 
5,2

 
Мурманск

 
32,0

 
н/д

 
50,1

 
60,0

 
69,8

 
82,3

 
97,3

 
122,2

 
62,5

 
69,5

 
2,2

 
Великий Новгород

 
18,0

 
н/д

 
29,0

 
36,2

 
43,5

 
54,9

 
67,3

 
84,7

 
46,6

 
50,9

 
2,8

 
Петрозаводск

 
17,5

 
н/д

 
35,9

 
41,1

 
51,9

 
62,3

 
80,4

 
95,1

 
42,6

 
42,5

 
2,4

 
Сыктывкар

 
23,7

 
н/д

 
49,9

 
61,4

 
81,6

 
94,3

 
123,1

 
73,7

 
41,1

 
34,2

 
1,4

 
Архангельск

 
17,9

 
н/д

 
32,6

 
41,0

 
53,6

 
66,1

 
79,2

 
94,9

 
31,9

 
26,6

 
1,5

 
Псков

 
14,3

 
н/д

 
33,4

 
42,6

 
64,7

 
75,2

 
89,8

 
105,0

 
44,3

 
19,7

 
1,4

Информация о работе Маркетинговые исследования потребительских предпочтений на рынке томатной пасты в г. Вологде