Маркетинговые исследования рынка театрально-зрелищных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 03:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в проведении маркетинговых исследований и изучения рынка театрально-зрелищных услуг в Санкт-Петербурге.

Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

- изучение общей характеристики и структуры рынка театрально-зрелищных услуг Санкт-Петербурга;

- Оценка коңюнктуры рынка услуг;

- Исследование сегментов рынка;

Содержание работы

Введение

1. Общая характеристика и структура рынка театрально-зрелищных услуг

2. Оценка коңюнктуры рынка услуг

3. Сегментация рынка

4.Тенденция развития рынка услуг

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 33.52 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

 

Тема: Маркетинговые исследования рынка театрально-зрелищных услуг

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Общая характеристика  и структура рынка театрально-зрелищных  услуг

 

2. Оценка коңюнктуры рынка услуг

 

3. Сегментация рынка

 

4.Тенденция развития рынка  услуг

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

Маркетинговые исследования рынка театрально-зрелищных услуг  имеют большое значение для управления театрально-зрелищным предприятием, так как полученные результаты могут  быть использованы для повышения  эффективности театрально-зрелищного менеджмента как при реализации новых проектов, так и для совершенствования существующих бизнес-процессов.

 

Следовательно тема моей курсовой работы является актуальной и важной, так как обзор и анализ данного рынка услуг, важен и необходим для современного организатора театрально-зрелищного предприятия.

 

Цель данной курсовой работы заключается в проведении маркетинговых  исследований и изучения рынка театрально-зрелищных  услуг в Санкт-Петербурге.

 

Курсовая работа предусматривает  решение следующих важнейших  задач:

 

- изучение общей характеристики  и структуры рынка театрально-зрелищных  услуг Санкт-Петербурга;

 

- Оценка коңюнктуры рынка услуг;

 

- Исследование сегментов  рынка;

 

В театрально-зрелищном деле маркетинг предстает как комплекс действий, которые предпринимаются  для того, чтобы изучать, предвидеть, формировать, стимулировать и удовлетворять  зрительский спрос на услуги.

 

Современный театрально-зрелищный  процесс - это система отношений  между различными участниками этого  процесса – создателями спектакля (производителями), зрителями сценического произведения (потребителями), театральными критиками, журналистами и публицистами, а также распространителями театральных  билетов (посредниками), продюсерами  и менеджерами (продавцами). Рыночная специфика этих отношений и определяется понятием – театрально-зрелищный  рынок.

 

 

1.Общая характеристика  и структура рынка театрально-зрелищных  услуг

 

Рынок театрально-зрелищных  услуг – это совокупность существующих и потенциальных потребителей с  соответствующими запросами и интересами, потребляющими данные услуги с целью  приобщения к миру культуры и искусства  или иной целью.

 

В Санкт-Петербурге существует целый зрелищно-театральный мир. Ежегодно в Петербурге проходит более 20 международных фестивалей искусств, около 80 музыкальных и театральных  фестивалей, конкурсов, сотни выставок и премьер. В Петербурге проходят всем известные конкурсы и фестивали  искусств: "Золотая маска", "Танц-фестиваль", "Звезды белых ночей" и многие другие.

 

В Санкт-Петербурге, доходы от реализации билетов на культурно-зрелищные  мероприятия составляют сумму в 40 миллионов долларов в год. В  связи с этим, платные культурно-зрелищные  услуги давно оформились в самостоятельный  рынок.

 

В Петербурге найдется развлечение  для человека с любыми вкусами  и запросами. Ценители высокого искусства  и любители долгих прогулок с фотокамерой, театралы и киноманы, гурманы и  клабберы.

 

Культурная жизнь Санкт-Петербурга разнообразна – каждый вечер у  желающего отдохнуть есть выбор  из более двухсот культурно-зрелищных  мероприятий.

 

Рынок предложений огромен, поэтому организаторы театрально-зрелищных  мероприятий заинтересованы в том, чтобы билеты на их мероприятия можно  было легко купить.

 

Схема продажи билетов  работает в неизменном виде уже несколько  десятилетий. Существует продажа билетов  в кассах театрально-концертно-спортивных площадок, а также компьютерная систему  торговли билетами, т.е их покупка заранее.

 

Электронные билеты в театральных  кассах города - сегодня уже не новость. Возможность для зрителя купить любой билет на любой спектакль  в любой кассе города – это  тоже не новость для Санкт-Петербурга, где с 11 января 2002 года действует  система единой информационной сети для реализации билетов на зрелищные  мероприятия.

 

Приказ о переводе театрально-зрелищных  касс на компьютерную систему торговли был подписан Комитетом по культуре Администрации Санкт-Петербурга в  июне 2001 года. Организатором работ  стала Дирекция театрально-концертных и спортивно – Зрелищных касс (ДТЗК). Поставщиком программного обеспечения - ООО "Софт Механика". Поставщиком  телекоммуникационных услуг – компания "Нева Лайн" (технология Frame Relay) Инвестором выступила компания "Аксиома", вложившая в проект 400 тыс. долларов.

 

В компьютеризированной кассе  человеку предоставляют исчерпывающую  информацию об имеющихся в наличии  местах, наглядно демонстрируют расположение выбранных мест в зале.

 

Существует деление театрально-зрелищных  организаций на государственные и коммерческие.

 

Государственные театрально-зрелищные  организации - театры, цирки, филармонии и иные концертные организации, основным видом деятельности которых в  соответствии с уставом (положением) является концертное (театральное, цирковое) обслуживание населения, созданные  государственным органом и финансируемые (получающие субсидии) из государственного бюджета.

 Коммерческие театрально-зрелищные учреждения, это - спортивно-зрелищные комплексы, кинотеатры, театры, клубы, музеи, парки, цирки и другие учреждения культуры, ориентированные на демонстрацию образцов и ценностей культуры, и получение прибыли.

 

Современные зрелищные учреждения для показа и просмотра зрелищ включают в себя:

 

Зоопарки и террариумы: организованный просмотр и показ  различных животных, рыб, птиц и др.

 

Дельфинарии: показ и просмотр представлений с дельфинами, касатками, ластоногими.

 

Кинотеатры: Показ и просмотр кинофильмов(фильмов, сериалов, видеоклипов).

 

Концертные залы: показ  различных шоу, выступлений эстрадных  певцов и артистов.

 

Музеи: показ и просмотр музейных экспонатов(картин, предметов старины и др).

 

Спортивные сооружения: Показ  и просмотр спортивных состязаний (стадионы, плавательные бассейны, теннисные площадки, ипподромы, боксерские ринги, борцовские арены и др.)

 

Театры: Показ и просмотр театральных постановок(драм, пьес, комедий, мюзиклов и др.

 

Цирки: Показ и просмотр различных цирковых программ и представлений.

 

Таким образом театрально-зрелищное мероприятие – это концерты классики, джаза и сольные выступления звезд, фестивали, спектакли, цирковые представления, балетные выступления, балы, смотры моды, светомузыкальные шоу, и иные виды художественно-исполнительского творчества;

 

Существуют благотворительное  театрально-зрелищные мероприятия  – например для ветеранов Великой Отечественной войны и труда, инвалидов, войск Министерства внутренних дел, пограничных войск и не предусматривает получение доходов.

 

Основными видами деятельности театрально-зрелищных организаций  являются:

 

- создание и показ театрально-зрелищных  постановок, других произведений  искусства на основной сцене  (сценах), гастролях и выездах,  организация фестивалей, конкурсов,  смотров, реализация билетов на  указанные мероприятия;

 

- подготовка театрально-зрелищных  постановок, концертов на основе  договоров с юридическими и  физическими лицами для показа  на их собственных или арендованных  ими сценических площадках, по  телевидению, для трансляции по  радио, съемок на кино-, видео- и иные материальные;

 

- организация других мероприятий  художественно-творческого характера,  проводимых собственными силами  или силами приглашенных коллективов,  приглашенными исполнителями;

 

- предоставление организациям  на основе договоров постановочных  услуг, сценических постановочных  средств для проведения спектаклей, концертов, представлений;

 

- изготовление по заказам  предметов художественного оформления  театральных постановок, концертов,  представлений;

 

- предоставление своих  сценических площадок другим  театрально-зрелищным организациям  для проведения гастрольных и  выездных мероприятий, совместных  проектов и программ;

 

- подготовка, тиражирование  и реализация информационно - справочных и рекламных материалов, копий видеоматериалов и фонограмм,  связанных с художественно-творческой  деятельностью организации.

 

Театрально-зрелищная организация  самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из целей, предусмотренных её уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости  творческого - производственного и  социального развития. Театрально-зрелищная  организация самостоятельно устанавливает  цены на билеты. Театрально-зрелищная  организация самостоятельно устанавливает  свой режим работы.

 

Структура театрально-зрелищного учреждения – это совокупность специализированных подразделений, взаимодействующих  процессе подготовки и показа спектаклей и других публичных представлений. Обычно в структуре театрально-зрелищной организации выделяют: творческий, технический, административно-педагогический составы. Организационной структурой театрально-зрелищного учреждения также является – система контрактов, заключаемых на постановку с актерами, режиссерами.

 

Под внутренней средой театрально-зрелищного предприятия подразумеваются представители  всех его структурных подразделений  и служб – труппа, работники  цехов, дирекции, режиссерского управления, билетеры и прочие служащие.

 

Первая и самая тесная ступень – это круг общения  автора театрально-зрелищного мероприятия, который состоит из создателей постановки – режиссера, сценографа, художника  по свету, композитора, актеров.

 

Второй круг общения –  работники служб и цехов, задействованные  в создании и прокате театрально-зрелищного мероприятия (декораторы, реквизиторы, помощники режиссеров, осветители, билетеры, и др.).

 

Третий круг коммуникационных взаимодействий составляют службы, занятые  продвижением и продажей спектакля. Сотрудничая с дирекцией и  работниками административной части, автор спектакля способствует привлечению  зрителей, обеспечению посещаемости спектакля и поддержанию интереса к театру.

 

Под внешней средой театрально-зрелищной  организации подразумевается вся  культурная среда. Она состоит из представителей структур, организаций, коллективов и отдельных личностей, напрямую не связанных с данной театрально-зрелищной  организацией, однако играющих в её деятельности важную роль. Среди них  – критики и рецензенты, представители  различных средств массовой информации, госструктур и городских властей, лидеры общественного мнения, поклонники и рядовые зрители.

 

Современный зрелищно-театральный  процесс рассматривается как  система отношений между различными участниками этого процесса –  создателями спектакля (производителями), зрителями сценического произведения (потребителями), театральными критиками, журналистами и публицистами, а также  распространителями театральных билетов (посредниками), продюсерами и менеджерами (продавцами).

 

Спектакль как определенное материальное эстетическое целое существует лишь во время его сценического представления: с его начала до финальных поклонов отыгравших свои роли артистов. Получается, что в качестве товара на зрелищно-театральном  рынке имеет обращение то, чего нет в реальности. Таким образом, спектакль не относится к статусу  товара – некоего продукта или  услуги, предназначенной для продажи.

 

Спектакль как объект продажи  не совпадает полностью ни с услугой, ни с продуктом, в их классических маркетинговых определениях. В нем  всегда остается нечто, связанное с  его эстетической природой, что предопределяет его выпадение из специфично рыночных определений, отношений и связей.

 

Следовательно, в качестве объекта купли-продажи на зрелищно-театральном  рынке выступает не сам спектакль  как таковой, а образ спектакля  – идеальная художественная целостность, обладающая уникальной эстетической ценностью.

2. Оценка коңюнктуры рынка услуг

 

По данным комитета культуры Санкт-Петербурга, на территории города находятся следующие государственные  театрально зрелищные учреждения, которые  указаны в таблице 1.1.

 

 

Таблица 1.1 Государственные  театрально зрелищные учреждения Санкт-ПетербургаТип театрально-зрелищного учреждения Количество

Арт-центры 2

Выставочные залы 3

Дворцы культуры 5

Зоопарки 1

Кинотеатры 14

Концертные залы 14

Музеи 71

Музыкальные клубы 3

Спортивно-концертные комплексы 3

Театры 32

Цирки 2

 

 

Вместе с тем наряду с государственными театрально-зрелищными учреждениями также ведут свою деятельность и коммерческие театрально-зрелищные  организации.

 

Дополненный список театрально-зрелищных  учреждений Санкт-Петербурга представлен  в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2. Театрально зрелищные  учреждения Санкт-ПетербургаТип театрально-зрелищного учреждения Количество

Арт-центры 7

Выставочные залы 10

Дворцы культуры 41

Зоопарки 4

Кинотеатры 60

Концертные залы 20

Музеи 190

Музыкальные клубы 70

Спортивно-концертные комплексы 3

Театры 100

Цирки 4

 

 

По данным таблице 1.2.можно  сделать вывод о том, что рынок  театрально-зрелищных услуг в Санкт-Петербурга характеризуется изобилием коммерческих предприятий, работающих на данном рынке услуг. Таким образом, общее количество театрально-зрелищных учреждений Санкт-Петербурга насчитывает около 500 организаций.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка театрально-зрелищных услуг