Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 15:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – проведение маркетингового исследования рынка меда в Алтайском крае, в России и зарубежом.
Задачи курсовой работы:
провести теоретические основы анализа конъюнктуры рынка;
провести анализ рынка меда в Алтайском крае;
провести анализ рынка меда в России и зарубежом;
выявить проблемы развитие рынка меда.
Введение 3
1 Теоретические основы анализа конъюнктуры рынка 5
1.1 Основы изучения конъюнктуры рынка 5
1.2 Сегментация рынка 7
1.3 Методы расчета емкости рынка 11
2 Маркетинговые исследования рынка меда 18
2.1 Анализ рынка меда в Алтайском крае 18
2.2 Анализ рынка меда в России и зарубежом 30
3 Проблемы развития рынка меда 39
Заключение 44
Список использованных источников 46
Совершить столь «большой скачок» в производстве меда в истории современного пчеловодства удалось лишь Китаю, который в 1970 году производил 70 тыс. тонн меда, а в 2012 году - в 7 раз больше. Но Китай в эти годы экспортировал 30 - 40% своего меда.
Уместно напомнить, что с начала 90-х годов прошлого века численность пчелиных семей в России неуклонно сокращалась, и этот процесс, согласно статистическим данным, замедлился лишь в 2010 году. Сомнительно, что в нынешних условиях нарастающих трудностей со сбытом меда российские пчеловоды будут увеличивать численность пчелиных семей и производство меда. По логике пчеловоды будут подстраиваться под сбыт продукции.
К сожалению, Россия пока не может избавиться от излишков меда с помощью экспорта. И отнюдь не потому, что другие страны - члены ВТО принимают против нас дискриминационные меры и чинят прочие козни. До этого дело еще не дошло. До недавнего времени одним из главных препятствий на пути продвижения продукции российского пчеловодства на мировой рынок была слишком высокая цена этой продукции. Но в 2012 году и первом полугодии 2013 года закупочные цены на мед в России приблизились к мировым. Конъюнктура мирового рынка сегодня тоже благоприятствует налаживанию экспорта нашего меда, особенно подсолнечникового и рапсового. Осталось привести качество этого продукта в соответствие с международными стандартам. Работа здесь предстоит длительная и серьезная.
В последнее время физический объем экспорта российского меда не превышал 100 - 200 тонн в год (в 2009 году - 118 тонн), и за год нашего членства в ВТО ситуация не изменилась. Основным импортером российского меда остаются США, куда в 2012 году было поставлено 64, 4 тонн меда, а в январе - мае 2013 года - 30, 3 тонны.
Сегодня развитие экспорта нашего меда осложняется не его ценой, а качеством. Обратило на себя внимание сообщение о том, что в начале 2013 года в партиях меда, поставленных в США из России, Индии и Турции, были обнаружены недопустимо высокие уровни остатков антибиотиков, в том числе хлорамфеникола, который является «маркером» китайского меда. Продукция, поставляемая в США экспортерами из трех перечисленных стран, «отныне подлежит автоматической проверке».
Контроль качества продукции российского пчеловодства остается его «ахиллесовой пятой». На упомянутом выше «круглом столе» в Госдуме РФ представитель Роспотребнадзора сообщил, что эта организация в 2012 году проверила 2189 хозяйствующих субъектов, занимающихся производством и оборотом меда и продуктов пчеловодства, забраковав при этом 136 партий меда общим весом в 1232 килограмма по следующим причинам:
- 70% - нарушения достоверной информации, которая выносится на этикетку для потребителя;
- 19% - отсутствие документов;
- 19% - нарушение санитарно - гигиенических требований;
- 1% - фальсификация меда.
Получается, что Россельхознадзор в 2012 году выявил в России всего 12, 3 килограмма фальсифицированного меда.
Судя по косвенным данным, фальсифицированного меда на российском рынке может быть на пять порядков больше, чем сообщает Роспотребнадзор. Например, Торгово-промышленная палата РФ считает, что 30% товаров на российском рынке – фальшивые. Не секрет, что подделка меда является более прибыльной операцией, чем подделка большинства других продовольственных товаров; что розничная цена меда, как минимум, на порядок выше цены сахара, патоки, глюкозно-фруктозного сиропа и другого сырья, используемого для изготовления фальсификата.
На взгляд автора, обвал цен на мед в России вызван действием перечисленных и других объективных факторов. Такими факторами можно считать непрозрачность, бесконтрольность и незрелость российского медового рынка.
Заключение
Предметом исследования товарного рынка (маркетингового исследования) следует считать маркетинговую деятельность на рынке, а также рыночные процессы и явления, каким-либо образом с ней связанные. Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.
Грамотное, профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет предприятию объективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью.
По данным властей Алтайского края, регион является лидером в Сибири по производству меда, в России по этому показателю он занимает четвертое место. Всего на Алтае насчитывается 186 тыс. пчелосемей. В крае работают два племенных репродуктора по среднерусской породе пчел: ОАО «Горный нектар» Красногорского района и ООО «Таежный мед» Залесовского района. Пчеловодство в крае наиболее развито в юго-восточных районах лесной и лесостепной зон, а также в предгорье. Лидерами по производству меда являются Ельцовский, Залесовский, Красногорский, Краснощековский, Усть-Калманский, Солонешенский, Солтонский, Целинный и Чарышский районы.
По данным агентства Step by Step, в 2013 году в мире было произведено 1,5 млн тонн меда (в 2010 году – 1,3 млн тонн). Основным экспортером меда в мире долгое время был Китай. В конце прошлого десятилетия на него приходилось 30% мирового производства этого продукта. Но Европа отказалась от китайского меда - слишком велико в нем содержание антибиотиков. В другие страны, в том числе в Россию, китайский мед по-прежнему поставляется. По оценкам компании «Медовый дом», сегодня мировым лидером по объемам производства и продаж меда является Аргентина. Наиболее крупные импортеры меда - США, Германия, Япония и страны ЕС. Россия осуществляет минимальные экспортно-импортные операции с медом. В то же время ЕС за счет интеграции отрасли постепенно превращается в крупного экспортера меда.
Предложения:
Рынок меда стал бы более цивилизованным, если бы пасечники могли обеспечить постоянный канал сбыта своей продукции, причем не случайным перекупщикам, а компаниям, которые могли бы обеспечить их интересы. По сути, речь идет о системе, давно сложившейся в европейском агропроме, где производители молока, мяса, овощей и прочих продуктов сдают товар в специальные кооперативы или крупным холдингам.
В настоящее время «Медовый дом» переносит фасовочное производство из Северной столицы в Великий Новгород и намерен в дальнейшем увеличивать свою долю на рынке фасованного меда. Среди других крупных игроков можно назвать компанию «Медовая долина» (Москва), «Алтайский пчелоцентр» и другие.
Список использованных источников
Приложение 1
Анкета потребителя
1. Ваш возраст:
2. Ваш пол:
3. Есть ли у Вас семья:
4. Какова численность Вашей семьи:
5. Есть ли у Вас дети:
6. Есть ли у Вас Внуки:
7. Сколько раз в месяц вы приобретаете Мед?
8. Сколько килограмм меда вы приобретаете в месяц:
9. Где вы чаще всего покупаете мёд:
10. Принцип покупки:
11. Отношение к новинкам
12. Источники получения информации о новинках на рынке мёда:
13. Какой вид меда вы предпочитаете:
14. В какое время года предпочитаете покупать мед:
15. Для кого покупаете мед:
16. На что обращаете внимание при выборе и покупке меда:
17. Покупали ли вы мед иностранного производства:
18. Мед какой страны вы покупали?
19. Устраивает ли вас цена на мед:
20. Насколько вероятно, что вы приобретете продукт в течение 2 недель:
21. Какая из этих цен кажется вам недорогой для меда за 1 кг:
21. Начиная, с какой цены меда за 1кг покажется вам слишком высокой
22. Готовы ли вы покупать мед напрямую с пасек региона: