Маркетинговые исследования рынка меда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проведение маркетингового исследования рынка меда в Алтайском крае, в России и зарубежом.
Задачи курсовой работы:
провести теоретические основы анализа конъюнктуры рынка;
провести анализ рынка меда в Алтайском крае;
провести анализ рынка меда в России и зарубежом;
выявить проблемы развитие рынка меда.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы анализа конъюнктуры рынка 5
1.1 Основы изучения конъюнктуры рынка 5
1.2 Сегментация рынка 7
1.3 Методы расчета емкости рынка 11
2 Маркетинговые исследования рынка меда 18
2.1 Анализ рынка меда в Алтайском крае 18
2.2 Анализ рынка меда в России и зарубежом 30
3 Проблемы развития рынка меда 39
Заключение 44
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

564 (1).doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Как становится ясно из общения с пчеловодами, ситуация Сергея достаточно типична. Многие люди в предгорных районах Алтая занимаются медом, причем зачастую целыми семьями, в которых знания о пчеловодстве передаются из поколения в поколение. Таким образом, формируются своеобразные пчеловодческие династии. Кроме того, пчеловодство является важной формой самозанятости: благодаря ему люди кормят себя и свои семьи и не просят помощи у государства. Способствует оно и развитию туризма, ведь основными покупателями меда являются именно туристы. Интересно, что в важной роли туризма для отрасли уверены даже простые пчеловоды. «Сейчас у меня покупают мед довольно активно. А вот построят окончательно игорную, турзону, и к нам хлынет поток туристов, - мечтает пчеловод Василий Петренко. - Так что объемы продаж вырастут. Поэтому меня очень радует, что нынешний урожай меда обещает быть хорошим. Значит, будет что продавать».

При этом банальной продажей меда туристам дело не ограничивается. Некоторые пчеловоды пытаются реализовать серьезные конвергентные туристические проекты. Так, Николай Санин намерен построить в окрестностях алтайского села Широкий Лог туркомплекс «Медовая деревня», посетители которого смогут увидеть, как делается мед, а также лечить различные заболевания с помощью живых пчел и продуктов пчеловодства.

С декабря 2006 года на территории Алтайского края работает федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория» (ФГБУ ЦНПВРЛ). Лаборатория – ФГБУ ЦНПВРЛ входит в структуру Россельхознадзора и осуществляет исследования пищевой продукции на показатели безопасности, почвы - на агрохимические показатели, что особенно актуально для такого сельскохозяйственного региона, как Алтайский край.

Лаборатория оснащена самым современным оборудованием, работающим на импортных реактивах и расходных материалах.

Лаборатория сегодня включена в реестр лабораторий стран Таможенного союза, является аккредитованной на техническую компетентность и независимость в рамках регламентов Таможенного союза, куда входят Россия, Казахстан и Беларусь. А в декабре 2012 года лаборатория получила международную аккредитацию в Евросоюзе. Испытательная лаборатория ФГБУ ЦНПВРЛ аккредитована Латвийским бюро аккредитации LATAK в соответствии с требованиями международных стандартов став в результате одним из первых российских учреждений, добившихся такого признания в Европе.

Теперь это дает возможность ее клиентам, чья продукция прошла проверку в лаборатории, без проблем экспортировать свои товары в европейские страны. Ведь протоколы испытаний, проводимых в ЦНПВРЛ, отныне признаются в Европе.

Между тем сегодня требования к качеству производимой продукции возросли. Связано это и с тем, что этим летом в России в силу вступили новые технические регламенты безопасности зерна и пищевой продукции, а страна еще в прошлом году вступила в ВТО, связав себя многими международными обязательствами, в том числе и в области качества и безопасности. Предприятия и организации, в частности, алтайские производители, стали больше уделять внимание качеству производимой продукции, чаще самостоятельно, в инициативном порядке обращаться за подтверждением качества своей продукции. Растет число обращений в лабораторию, со стороны как юридических, так и физических лиц.

Алтайский край издавна славится превосходным мёдом, вобравшим в себя ароматы и полезные свойства множества разнообразных лекарственных растений, произрастающих в различных географических зонах. Алтайский край – традиционно медоносный регион с огромной историей и традициями. Мед, этот замечательный дар природы, в создании которого участвуют пчела и цветок, наши древние предки использовали как ценное лекарственное средство от множества болезней. В жизни современного человека мёд по-прежнему является незаменимым продуктом питания, средством профилактики и оздоровления. А в народной и профессиональной медицине он имеет заслуженное право считаться универсальным исцеляющим средством для людей самых различных возрастов.

 

Таблица 2.1 Динамика развития пчеловодства Алтайского края

Показатель

Хозяйства всех категорий

2011 год

2012 год

2013 год

прирост 2013 года к 2011 году

+/-

%

Численность пчелосемей на конец года (тыс. штук)

146,1

153

164,9

+18 823

112,8

Производство меда (тыс. тонн)

5,9

6,3

6,6

+671

111,3


 

Мёд - это сложный биологический продукт, содержащий в себе комплекс биохимических веществ, необходимых человеку для жизнедеятельности, сохранения здоровья и увеличения продолжительности активной жизни. Лабораторные исследования показали, что в этом замечательном продукте содержится более ста компонентов, ценных для организма человека.

Повышенный спрос населения на мёд порой вызывает попытки некоторых недобросовестных предпринимателей его подделывать. Мёд - один из наиболее часто фальсифицируемых продуктов, и для некоторых видов фальсификации отсутствуют достоверные способы обнаружения. В связи с этим остро стоит проблема выявления недоброкачественного продукта и изъятия его из продажи. Ведь алтайский мед известен далеко за пределами Алтайского края, снискал заслуженное уважение. Тем более обидно, когда под видом алтайской продукции продается откровенный фальсификат, подделка, некачественная, а то и попросту вредная продукция.

По данным Управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Алтайского края, за последний год вывоз алтайского меда за пределы региона вырос в 15 с лишним раз. Понятно, что еще острее встает вопрос о его соответствии всем требованиям, о конкурентных преимуществах и высоком качестве меда, об их достоверном и авторитетном подтверждении.

Требования к доброкачественному мёду и лабораторные методы исследования изложены в ГОСТ 54644-2011. Однако не всегда фальсифицированный мёд может выходить за пределы, установленные стандартом. Так, повышенная норма сахарозы может свидетельствовать о недостаточно зрелом мёде или фальсифицированном сахарным сиропом. Впрочем, содержание сахарозы не является устойчивым признаком и в процессе хранения изменяется. Липовый, яблоневый и некоторые другие виды мёда в первый период после откачки могут содержать значительное количество сахарозы, так как в нектаре цветков этих растений-медоносов она содержится в преобладающем количестве. Скорость гидролиза сахарозы в созревающем мёде велика, но к моменту откачки содержание сахарозы может оставаться на уровне 10-25%. При дальнейшем хранении содержание сахарозы устанавливается на уровне 0-1,0%. Такие же процессы гидролиза сахарозы протекают и в сахарном мёде. Таким образом, содержание сахарозы в пчелином мёде не может рассматриваться в качестве основного критерия его натуральности и является только показателем степени его созревания.

Если же сахарный сироп скармливается пчелам с ранней весны и до главного взятка, для последующей продажи его, то это уже является преднамеренной фальсификацией мёда. Так как взяток с цветов летом почти никогда полностью не прерывается, то и в сахарный мёд попадает натуральный цветочный мёд. Такой сахарный мёд является наиболее тонкой фальсификацией из всех ныне известных. С полной достоверностью определить содержание сахарного мёда в натуральном цветочном очень трудно. Такой мёд содержит какое-то количество ферментов диастазы и инвертазы, однако в нем пониженное содержание витаминов и минеральных веществ, приносимых пчелами с цветочным нектаром, и ценность такого меда значительно ниже. О бактерицидных и лечебных свойствах такого мёда говорить не приходится.

Методика определения сахарного мёда в обычных лабораториях на ветеринарных станциях и на рынках не проводится. О наличии сахарного мёда обычно судят по отличию совокупности основных показателей, то есть по числу диастазной активности, количеству минеральных веществ, кислотности, процентному содержанию сахарозы, количеству пыльцевых зерен. Все показатели качества у сахарного мёда (кроме содержания сахарозы) значительно ниже, чем у натурального. Иными словами, если основные показатели мёда оказываются заниженными, то речь идет о фальсифицированном продукте. Такой мёд более светлый и имеет также слабый аромат и вкус по сравнению с натуральным мёдом. Сахарный мёд может быть и сотовым.

Также нагревание «осевшего» мёда, снижающее содержание фермента диастазы может оставить этот показатель в нижней границе нормы. Однако необходимо иметь в виду, что некоторые виды мёда (клеверный, белоакациевый, подсолнечниковый, липовый, дягилевый, кипрейный, хлопчатниковый, шалфейный и др.) имеют очень низкую диастазную активность. Ясно, что при таком широком диапазоне значений диастазной активности пчелиного мёда не представляется возможным судить о его натуральности по этому показателю.

Некоторые виды фальсификаций, такие как добавление мела, гипса, извести; крахмальной патоки из крахмала, подвергнутого действию ферментов и из крахмала, подвергнутого кислотному гидролизу, добавление желатина, казеинового клея можно определить несложными методами, однако они не прописаны в ГОСТе. А вот разбавление мёда водой выявить несложно, определив процентное содержание влаги.

Большую роль в выявлении фальсификаций мёда играют органолептические методы. Они позволяют обнаружить признаки брожения, консистенцию, характерную для фальсификации сахарным сиропом, аромат и вкус, несвойственные натуральному мёду.

Пыльцевой анализ позволяет определить ботаническое происхождение мёда, а отсутствие пыльцевых зёрен указывает на фальсифицированный или падевый мёд.

Вроде бы методы исследования мёда имеются, однако и продавец-обманщик хитёр – он не будет заменять натуральный мёд «пустышкой», а слегка его «подпортит», поэтому достоверно установить фальсификацию непросто и оценивать качество мёда необходимо по всем имеющимся параметрам.

К слову сказать, специалистам лаборатории ни происхождение, ни наименование производителя исследуемой продукции, к примеру, меда, неизвестны. Таковы условия экспертизы, где все опытные образцы зашифрованы. Но можно твердо предположить, что в основном исследуемый мед произведен в Алтайском крае. Ведь его алтайским производителям нужен сертификат качества, поэтому они и обращаются в лабораторию. «Мне кажется, что покупателям меда в Алтайском крае можно не опасаться, качество его высокое, а сама продукция соответствует всем требованиям», - убеждена Нина Котляр.

Между тем сегодня лаборатория подала заявку на расширение аккредитации. В Алтайском крае таким образом ЦНПРВЛ станет первой аккредитованной лабораторией, проводящей квалифицированные исследования качества меда.

Планируется закупить и современное высокоточное оборудование для исследований меда. С появлением жидкостного хромотографа SHIMADZU в лаборатории появится возможность определить массовую долю сахаров (фруктозы, сахарозы, глюкозы и т.д.). Однако для достоверного результата необходимы многие другие данные, комплексные исследования. Нужно будет создать базу данных, работа над которой уже началась специалистами ЦНПВРЛ.

Когда будут собраны первые результаты, появятся предпосылки и для создания научно обоснованной карты меда, производимого в Алтайском крае. Ведь можно будет научными методами, на современном оборудовании выявить подделку или определить не только качество меда, но и его аутентичность. Таким образом, своим потенциалов ФГБУ «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория» защитит знаменитый алтайский бренд и поддержит добросовестных местных производителей известного на весь мир продукта.

Текущий год выдался сложным для российского АПК. Настоящим бичом для крестьян стала сильная засуха. Беда не обошла стороной и Алтайский край. Уборочная кампания еще продолжается, но уже ясно, что нынешний урожай будет меньше прошлогоднего. Однако в сельском хозяйстве есть отрасль, которую проблемы с засухой затронули в меньшей степени. Речь идет о пчеловодстве. По прогнозам властей, погодные катаклизмы практически не сказались на объемах сбора меда, и в 2014 году его будет получено не меньше, чем в 2013-м: около 7 тыс. тонн (сейчас уже собрано почти 4 тыс. тонн сладкого продукта). «Для пчеловодства этот год неплохой. Традиционные среднегодовые объемы меда мы получим. По сравнению с прошлым годом мы даже прирастем. Сейчас у нас уже закончился основной медосбор. Я думаю, что пчеловодство влечет за собой развитие сельского туризма и решение проблемы здорового питания. Алтайский мед отличается выдающимися качествами и значительной доступностью в цене», - сказал недавно губернатор Алтайского края Александр Карлин.

Впрочем, сами пчеловоды более осторожны в прогнозах. Но также отмечают, что серьезного падения объемов сбора меда не будет. По словам специалистов, особенности нынешнего урожая меда в том, что продукт в основном темный. Причина тому - июльская засуха: со светлых медоносов пчелы берут мед именно в июле, а растения пострадали от жары. Темный мед по качеству ничуть не хуже светлого, а цена его даже выше.

Стоит отметить, что власти региона понимают важную роль меда в экономике Алтайского края. Поэтому неудивительно, что в краевой Стратегии развития пищевой промышленности до 2025 года меду выделено особое место, в этом разделе обозначены основные задачи отрасли на будущее. Среди них - увеличение объемов переработки меда и сопутствующих продуктов пчеловодства, произведенных на территории края; организация переработки всего спектра пчеловодческих продуктов на основе новейших технологий; регистрация места происхождения товара «Алтайский мед», использование и развитие этого бренда как одного из методов защиты отечественного рынка меда от фальсификации; расширение рынков сбыта, освоение новых видов маркетинговых услуг, в том числе организация туристических пасек в рамках развития экологического туризма. Ожидаемый объем инвестиций на первом этапе реализации стратегии составит 176, 7 млн рублей, из них собственные средства предприятий составят 56, 7 млн рублей, заемные средства - 120 миллионов. Реализация намеченных мероприятий позволит увеличить объем переработки меда, произведенного в крае, до 4 тыс. тонн в год, расширить ассортимент продукции на основе меда и прочих продуктов пчеловодства, улучшить ее качество.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка меда