Маркетинговые исследования потребительских предпочтений на рынке томатной пасты в г. Вологде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это получение практических навыков и знаний в области проведения маркетинговых исследований.
Объектом исследования является рынок томатной пасты в г. Вологде. Объект носит комплексный характер, так как подразумевает не только исследование самого потребительского рынка томатной пасты, но и сложившегося уровня спроса на исследуемый товар, изучение его особенностей.

Содержание работы

Введение. 3
Цели и задачи исследований. 4
Общая характеристика потребительского рынка
города Вологды. 6
Характеристика выбранного сегмента рынка. 13
Характеристика томатной пасты. 18
План маркетингового исследования. 23
Инструментарий и методика исследования. 26
Анализ результатов исследования. 29
Выводы и предложения. 30
Список используемых источников 31

Файлы: 1 файл

курсовик Маркет. исслед..docx

— 575.73 Кб (Скачать файл)

Концентрация сухих веществ  в томатном пюре составляет 12, 15 и 20 %, в томатной пасте - 25, 30, 35 и 40 %. Наиболее распространенным видом продукции  является 30%-ная томатная паста, выпускается  также соленая томатная паста  с концентрацией сухих веществ 27, 32 и 37 %.

В зависимости от качества консервы подразделяют на высший и  первый сорта. Томатную пасту с добавлением  поваренной соли выпускают только первым сортом.

Концентрированные томатные продукты - это однородная тонкоизмельченная  уваренная масса без остатков кожицы, семян и других грубых частиц плодов; для первого сорта допускаются  единичные включения семян или  частиц кожицы. Вкус и запах натуральные, свойственные уваренной томатной массе, без горечи, пригара, посторонних  привкуса и запаха; для томатной пасты с добавлением соли - соленый  вкус. Цвет концентрированных томатных продуктов красный, оранжево-красный  или малиново-красный, характерный  для томатных продуктов, равномерный  по всей массе. Для первого сорта  допускается буроватый или коричневатый оттенок. Посторонние примеси не допускаются. В готовом продукте нормируется массовая доля растворимых  сухих веществ, массовая доля соли для  соленой томатной пасты, массовая доля минеральных примесей, массовая доля тяжелых металлов.

При производстве концентрированных  томатных продуктов на переработку  могут поступать томаты в целом  виде или томатная масса, получаемая на пунктах первичной переработки, расположенных, как правило, в центре сырьевой зоны. Томатная масса может  быть дробленой, грубопротертой либо протертой, прогретой и охлажденной. С пунктов первичной переработки томатную массу транспортируют в стандартных автоцистернах, в наливных баржах или в других емкостях с антикоррозийным покрытием или выполненных из некорродирующих материалов, предназначенных для перевозки пищевых жидкостей. Во избежание микробиологической порчи томатной массы от начала дробления томатов на пункте до ее переработки на перерабатывающем предприятии должно пройти не более 2 ч. Срок хранения протертой, прогретой и охлажденной томатной массы - не более 8 ч. При перевозках хорошо использовать искусственно охлаждаемые автоцистерны.

В связи с переработкой томата сортов машинной уборки появилась  вероятность попадания в дробленую  томатную массу растительных примесей. Поэтому рекомендуется дополнительно  протирать ее на машинах, оснащенных ситами с диаметром отверстий 5 мм. Такую массу называют грубо-протертой.

Перед сливом томатной массы  из автоцистерны сливной патрубок тщательно  обмывают водой из шланга. Осевшую  на дно цистерны плотную фазу томатной массы (при ее расслоении) удаляют  с помощью томатной массы из приемных емкостей (воду для этих целей использовать нельзя). Приемные емкости для слива  томатной массы, поступающей на переработку, обязательно снабжают мешалками  либо устройствами для рециркуляции массы, обеспечивающими ее однородность.

Доставленную на консервный завод грубопротертую томатную массу (при необходимости хранения) для обеспечения равномерной загрузки производства в течение суток подвергают следующей обработке: подогревают до температуры 75±5°С в многоходовых трубчатых теплообменниках типа А9-КБВ или импортного производства; подогретую томатную массу подают в машину для протирания с диаметром отверстий в сите 1,2 мм, а затем пропускают через сита с диаметром отверстий 0,4 мм [1]. При этом протирочные машины регулируют так, чтобы выход протертой томатной массы составлял 80-88 %, т. е. выход отходов увеличен. Затем отходы дорабатывают. Сначала разваривают при температуре 96±2ºС пароконтактным способом в течение 3-5 мин в шнековых разваривателях. Затем отходы поступают на стекатель шнекового типа для извлечения жидкой фазы - сока, после чего массу прессуют на шнековых прессах для окончательного отжима жидкой фракции. Влажность отходов, полученных после окончательного отжима – 65 ±3%. Образующийся после стекания и прессования сок подают на контрольное финиширование в машину с диаметром отверстий в сите 0,4 мм, а затем смешивают с общей массой в сборной емкости.

Подогревают массу до температуры 93±3°С и охлаждают до 23±3°С в теплообменниках. Подготовленное сырье хранится в теплоизолированных емкостях вместимостью 25-100 м3 (в зависимости от мощности предприятия) в течение 10 ч.

Стерилизуют томатную массу  в многоходовых трубчатых теплообменниках  и выдерживателях при температуре 125°С в течение 70 с, если рН томатной массы не более 4,4. Если рН массы выше 4,4, то обработку проводят при температуре 130°С в течение 55 с.

Стерилизованную томатную массу  подают в вакуум-выпарные аппараты для концентрирования.

Томатное пюре концентрацией  до 20% можно вырабатывать, применяя однократное выпаривание в открытых аппаратах при атмосферном давлении. Более густой и вязкий продукт - томатную пасту - получают под вакуумом в несколько  стадий.

Открытые аппараты (чаны) обычно оборудованы змеевиками, изготовленными из меди или нержавеющей стали, которые  обогреваются паром.

Рабочая вместимость чана составляет 25-30 % от его полной вместимости. Массу загружают в чан с  таким расчетом, чтобы она покрывала  змеевики, так как оголение змеевиков  при концентрировании приведет к  высыханию оставшихся на них частиц массы и к образованию нагара. Масса должна быть горячей (температуры 90±2°С), чтобы кипение началось сразу  после пуска пара в змеевики. Это  устраняет пригорание массы до кипения, когда интенсивная конвенция  еще существует, а также позволяет  избежать вспенивания во время выпаривания, так как предварительный подогрев способствует удалению содержащегося  в массе воздуха.

В процессе выпаривания объем  томатной массы уменьшается и, чтобы  не оголялись змеевики, в чан периодически или непрерывно доливают свежую томатную массу. При непрерывном доливе концентрирование массы проходит быстрее, так как при этом уровень продукта в чане постоянный, поэтому кипение интенсивное. При периодическом доливе уровень продукта в чане изменяется, необходимо следить, чтобы не оголялись змеевики, и, кроме того, значительное количество массы, добавляемое единовременно, приостанавливает кипение. Когда концентрация сухих веществ в массе приближается к требуемой, долив сырья прекращают. Как правило, повышение концентрации на последние 2-3 % проводят без долива.

Наиболее эффективным  оборудованием для концентрирования томатной массы являются вакуум-выпарные установки, работающие по схеме противотока.

После концентрирования перед  фасовкой томатные продукты необходимо подогреть, для чего применяют одноходовые  подогреватели типа "труба в  трубе", "Рототерм", подогреватели шнекового типа, аппараты периодического действия с двутелой поверхностью нагрева и мешалкой. Температура подогрева - не менее 85°С.

При производстве томатной пасты, консервированной с солью, масса  соли составляет 10 % от массы пасты. Подогретую до температуры 85±2°С томатную пасту подают в смеситель с мешалкой, куда засыпают небольшими порциями соль и перемешивают до получения однородной массы, которую затем охлаждают до температуры 58±2°С и фасуют в деревянные или металлические бочки, изготовленные из некорродирующего металла с защитными покрытиями, разрешенными к применению органами здравоохранения. Наполненные бочки укупоривают, взвешивают, маркируют и передают на хранение в склад. На открытой площадке без навеса хранить бочки нельзя.

Томатное пюре и томатную пасту после подогрева фасуют в стеклянную или металлическую  тару вместимостью не более 10 л.

Машины для фасовки  томатопродуктов располагают рядом с подогревателями для предотвращения снижения температуры готового продукта перед фасовкой. Наполненные банки герметически укупоривают металлическими лакированными крышками на автоматических укупорочных машинах. Концентрированные томатные продукты с массовой долей сухих веществ не менее 40 % можно фасовать и в алюминиевые тубы. После укупоривания тубы охлаждают под водяным душем до температуры 25 ±5° С и укладывают в картонные ящики с гнездами для туб, а затем передают на хранение на склад. Пастеризуют концентрированные томатные продукты в автоклавах или в непрерывнодействующих аппаратах.

Горячим розливом консервируют концентрированные томатные продукты, фасованные в стеклянную тару 1-82-10000 (бутыли) и металлическую № 15. Перед  фасовкой массу подогревают до температуры 94±2° С. Укупоренные бутыли опрокидывают в горизонтальное положение, а металлические банки укладывают верхней крышкой вниз на конвейер или накопительное устройство для добавочной стерилизации крышек и верхнего незаполненного пространства тары. Банки выдерживают в таком положении в течение 20-25 мин, а затем охлаждают до температуры 40±2°С. Для ускорения охлаждения концентрированных томатных продуктов, фасованных в металлическую тару, эффективны аппараты с вращением банок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. План маркетингового исследования.

Для успешного проведения исследования определяется, какая информация необходима для раскрытия проблемы и достижения цели исследования.

После определения вопросов, требующих решения при помощи исследования, необходимо определить, какими будут основные переменные, определяющие состав анкетных вопросов, шкалы их измерения и характер самих вопросов.

Следующим этапом следует  выбор целевой аудитории потребителей, которые могут предоставить интересующую фирму информацию. Это необходимо для того, чтобы впоследствии определиться с количеством опрашиваемых. Для данного исследования генеральной совокупностью будут являться покупатели, сделавшие покупку томатной пасты.

Анкета, при помощи которой  проводится опрос - самое распространенное орудие исследования при сборе первичных  данных. В широком смысле, анкета - это ряд вопросов, на которые  опрашиваемый должен дать ответы. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения ошибок до начала ее использования. При разработке анкеты особое внимание нужно обратить на форму вопросов, их последовательность и формулировку. В соответствии с этим, предлагается такой ряд анкетных вопросов, выстроенных  в том порядке, в котором они  будут заданы:

  1. Приобретаете ли Вы томатную пасту?

а) да

б) нет

  1. Как часто приобретаете?

а) 1 раз в неделю

б)1-2 раза в месяц

в) Свой вариант___________

  1. Довольны ли вы своими впечатлениями о покупке?
    • Очень доволен
    • Доволен
    • Нейтрально
    • Очень недоволен
  1. Если недовольны, то почему?
 

 

 

 

 
  1. Насколько вы знакомы с данным видом продукта?
    • Использую его регулярно
    • Покупал несколько раз
    • Впервые сделал покупку
  1. Как вы оцениваете томатную пасту в целом?
    • Превосходный
    • Очень хороший
    • Хороший
    • Средний
    • Плохой

  1. Устраивает ли Вас качество данной продукции, предоставляемой в наших магазинах?
    • Да
    • Нет
  1. Какие аналогичные (дополняющие) товары Вы используете?
    • Кеткуп
    • Томатный сок
    • Томатное пюре
  1. Ваш пол?
    • Муж
    • Жен
  1. Ваш возраст?
    • До 16 лет
    • От 17 до 20 лет
    • От 21 лет до 25лет
    • От 26 до 35 лет
    • От 36 до 45 лет
    • От 46 до 55 лет
    • От 56 до 65 лет
    • От 66 и старше
  1. Ваша занятость
    • Работаю
    • Учусь
    • Безработный
    • Неполная занятость
    • Военнослужащие
    • Занятые дом. делами.
  1. Ваш заработок?
    • Не имею
    • До 5т.р
    • От  6 – 10 т.р.
    • От 10 – 15 т.р.
    • От  15 – 20 т.р.
    • Выше 20 т.р.
 

 

  1. Посоветовали бы Вы использование томатной пасты друзьям или знакомым?
    • Определенно да
    • Возможно
    • Определенно нет
    • Не уверен

Информация о работе Маркетинговые исследования потребительских предпочтений на рынке томатной пасты в г. Вологде