Маркетинговые исследования предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Современный маркетинг это система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли
Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на требования и пожелания потребителей. Маркетинг предполагает гибкость организационных форм управления, активную предприимчивость, постоянный поиск путей эффективного приспособления к рынку и воздействия на потребителя. Важно отметить, что маркетинг базируется на глубоком знании объективной информации о рынке, о реальных запросах потребителей, инициативе и предприимчивости.

Файлы: 1 файл

Маркетинговое исследования .doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

С началом экономических  преобразований в России эти пять рынков не только не прекратили своего существования, но и причудливо переплелись друг с другом, что при отсутствии реальных собственников в производственных структурах, активно борющихся за свое место под солнцем в условиях жесточайшей конкуренции, сдерживает объективный ход развития общественного маркетинга. Поэтому одной из главных задач экономических реформ в России следует считать создание единого рынка потребителя, связывающего все регионы страны и ближнего зарубежья, вместо существующего конгломерата из пяти устаревших рынков.

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ существования и объективной необходимости российского маркетинга – создание отечественной системы предпринимательства, особенно мелкого и среднего, непосредственно работающего на рынок потребителя, Ведь, по выражению А. Смита, рынок – это естественный регулятор, при котором люди действуют в личных и своекорыстных целях и тем самым решают проблемы всех и каждого. Исходя из своих личных побуждений, покупатели действуют на рынке осмотрительно и расчетливо, отыскивают доступную им информацию о товарах и производителях с тем, чтобы купить нужный товар в оптимальных для них условиях. Продавец, который мог бы запросить высокую цену за продукт и услугу невысокого качества, в условиях конкуренции устанавливает приемлемое соотношение, ориентируясь на главное требование современного рынка: высокое качество при низкой цене. Все это поднимает на новую высоту отечественного предпринимателя, который выступает как новатор в освоении рыночных и производственных технологий, в разработке конкурентоспособной продукции, в создании новых отраслей производства и торговли, в овладении перспективными для общества факторами успеха.

Предпринимательская деятельность представляет собой безусловную  ценность для общества, поскольку  она порождает:

– личную материальную заинтересованность в объекте предпринимательской деятельности и в ожидаемых результатах;

– быстрое удовлетворение разнообразных потребностей покупателей  за счет расширения и углубления рынка, открытия новых его сегментов  с помощью стратегии маркетинга, который становится непременным условием успеха предпринимательской деятельности на рынке;

– удовлетворение потребностей населения с минимальными для  общества издержками, поскольку специализация  на каком-либо виде деятельности обеспечивает предпринимателю наиболее полное использование ресурсов общества.

Российский потребитель ждет прихода  отечественного предпринимателя, способного создать и насытить российский рынок. Однако существующая реальность дает пока мало надежд на его быстрое  появление. Реформы, начатые в январе 1992 г., не способствовали созданию конкурентной среды, а либерализация цен и внешней торговли развязали руки только монополиям. Жесткая кредитно-финансовая политика, удушающие налоги – федеральные, республиканские и местные – отнимают 80-90% получаемой прибыли. Ставки кредитов Центробанка и коммерческих банков были доведены до абсурда. Первые ростки предпринимательства в промышленности, строительстве и сфере услуг не выдержали таких суровых условий и стали быстро засыхать. Общество ждет новых реформаторских импульсов для развития предпринимательства, особенно для малого и среднего, способного создать рабочие места и насытить рынок товарами отечественного производства, вполне конкурентоспособными как с западными, так и с восточными аналогами.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ широкого распространения маркетинга – это рождение технологий производства и адекватных им рыночных технологий, создающих проекцию предпринимательства на ось рынка. В этих условиях уместно вспомнить высказывание известного американского менеджера Питера Друкера: «Поставить специалистов по маркетингу в начале, а не в конце производственного цикла и интегрировать маркетинг в каждую фазу бизнеса. Путем изучения установить и довести до каждого инженера, конструктора и производственника, каким клиент хочет видеть данный продукт, какую цену готов платить и где и когда потребуется этот продукт». Маркетинг должен оказывать воздействие на проектирование, планирование, выпуск, экономический анализ равно как на рекламу, распределение, сбыт, предоставление услуг по продукту.

Формирование рынка потребителя, слоя крупных, средних и мелких предпринимателей-собственников, разработка и внедрение производственных и рыночных технологий – вот условия, которые сделают маркетинг объективной необходимостью ведения производственно-коммерческой деятельности, как на уровне предприятия, так и на уровне регионов, внутреннего и внешнего рынков.

В связи с этим актуален вопрос: какие конкретные преимущества дает маркетинг отдельному предпринимателю  и предприятию?

  1. Маркетинг обеспечивает и объективно предполагает постоянный поиск, изучение и формирование новых потребностей и средств их удовлетворения.
  2. Способствует осуществлению инновационных процессов к созданию ноу-хау в технологии производства и продвижении товаров на рынок к потребителю.
  3. Является необходимым условием функционирования и выживания предприятия, фирмы в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет осуществить «разведку в корпоративной армии» в состоянии войны «всех против всех».
  4. Выступает основным элементом контроля и регулирования экономических отношений на микроуровне.
  5. Образует информационную основу функционирования предприятия и формирования его производственно-сбытовой стратегии.
  6. На макроэкономическом уровне осуществляет взаимосвязи между процессами производства и потребления.

Маркетинг вносит в производственно-коммерческую деятельность предприятия новые  элементы в форме деловых взаимоотношений, обладает собственным языком и даже жаргоном. Так, при ведении переговоров, составляющих значительную по объемам  и затратам часть маркетинговой деятельности, при разработке рекламных обращений маркетологи мира пользуются своим жаргоном. Все изделия аудио- и видеотехники они называют «коричневым товаром», бытовую технику – «белым товаром», все виды масел – «желтыми жирами», шоколад – «счетными линиями» и т.д.

Маркетинг –  современная концепция рыночного  управления, без учета основных принципов  которой невозможна организация  отечественного рынка.

Глава 2 Маркетинговое  исследование деятельности ОАО «Вимм-Билль-Данн»

2.1 Предприятие и его  деятельность

Открытое акционерное общество «Вимм-Билль-Данн» учреждено в соответствии с Указом президента РФ от 1 июля 1992г.

Общество является юридическим  лицом и имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его состоятельном балансе. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Уставный капитал общества по состоянию на 31.12.2008г составляет 431 184 рубля и разделен на 431 184 штуки обыкновенных именных акций одинаковой номинальной стоимостью 1 рубль каждая.

Основной целью общества является наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей юридических  и физических лиц в продукции, производимой Обществом в соответствии с уставной деятельностью, а также  получение прибыли.

Общество для достижения поставленных целей осуществляет следующие  виды деятельности:

  1. производство и реализация молочных и кисломолочных продуктов
  2. производство и реализация продуктов детского питания, диетических и кондитерских изделий;
  3. производство и реализация продуктов питания, соков и напитков;
  4. производство и реализация минеральной воды;
  5. оптовая и розничная торговля;
  6. хозяйственное управление розничной и оптовой работой;
  7. снабжение и сбыт;
  8. хозяйственное управление материально-техническим снабжением и сбытом;
  9. маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов и управления;
  10. транспортно-экспедиционное обслуживание;
  11. внешнеэкономическая деятельность.

Основными видами деятельности Общества являются переработка сельскохозяйственной продукции – сырого натурального молока, выпуск и реализация молочных и кисломолочных продуктов в оптово-розничную сеть.

Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО «ВБД», постоянно расширяется.

В 1992 г. «Вимм-Билль-Данн» впервые в России выпустил соки в пакетах.

В то время никто в  стране не разливал соки в пакеты. Импортных  соков в современной упаковке в продаже тоже практически не было. В магазинах попадался, причем довольно редко, отечественный товар  в трехлитровых стеклянных банках с  пыльными жестяными крышками.

Поэтому таким событием стало появление в Москве первых соков в ярких разноцветных пакетах  с «иностранной» надписью «Вимм-Билль-Данн». Соки были разлиты на арендованной специально для этого технологической  линии Лианозовского молочного комбината. Арендовали ее вовсе не иностранцы, а только что созданная российская компания, состоявшая из пяти человек. «Иностранное» название выбрали потому, что отечественный товар в то время не пользовался доверием у потребителей.

В 1993г. «Вимм-Билль-Данн» впервые в России начал производство йогуртов. 

В 1994г. «Вимм-Билль-Данн»  создал первый российский соковый бренд  – J7. До этого на пищевом рынке  России не было брендов. Название первой торговой марки ВБД происходило  от английского “7 juices” – «7 соков».

В 1997г. «Вимм-Билль-Данн»  начал выпуск высококачественных традиционных молочных продуктов под маркой «Домик в деревне».

 В 1998г. «Вимм-Билль-Данн»  первым в мире начал индустриальное  производство ягодных морсов  по старинным русским рецептам. Бренд «Чудо-ягода» до сих пор остается уникальным, ведь только эти морсы делаются из свежих ягод.

«Вимм-Билль-Данн» впервые  в России начал производство брендированных йогуртов – под маркой «Чудо».

«Вимм-Билль-Данн» перешагнул границы Московского региона, приобретя комбинат «Сибирское молоко» в Новосибирске. Это стало началом стремительной региональной экспансии ВБД. В течение нескольких лет были приобретены молочные заводы в Нижнем Новгороде, Владивостоке, Уфе, Краснодарском крае.

 В 1999г. «Вимм-Билль-Данн» запустил в производство био-кефир Bio-Max. Марка Bio-Max – это первая в России специализированная марка обогащенных молочных продуктов.

«Вимм-Билль-Данн» начал  выпуск соков и нектаров под маркой «Любимый сад».

«Вимм-Билль-Данн» начал  реализацию программы «Молочные реки». Компания на выгодных условиях предоставляет в лизинг фермерским хозяйствам современное доильное и холодильное оборудование, обеспечивая свои молочные заводы сырым молоком высокого качества.

 В 2000г. «Вимм-Билль-Данн»  начал выпуск молочных продуктов под маркой «Веселый молочник».

«Вимм-Билль-Данн» начал  приобретать заводы за рубежом –  на Украине и в Центральной  Азии.

В 2001г. «Вимм-Билль-Данн»  первым в России создал соково-молочный напиток – «Мажитэль».

«Вимм-Билль-Данн» зарегистрировал первый отечественный бренд молочного детского питания – «Агуша».

В 2003г. «Вимм-Билль-Данн»  начал выпуск «Ламбера» – первого  отечественного сыра, успешно конкурирующего на рынке с европейскими сырами. «Ламбер» производится на заводе ВБД  в Рубцовске Алтайского края.

В 2007г. «Вимм-Билль-Данн»  первым в России вывел на рынок  функциональные молочные продукты, специально предназначенные для поддержания  красоты. Кисломолочные напитки  и йогурты Beauty помогают поддерживать ногти, кожу и волосы в прекрасном состоянии.

 В 2008г. Линейка  продуктов детского питания «Агуша»  дополнена сухими молочными кашами  и сухими молочными смесями  для грудных детей. Отныне бренд  «Агуша» представлен во всех  категориях детского питания. 

Сейчас внимание «Вимм-Билль-Данн»  смещается в сегмент высокомаржинальных молочных продуктов и детского питания, имеющий высокий потенциал роста. 

Очередной новинкой стал новый йогурт NEO.

2.2 Конкурентные и рыночные  позиции фирмы.

Разработка стратегии  начинается с проведения анализа  внешней и внутренней среды. Отправной точкой для подобного анализа служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении. SWOT- анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Цель SWOT-анализа –  сформулировать основные направления  развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных  и слабых сторонах фирмы, а также  о потенциальных возможностях и угрозах.

Первый шаг SWOT-анализа  — это оценка конкурентных и рыночных позиций фирмы. Этот этап позволит нам  оценить ситуацию вне предприятия  и понять, какие у нас есть возможности, а также каких угроз следует  опасаться (и, соответственно, заранее  к ним подготовиться).

1.Факторы  спроса и экономические факторы.

Информация о работе Маркетинговые исследования предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн»