Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:04, реферат
Маркетинговые исследования – быстро развивающееся направление. Хотя зародились они в США еще в начале 20-ого века, заметное место они заняли в Америке и Европе только после второй мировой войны. В России они стали активно применяться в 90-е годы.
Современные организации все больше интересуются информацией о том, что люди хотят и почему они этого хотят. Проводить маркетинговое исследование означает «прислушиваться к мнению потребителя». Их еще называют исследованиями рынка. Фирмы, производящие массовую продукцию, хотят знать: что представляют собой их клиенты? Где их можно найти? Каковы их потребности? За последнее десятилетие расходы во всем мире на эту сравнительно новую отрасль знания более чем утроились и достигли 5 миллиардов долларов. Через маркетинговые исследования осуществляется обратная связь: удовлетворяет ли товар клиента и удовлетворяет ли он покупателя лучше, чем товар конкурента.
Маркетинговые исследования…………………………………………................................3
Сущность и характерные черты библиотечно-информационных продуктов………………………………………………………………………………………………………...10
Программа маркетинговых исследований централизованной библиотечной системы «Кунцево»………………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………………………….23
Учитывая широкое
В последние годы в целях экономии
времени и средств библиотеки
стали проводить опрос
Центральное место в проводимых
библиотекой маркетинговых
Исследование внешней среды библиотеки предполагает также изучение при помощи маркетингового инструментария возможных партнеров, конкурентов и отраслевого рынка труда.
При отборе потенциальных поставщиков документных фондов библиотека должна обращать внимание на их конкурентоспособность, включая уровень специализации, стоимость перехода на другие рынки, концентрацию на работе с определенными клиентами, величину объема фактических продаж.
Что касается возможных конкурентов библиотеки, то они могут «оттянуть» на себя часть необходимых библиотеке ресурсов, отвлечь внимание потенциальных пользователей, нивелировать внимание на занимаемом сегменте рынка, изменить благоприятное расположение внешней среды. Анализ конкурентов в маркетинговом контексте позволит увидеть их сильные и слабые стороны, найти возможные точки соприкосновения и партнерского сотрудничества. Одновременно реальна подготовка маркетинговой программы противодействия , включая углубление специализации, дальнейшее профилирование деятельности филиалов, повышение качественных параметров работы, снижение цен на дополнительные формы обслуживания за счет рационального использования ресурсов.
Анализ рынка рабочей силы важен для библиотеки с точки зрения привлечения персонала. Целесообразно регулярно накапливать данные о возрасте, поле, уровне образования, зарплате и иных характеристиках участников данного рынка.
Одновременно может изучаться собственно маркетинг библиотеки – все, что связано с реализацией продукции и услуг (стратегии подбора, ценообразования, продвижения, выбор рынка и систем распределения, доля рынка, имидж, инновации, отличительные преимущества).
Резюмируя, еще раз подчеркнем,
что в маркетинговых
Программа маркетинговых исследований централизованной библиотечной системы «Кунцево»
С целью координации и
Анализ массива Положений о профильных специализированных подразделениях библиотек позволяет выделить общие для всех основные задачи и направления работы, среди которых:
Службы библиотечно-
Покажем роль маркетинговой службы в общей системе управления библиотечно-информационным учреждением, изобразив схематически место отдела библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы в многоаспектной ЦБС «Кунцево» (см. схему 2), а затем представим внутреннюю структуру самого маркетингового подразделения центральной библиотеки (см. схему 3).
ДИРЕКТОР ЦБС «КУНЦЕВО»
ОБМИ
Зам директора по автоматизации
ОКиО
ИБОО
ОРиМС
ОФЭ
ОМТ
Зам директора по работе с детьми
Центральная библиотека №193 им. А. Ахматовой
Центральная библиотека №17 «Смена»
б∕ф №182
б∕ф
№41
б∕ф №40
б∕ф №38
б∕ф №106
б∕ф №22
б∕ф №20
б∕ф №228
б∕ф №272
б∕ф №185
б∕ф №147
б∕ф №111
Условные обозначения на схеме 3:
ОМТ – отдел материально-технический;
ОФЭ – отдел финансово-экономический;
ОРиМС –отдел региональный и международных связей;
ИБО – информационно-
ОКиО – отдел комплектования и обработки;
ОБМИ – отдел библиотечного маркетинга и инноваций;
Библиотека – филиал №20 – детская библиотека;
Библиотека – филиал №22 – детская библиотека;
Библиотека – филиал №106 – детская экологическая библиотека;
Библиотека – филиал №111 – детская библиотека;
Библиотека – филиал №147 – детская библиотека-клуб;
Библиотека – филиал №38 им. Б. Пастернака;
Библиотека – филиал №40 им. Э. Багрицкого;
Библиотека – филиал №41 «Истоки»;
Библиотека – филиал №182 (Рублево);
Библиотека – филиал №185 «Библиотека семейного чтения»;
Библиотека – филиал №228 – юношеская библиотека;
Директор ЦБС
Библиотека филиал №272 «Бестселлер».
Отдел библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы
Заведующий отделом
Сектор инновационно-
Сектор маркетинговой
Целенаправленное
Целесообразно применять классический
принцип организации
В зависимости от целей и направлений
деятельности конкретной библиотеки маркетингового
комплекса библиотечно-
Директора библиотек, правильно выстраивающие маркетинг, добиваются ощутимых результатов, их не пугают финансовые трудности, они разрабатывают маркетинговые программы, а местные администрации считают честью оказывать им поддержку. Сошлемся на опыт ЦБС «Кунцево», которая приступила к реализации маркетинговой программы информатизации своей деятельности с целью повышения уровня обслуживания населения района. Благодаря правильно выбранной стратегии, функционирование данной централизованной системы качественно преобразовано: реорганизована библиотечная сеть, введена специализированная маркетинговая служба, создан позитивный имидж библиотеки, установлены обширные международные контакты, действует автономная система социальной поддержки библиотечного персонала.
Безупречная репутация ЦБС «Кунцево», расширение сферы и диверсификация форм взаимодействия с пользователями, умелое маркетинговое планирование, наличие обширных партнерских связей позволяют с полным основанием сделать заключение о плодотворности избранных подходов.