Маркетинговые исследования рынка меда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проведение маркетингового исследования рынка меда в Алтайском крае, в России и зарубежом.
Задачи курсовой работы:
провести теоретические основы анализа конъюнктуры рынка;
провести анализ рынка меда в Алтайском крае;
провести анализ рынка меда в России и зарубежом;
выявить проблемы развитие рынка меда.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы анализа конъюнктуры рынка 5
1.1 Основы изучения конъюнктуры рынка 5
1.2 Сегментация рынка 7
1.3 Методы расчета емкости рынка 11
2 Маркетинговые исследования рынка меда 18
2.1 Анализ рынка меда в Алтайском крае 18
2.2 Анализ рынка меда в России и зарубежом 30
3 Проблемы развития рынка меда 39
Заключение 44
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

564 (1).doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Совершить столь «большой скачок» в производстве меда в истории современного пчеловодства удалось лишь Китаю, который в 1970 году производил 70 тыс. тонн меда, а в 2012 году - в 7 раз больше. Но Китай в эти годы экспортировал 30 - 40% своего меда.

Уместно напомнить, что с начала 90-х годов прошлого века численность пчелиных семей в России неуклонно сокращалась, и этот процесс, согласно статистическим данным, замедлился лишь в 2010 году. Сомнительно, что в нынешних условиях нарастающих трудностей со сбытом меда российские пчеловоды будут увеличивать численность пчелиных семей и производство меда. По логике пчеловоды будут подстраиваться под сбыт продукции.

К сожалению, Россия пока не может избавиться от излишков меда с помощью экспорта. И отнюдь не потому, что другие страны - члены ВТО принимают против нас дискриминационные меры и чинят прочие козни. До этого дело еще не дошло. До недавнего времени одним из главных препятствий на пути продвижения продукции российского пчеловодства на мировой рынок была слишком высокая цена этой продукции. Но в 2012 году и первом полугодии 2013 года закупочные цены на мед в России приблизились к мировым. Конъюнктура мирового рынка сегодня тоже благоприятствует налаживанию экспорта нашего меда, особенно подсолнечникового и рапсового. Осталось привести качество этого продукта в соответствие с международными стандартам. Работа здесь предстоит длительная и серьезная.

В последнее время физический объем экспорта российского меда не превышал 100 - 200 тонн в год (в 2009 году - 118 тонн), и за год нашего членства в ВТО ситуация не изменилась. Основным импортером российского меда остаются США, куда в 2012 году было поставлено 64, 4 тонн меда, а в январе - мае 2013 года - 30, 3 тонны.

Сегодня развитие экспорта нашего меда осложняется не его ценой, а качеством. Обратило на себя внимание сообщение о том, что в начале 2013 года в партиях меда, поставленных в США из России, Индии и Турции, были обнаружены недопустимо высокие уровни остатков антибиотиков, в том числе хлорамфеникола, который является «маркером» китайского меда. Продукция, поставляемая в США экспортерами из трех перечисленных стран, «отныне подлежит автоматической проверке».

Контроль качества продукции российского пчеловодства остается его «ахиллесовой пятой». На упомянутом выше «круглом столе» в Госдуме РФ представитель Роспотребнадзора сообщил, что эта организация в 2012 году проверила 2189 хозяйствующих субъектов, занимающихся производством и оборотом меда и продуктов пчеловодства, забраковав при этом 136 партий меда общим весом в 1232 килограмма по следующим причинам:

- 70% - нарушения достоверной информации, которая выносится на этикетку для потребителя; 

- 19% - отсутствие документов; 

- 19% - нарушение санитарно - гигиенических требований; 

- 1% - фальсификация меда.

Получается, что Россельхознадзор в 2012 году выявил в России всего 12, 3 килограмма фальсифицированного меда.

Судя по косвенным данным, фальсифицированного меда на российском рынке может быть на пять порядков больше, чем сообщает Роспотребнадзор. Например, Торгово-промышленная палата РФ считает, что 30% товаров на российском рынке – фальшивые. Не секрет, что подделка меда является более прибыльной операцией, чем подделка большинства других продовольственных товаров; что розничная цена меда, как минимум, на порядок выше цены сахара, патоки, глюкозно-фруктозного сиропа и другого сырья, используемого для изготовления фальсификата.

На взгляд автора, обвал цен на мед в России вызван действием перечисленных и других объективных факторов. Такими факторами можно считать непрозрачность, бесконтрольность и незрелость российского медового рынка.

 

 

Заключение

 

Предметом исследования товарного рынка (маркетингового исследования) следует считать маркетинговую деятельность на рынке, а также рыночные процессы и явления, каким-либо образом с ней связанные. Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.

Грамотное, профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет предприятию объективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью.

По данным властей Алтайского края, регион является лидером в Сибири по производству меда, в России по этому показателю он занимает четвертое место. Всего на Алтае насчитывается 186 тыс. пчелосемей. В крае работают два племенных репродуктора по среднерусской породе пчел: ОАО «Горный нектар» Красногорского района и ООО «Таежный мед» Залесовского района. Пчеловодство в крае наиболее развито в юго-восточных районах лесной и лесостепной зон, а также в предгорье. Лидерами по производству меда являются Ельцовский, Залесовский, Красногорский, Краснощековский, Усть-Калманский, Солонешенский, Солтонский, Целинный и Чарышский районы.

По данным агентства Step by Step, в 2013 году в мире было произведено 1,5 млн тонн меда (в 2010 году – 1,3 млн тонн). Основным экспортером меда в мире долгое время был Китай. В конце прошлого десятилетия на него приходилось 30% мирового производства этого продукта. Но Европа отказалась от китайского меда - слишком велико в нем содержание антибиотиков. В другие страны, в том числе в Россию, китайский мед по-прежнему поставляется. По оценкам компании «Медовый дом», сегодня мировым лидером по объемам производства и продаж меда является Аргентина. Наиболее крупные импортеры меда - США, Германия, Япония и страны ЕС. Россия осуществляет минимальные экспортно-импортные операции с медом. В то же время ЕС за счет интеграции отрасли постепенно превращается в крупного экспортера меда.

Предложения:

  1. Продолжить расширение ассортимента реализуемого меда за счет редких сортов, не характерных для нашего региона, путем налаживания хозяйственных связей с новыми поставщиками;
  2. Улучшить материально - техническую базу торговой точки;
  3. Внимательно следить за качеством реализуемой продукции
  4. Регулярно проводить мониторинг потребительских предпочтений в выборе меда
  5. Усилить рекламную деятельность путем проведения дегустаций редких сортов меда, информируя о полезных свойствах продукта;
  6. Организовать передвижную торговую точку для участия в ярмарках, регулярно проходящих в различных районах города, а так же в регионах.

Рынок меда стал бы более цивилизованным, если бы пасечники могли обеспечить постоянный канал сбыта своей продукции, причем не случайным перекупщикам, а компаниям, которые могли бы обеспечить их интересы. По сути, речь идет о системе, давно сложившейся в европейском агропроме, где производители молока, мяса, овощей и прочих продуктов сдают товар в специальные кооперативы или крупным холдингам.

В настоящее время «Медовый дом» переносит фасовочное производство из Северной столицы в Великий Новгород и намерен в дальнейшем увеличивать свою долю на рынке фасованного меда. Среди других крупных игроков можно назвать компанию «Медовая долина» (Москва), «Алтайский пчелоцентр» и другие.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Агарков Н. Повышать эффективность производства // Экономика сельского хозяйства.-№3. – 2009. С. 53-55
  2. Ареничев В.Н., Бердников В.В. и др. Организация сельскохозяйственного производства. - М.: Колос, 2010. – 280 с.
  3. Архипов В. Собственность и формы хозяйствования в АПК Экономика сельского хозяйства России.-№10. – 2010. – С. 48-52
  4. Афанасьев В. Пути эффективного хозяйствования // Экономика сельского хозяйства.-№12. – 2011. – С. 18-20
  5. Болгов М. Создаём стабильную кормовую базу // Экономика сельского хозяйства России.-№8 – 2011. – С. 34-39
  6. Вермель Д. Аграрная экономика // Экономика сельского хозяйства России.-№2-2010. – С. 29-32
  7. Зырянова Т. Рынок сбыта и конкурентоспособности продукции Экономика сельского хозяйства России.-№11- 2011. – С. 19-23
  8. Киселева Е. пчеловодство России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2010.- №1. – С. 27-30
  9. Комченков В Рентабельность сельскохозяйственных предприятии Экономика сельского хозяйства России.-№10 – 2011. – С. 29-32
  10. Кривцов Н.И. Пчеловодство. - М.: Колос, 2014. – 174 с.
  11. Минакова И.А. Экономика сельского хозяйства.- М.: Колос, 2012. – 160 с.
  12. Нестеров Н., Дульнев В. Об улучшении структуры кормовой базы Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2010.- №2. – С. 37-40
  13. Сысоев А. Развитие пчеловодства // Экономика сельского хозяйства России.-№9 – 2010. – С. 14-20
  14. Тихонов В. А. Хозяйственный механизм АПК. М., «Экономика», 2014. – 205 с.
  15. Шапочкин В.В. пчеловодство России сегодня // Зоотехния.- 2010.- №9. – С. 18-21

 

Приложение 1

 

Анкета потребителя

 

1. Ваш возраст:

  1. до 15 лет
  2. 16-25 лет
  3. 26-35 лет
  4. 36-45 лет
  5. 46-60 лет
  6. От 61 лет

2. Ваш пол:

  1. мужской
  2. женский

3. Есть ли у Вас семья:

  1. Да
  2. Нет

4. Какова численность Вашей семьи:

  1. 2 чел.
  2. 2-4 чел.
  3. Более 4 чел.

5. Есть ли у Вас дети:

  1. Да. Какой возраст?
  2. Нет

6. Есть ли у Вас Внуки:

  1. Да. Какой возраст?
  2. Нет

7. Сколько раз в месяц вы приобретаете Мед?

  1. 1 раз и менее
  2. 2-3 раза в месяц
  3. Более 3-х раз в месяц

8. Сколько килограмм меда вы приобретаете в месяц:

  1. Менее 1 кг.
  2. 1-2 кг.
  3. Более 3 кг.

9. Где вы чаще всего покупаете мёд:

  1. супермаркет/сетевой магазин
  2. специализированный магазин
  3. на ярмарке
  4. в Интернете
  5. другое_______

10. Принцип покупки:

  1. покупаю быстро и импульсно (на ходу), то, что понравится
  2. покупаю быстро и импульсно (на ходу), т.к. четко знаю, что хочу
  3. вдумчиво выбираю и ищу подходящий в данный момент вариант

11. Отношение к новинкам

  1. покупаю один и тот же привычный продукт
  2. люблю экспериментировать и покупать новые продукты

12. Источники получения информации о новинках на рынке мёда:

  1. ТВ
  2. радио
  3. печатная реклама
  4. реклама в точках продажи
  5. в магазинах, когда вижу новый незнакомый продукт в продаже

13. Какой вид меда вы предпочитаете:

  1. гречишный
  2. липовый
  3. разнотравье
  4. из акации

14. В какое время года предпочитаете покупать мед:

  1. Летом
  2. Зимой
  3. Осенью
  4. Весной

15. Для кого покупаете мед:

    1. для себя
    2. для семьи
    3. для родителей
    4. для друзей

16. На что обращаете внимание при выборе и покупке меда:

  1. фирму производителя
  2. место производства
  3. на упаковку
  4. на срок годности
  5. на вкус
  6. на цвет

 

17. Покупали ли вы мед иностранного производства:

  1. Да
  2. Нет

18. Мед какой страны вы покупали?

  1. Китай
  2. Турция
  3. Украина
  4. США

19. Устраивает ли вас цена на мед:

  1. Да
  2. Нет

20. Насколько вероятно, что вы приобретете продукт в течение 2 недель:

  1. Непременно куплю
  2. Возможно куплю
  3. Могу купить или нет
  4. Возможно не куплю
  5. Определенно не куплю

21. Какая из этих цен кажется вам недорогой для меда за 1 кг:

  1. 100 руб.
  2. 150 руб.
  3. 200 руб.
  4. 250 руб.
  5. При какой цене меда за 1кг вы начнете сомневаться в его качестве:
  6. 100 руб.
  7. 120 руб.
  8. 80 руб.
  9. 132 руб.

21. Начиная, с какой цены меда за 1кг покажется вам слишком высокой

  1. 190 руб.
  2. 200 руб.
  3. 250 руб.
  4. 300 руб.

22. Готовы ли вы покупать мед напрямую с пасек региона:

  1. Да
  2. Нет

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка меда