Маркетинговые исследования рынка меда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проведение маркетингового исследования рынка меда в Алтайском крае, в России и зарубежом.
Задачи курсовой работы:
провести теоретические основы анализа конъюнктуры рынка;
провести анализ рынка меда в Алтайском крае;
провести анализ рынка меда в России и зарубежом;
выявить проблемы развитие рынка меда.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы анализа конъюнктуры рынка 5
1.1 Основы изучения конъюнктуры рынка 5
1.2 Сегментация рынка 7
1.3 Методы расчета емкости рынка 11
2 Маркетинговые исследования рынка меда 18
2.1 Анализ рынка меда в Алтайском крае 18
2.2 Анализ рынка меда в России и зарубежом 30
3 Проблемы развития рынка меда 39
Заключение 44
Список использованных источников 46

Файлы: 1 файл

564 (1).doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Впрочем, как уже говорилось выше, данная стратегия коснется прежде всего официального сектора. Мелкие пчеловоды говорят: нам бы жить по старинке, добывать мед, продавать его туристам. И не надо никаких планов и помощи - лишь бы не мешали. Или хотя бы помогли решить проблему сбыта. Так, Максим Дегтярев предлагает возродить существовавшую в советское время систему государственных пунктов закупа меда. С такими пунктами, уверен он, с удовольствием бы сотрудничали многие пчеловоды. Ведь они умеют хорошо добывать мед, а вот сбывать - нет. При этом участники отрасли считают, что государство было бы более честным, чем частные перекупщики. Однако в условиях ухода государства из экономики создание таких пунктов представляется делом маловероятным. Тем не менее, властям придется работать и с «теневым» пчеловодством. Иначе никакие программы и стратегии развития отрасли не сработают в полную силу.

Далее проведем маркетинговое исследование потребительских предпочтений на рынке меда г. Барнаула. Анкета, составленная автором, представлена в приложении 1. Было опрошено 100 человек в от 15 лет.

По результатам опроса мы получили следующие результаты:

1. Отвечая на вопрос «Ваш возраст»  наибольшее число респондентов  относились к группе 26-35 лет, что свидетельствует о предпочтении молодых потребителей.

Рисунок 1 – Ответы респондентов на вопрос «Ваш возраст»

 

Преимущественно мед приобретают женщины (65%). Однако всего 59% опрошенных имеют семьи.

Рисунок 2 – Ответы респондентов на вопрос «Количество членов вашей семьи»

 

Мед преимущественно приобретают одиночные пары (34 человека).

Рисунок 3 – Ответы респондентов на вопрос «Сколько раз в месяц вы приобретаете Мед?»

 

Также его приобретают менее 1 раза в месяц, что свидетельствует о не высоких его покупательских способностях. Так как данный продукт достаточно калорийный и аллергийный. Однако, анализируя объем покупок, можно не сомневаться в том, что мед пользуется высоким спросом у жителей г. Барнаула.

Рисунок 4 – Ответы респондентов на вопрос «Сколько килограмм меда вы приобретаете в месяц»

 

Потребители при выборе меда отдает свое предпочтение разнотравью, считая, что он более полезный и вкусный, о чем свидетельствует критей выбора меда.

Рисунок 5 – Ответы респондентов на вопрос «Какой вид меда вы предпочитаете»

 

Основным критерием выбора меда считается вкус, а потом следую цвет. Меньше всего потребителей интересует упаковка и фирма-производитель.

Рисунок 6 – Ответы респондентов на вопрос «На что обращаете внимание при выборе и покупке меда»

 

По данным властей Алтайского края, регион является лидером в Сибири по производству меда, в России по этому показателю он занимает четвертое место. Всего на Алтае насчитывается 186 тыс. пчелосемей. В крае работают два племенных репродуктора по среднерусской породе пчел: ОАО «Горный нектар» Красногорского района и ООО «Таежный мед» Залесовского района. Пчеловодство в крае наиболее развито в юго-восточных районах лесной и лесостепной зон, а также в предгорье. Лидерами по производству меда являются Ельцовский, Залесовский, Красногорский, Краснощековский, Усть-Калманский, Солонешенский, Солтонский, Целинный и Чарышский районы.

 

2.2 Анализ рынка меда в России и зарубежом

 

Ограниченность внутреннего рынка и отсутствие экспорта сдерживают развитие промышленного производства российского меда.

Мед всегда был в России уважаемым продуктом. Его полезные свойства проверены веками. Спрос на мед стабильно высок. Но будучи дорогим продуктом, мед всегда был объектом разного рода фальсификаций. По оценкам экспертов, около 20% продаваемого меда является подделкой.

За последние десять лет производство меда в России выросло почти в три раза. Если в 1999 году в стране собрали только 37 тыс. тонн, то в 2013 году, по разным оценкам, - от 90,9 до 104,5 тыс. тонн меда. Согласно данным Союза пчеловодов России, в среднем каждый житель нашей страны съедает около 720 граммов меда в год. В Москве этот показатель выше - до килограмма на человека. Уровень потребления меда растет из года в год, однако до европейских стран нам еще далеко, поскольку в России главным «сладким» продуктом остается сахар: объем потребления оценивается в 30-32 кг на человека в год. А, например, в Германии соотношение потребления сахара и меда составляет соответственно 6 кг и 4,5 кг в год на человека. При этом Германия самостоятельно может обеспечить себя медом лишь на 20%, недостающее закупает за границей. Российские пасечники способны производить 1 млн. тонн меда в год, считают эксперты. «Ни одна страна не может выдавать такое количество меда и такого качества. В России для этого есть все ресурсы - у нас больше 3 тыс. медоносов (растений, которые выделяют нектар и могут быть кормовой базой пчел), около 200 видов меда.

Сегодня объем импорта меда в Россию превышает объем экспорта в 55 раз. В 2013 году в Россию было завезено более 5,3 тыс. тонн на сумму почти 15,9 млн долл. В общем объеме рынка доля импорта невелика - 5-6%. Но, во-первых, это официальные (и, скорее всего, заниженные) данные. Во-вторых, для отечественного пчеловодства и этот «кусочек» - потеря своей доли на рынке.

Запретительные пошлины нередко используются в мировой практике для защиты отдельных секторов рынка. В России, например, в период сбора сахарной свеклы вступают в силу запретительные пошлины на импорт сахарного тростника. Но дело в том, что мед в Россию поставляет в основном Украина (свыше 68% поставок в натуральном выражении). А с этой страной у нас установлен режим беспошлинной торговли.

Экспорт российского меда ежегодно сокращается. Если в 2003 году, по данным исследовательской компании Global Reach Consulting, за границу было продано в общей сложности 347 тонн, то в 2012 году - только 121 тонна меда. В прошлом году Россия отправила на экспорт лишь 94,9 тонны меда на 613,1 тыс. долларов (в роли основного покупателя российского меда выступают США, в эту страну экспортируется 61,5% продукции нашего пчеловодства в натуральном выражении). «Цена на внутреннем рынке перегрета и не может конкурировать с ценами в других странах. Сегодня она составляет не менее 110 рублей за кг сырья (3-4 года назад была 50-70 рублей), - объясняет Дмитрий Новичков, региональный менеджер по продажам компании «Медовый дом» (крупнейший игрок на российском рынке фасованного меда). Причем 110-130 рублей за килограмм стоит самый дешевый, простой мед - из разнотравья, подсолнечника. Более дорогой, монофлерный мед (акация, липа) на внутреннем оптовом рынке стоит не менее 250-300 руб. за кг.

В последнее время на мировом рынке меда происходят кардинальные перемены: повышаются требования к качеству этого продукта, меняется соотношение сил в десятке ведущих его производителей и экспортеров, обостряется конкурентная борьба между ними, возникают торговые конфликты.

Российские бизнесмены лишь изредка осуществляют минимальные по масштабам экспортно-импортные операции с медом, не занимаются его реэкспортом. Такое положение объясняется рядом объективных и субъективных обстоятельств, главные из которых, по-видимому, заключаются в том, что пчеловодная отрасль России до сих пор не научилась работать в условиях рыночной экономики. 

Предстоящее вступление России в ВТО диктует необходимость тщательного анализа наших возможностей и ближайших перспектив на мировом рынке меда, изучения «правил игры» и обстановки на этом рынке. 

Разговоры о глобализации мировой экономики и либерализации торговли не мешают правительствам стран - членов ВТО принимать энергичные меры по защите интересов своих производителей и экспортеров меда, оказывать им прямую и косвенную помощь. Например, США в конце 2001 г. ввели импортные пошлины на мед из Китая (26–184%) и Аргентины (33–61%). На аргентинский мед была введена также компенсационная пошлина - 6%. Объясняется это тем, что Китай и Аргентина на протяжении длительного времени якобы проводили политику демпинга, поставляя в США мед по искусственно заниженным ценам. По данным одного из инициаторов указанной антидемпинговой акции, Ассоциации американских производителей меда, Правительство Аргентины в указанный период предоставляло своим пчеловодам и экспортерам меда 34 вида субсидий. Аргентинцы, в свою очередь, обвинили Правительство США в предоставлении американским пчеловодам в 2001 г. субсидий на сумму 26 млн. долл. 

Антидемпинговые меры США, рассчитанные на пять лет, безусловно, носят протекционистский характер. По мнению экспертов, нынешняя американская пчеловодная индустрия более не может успешно работать и противостоять зарубежной конкуренции без поддержки правительства. Причина простая: производство меда в США с учетом высокой стоимости рабочей силы производственных и прочих издержек обходится значительно дороже, чем в Китае, Аргентине и многих других странах. В начале 2000 г. доля собственного меда на внутреннем рынке США составляла 39,4%, а импортного - более 60%. 

В феврале 2002 г. страны ЕС также ввели запрет на импорт меда из Китая под предлогом, что он не отвечает их стандартам на этот продукт, содержит остатки антибиотиков, пестицидов и других опасных веществ. И хотя данная акция была преподнесена как средство защиты здоровья и интересов европейского потребителя, она явно направлена и на защиту европейских производителей меда. 

Действия США и ЕС существенно изменили основные направления мировой торговли медом, заставили Аргентину и Китай энергичнее осваивать альтернативные рынки, уделять больше внимания качеству продукции. Около 90% китайского меда теперь экспортируется в Японию и другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии; более 70% аргентинского меда закупают страны Евросоюза. Ниши, образовавшиеся на североамериканском и западноевропейском рынках меда, стремятся заполнить страны, которые до недавнего времени не могли конкурировать в этом плане с Аргентиной и Китаем. 

Очевидно, что в ближайшее время ЕС останется вторым после Китая ведущим мировым производителем меда и главным его импортером. Как и США, Евросоюз сейчас самостоятельно обеспечивает только 40% потребностей своего внутреннего рынка в меде: его производство - 115 тыс. т, а импорт - 150 тыс т. Внутренние экспортные операции с медом в рамках ЕС оцениваются в 40 млн т, а внешние - в 6 тыс. т (в Россию в 2001 г. экспортировано 272 т меда). 

Пчеловодная индустрия ЕС не стоит на месте и реформируется в соответствии с моделью европейской интеграции: число пчеловодов-любителей сокращается, а профессионалов, наоборот, увеличивается. Последние составляют в настоящее время 3% от общей численности пчеловодов ЕС, но им принадлежит 44% из 8,7 млн пчелиных семей. Это объясняет достаточно высокую конкурентоспособность западноевропейского пчеловодства. 

С 1997 г. работает Европейская ассоциация профессиональных пчеловодов, ставящая своей задачей форсированное развитие профессионального сектора пчеловодства в странах ЕС. За последние несколько лет ассоциация приняла важные директивы об интеграции и рационализации пчеловодной индустрии. Увеличение производства меда и понижение его себестоимости предполагается осуществить синхронизацией юридической базы пчеловодства стран - членов ЕС, либерализацией торговли медом, стандартизацией инвентаря и оборудования, повышением уровня механизации отрасли, объединением усилий по борьбе с болезнями пчел, налаживанием сезонного обмена квалифицированными пчеловодами и т.д. 

Принятие в ЕС в 2004 г. Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии в перспективе добавит к «медовому потенциалу» ЕС около 35–40 тыс. т меда, производимого в указанных странах. Практически все они (кроме Польши, Латвии и Литвы) перечислены в списке стран, которым в 2000 г. был разрешен экспорт меда в ЕС на том основании, что их стандарты на этот продукт соответствовали стандартам Евросоюза. 

Расширение ЕС за счет приема новых членов приведет к сбалансированию уровней внутреннего производства и импорта меда странами Евросоюза. Нельзя исключать также, что со временем ЕС превратится в крупного экспортера своего меда. Однако реальнее предположить, что в ближайшие годы усилится роль ЕС как реэкспортера меда, ввозимого из неевропейских стран. В ЕС уже наработан большой опыт в этой области. Германия, в частности, самостоятельно производит 13 тыс. т, импортирует более 90 тыс. т и экспортирует 16 тыс. т меда в год. 

Таким образом, на западных рубежах России завершается формирование интегрированного производителя, экспортера и реэкспортера меда, оказывающего решающее влияние на состояние мирового рынка этого продукта. В то же время главный мировой производитель и экспортер меда - наш восточный сосед Китай сейчас активно ищет новые рынки сбыта взамен утраченных им рынков в США и ЕС. В итоге вырисовывается перспектива наполнения медового рынка России не благодаря увеличению внутреннего производства, а с помощью импорта более дешевого и высококачественного меда, произведенного в Европе или Китае. Нельзя исключать, что зарубежные компании будут предпринимать попытки демпинга меда в целях захвата ключевых позиций на российском рынке этого продукта. Все это способно лишь усугубить трудности, переживаемые российским пчеловодством. 

Чтобы подобное не произошло, необходимо скорректировать стратегию развития отечественной пчеловодной отрасли, переориентировать ее на более тесную привязку к мировому рынку меда. Попасть на этот отличающийся жесткой конкуренцией рынок, а тем более закрепиться на нем Россия может только с помощью целенаправленных, долговременных усилий по развитию отечественного пчеловодства, повышению качества и понижению себестоимости его продукции. Это тот самый случай, когда усилия оправданны, поскольку мировой рынок меда остается весьма перспективным и продолжает развиваться. В настоящее время на него поступает лишь 370 тыс. т меда, в то время как эксперты оценивают его потенциал в 1 млн. т.

Импорт и экспорт меда являются в России исключительно сферой деятельности нескольких частных медовых компаний. Было бы наивно ожидать, что руководство этих компаний станет делиться информацией о ситуации на рынке меда с аутсайдерами, а тем более - с конкурентами. В лучшем случае в СМИ и пчеловодную периодику попадают, не вызывающие большого доверия, фрагментарные, отрывочные данные о ситуации на медовом рынке.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка меда