Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление особенностей функционирования маркетинга в социокультурной сфере. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
-изучить комплекс маркетинга, маркетинговую среду социально-культурной сферы;
-выявить роль маркетинговых исследований в деятельности предприятия культуры;
-оценка деятельности предприятия культуры методом важностно-исполнительного анализа и методом опроса (проведение анкетирования).
Введение
Глава 1 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.1 Маркетинговая среда: внутренняя и внешняя
1.2 Маркетинговый комплекс и его составляющие
Глава 2 Маркетинговые исследования
2.1 Методы маркетинговых исследований
2.2 Методика маркетинговых исследования в разных областях культуры
Глава 3 Практическое применение методов маркетингового исследования
3.1 Измерение удовлетворенности потребителей услуг культуры методом важностно - исполнительного анализа
3.2 Метод опроса (анкетирования)
Заключение
Библиография
«Маркетинговые исследования в социально-культурной сфере»
Проверила
преподаватель
Дорогова Л.Н
Выполнил
Студент СКД-Д-2
Орлов Евгений Сергеевич
Москва 2009г.
Содержание
Введение
Глава 1 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.1 Маркетинговая среда: внутренняя и внешняя
1.2 Маркетинговый комплекс и его составляющие
Глава 2 Маркетинговые исследования
2.1 Методы маркетинговых исследований
2.2 Методика маркетинговых
исследования в разных
Глава 3 Практическое применение методов маркетингового исследования
3.1 Измерение удовлетворенности потребителей услуг культуры методом важностно - исполнительного анализа
3.2 Метод опроса (анкетирования)
Заключение
Библиография
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
С приходом рыночной экономики
учреждения культуры оказались в
принципиально новых условиях. Снижение
уровня государственного финансирования,
нестабильность формирующегося спонсорства
и благотворительности и
Часто можно слышать, что
учреждениям культуры в нынешних
сложных экономических условиях
следует развивать коммерческую
деятельность. Однако психологические
особенности поведения
Изменение приоритетов политики
государства в области
В обществе все время появляются
новые формы социально-
Акцент на некоммерческую
сущность маркетинга социально-культурной
деятельности подчеркнул значимость разработки
таких маркетинговых проблем, которые
определяют целевые направления
его организации в учреждениях
культуры, в первую очередь - развитие
принципов социально-этического маркетинга,
созвучных гуманистической
Все это и обусловило выбор темы, определение цели и постановку задач настоящей курсовой работы.
Цель курсовой работы: выявление особенностей функционирования маркетинга в социокультурной сфере. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
-изучить комплекс маркетинга,
маркетинговую среду социально-
-выявить роль маркетинговых исследований в деятельности предприятия культуры;
-оценка деятельности
предприятия культуры методом
важностно-исполнительного
Объектом исследования является маркетинговая деятельность организаций и учреждений социокультурной сферы.
Предмет исследования — маркетинг в социокультурной сфере и закономерности его функционирования.
Теоретико-методологической
основой исследования послужили: труды
Е.И. Пучковой [12], где изучены принципы
и условия применения маркетинговой
информации учреждениями культуры, Е.Л.
Шековой, где исследованы особенности
маркетинга в сфере культуры и
менеджмент некоммерческих организаций.
В работе Г.Л. Тульчинского [13] проведен
анализ состояния российской экономики
и сферы культуры в условиях рыночных
отношений, роли маркетинга в сфере
культуры. Эта публикация является
важной для развития маркетинга в
сфере культуры, поскольку дает представление
о современном понимании
В первой главе работы рассказывается об особенностях маркетинга в сфере культуры, маркетинговой среде, об основных составляющих маркетингового комплекса
Вторая глава посвящена маркетинговым исследованиям и основным составляющим. Особая часть уделена методам маркетинговых исследований в сфере культуры.
В третьей главе показывается на практике применение 2-ух методов маркетингового исследования (метод важностно - исполнительного анализа и метод опроса (анкетирования)).
В заключении подводится итоги данной курсовой работы, а так же дается решение основных проблем маркетинговых исследований в сфере культуры.
Глава 1 ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ[1]
Термин "маркетинг" укоренился в американском варианте английского языка примерно в 1910 г. как агломерат двух слов "market getting", что переводится на русский язык как "овладение рынком", "освоение рынка", а еще лучше - "обретение рынка".
Маркетинг предполагает
существование рынка в полном
структурном объеме, служит его развитию
и неотделим от комплекса проблем
спроса, предложения и ценообразования.
Однако, верное на протяжении многих лет,
сегодня такое понимание
Особое значение в маркетинге приобретает изучение факторов маркетинговой среды, что позволяет обеспечить его стратегический характер, рассчитанный на долгосрочную перспективу взаимодействия с населением. В этом аспекте особую роль приобретает развитие комплекса маркетинговых коммуникаций, направленных на формирование благоприятного общественного мнения, высокого имиджа и репутации.
В рыночных условиях
главной особенностью маркетинга в
сфере культуры является соединение
трех его направлений. Кроме привлечения
потенциальных потребителей можно
выделить управление отношениями с
покровителями, создание репутации
и системы внутреннего
Рис. 1. Направления маркетинга культурной организации
Работа с посетителями
(клиентами) необходима для оправдания
миссии учреждения культуры, тогда
как целью привлечения
Кроме того, следует
отметить, что разные области маркетинга
в сфере культуры неразрывно взаимосвязаны.
Учреждение, качественно разрабатывающее
свою индивидуальную, высокопрофессиональную
рабочую программу, становится более
интересным для посетителей и
для общества в целом. Внимание прессы,
создание собственного уникального
имиджа и прочной репутации позволяют
привлечь интерес частных и
Следовательно, направления
маркетинговой деятельности культурных
организаций действуют
Рис. 2. Схема развития
направлений маркетинговой
1.1 Маркетинговая среда: внутренняя и внешняя
В системе маркетинга большое
значение имеет маркетинговая среда.
По определению Е.В. Песоцкой “маркетинговая
среда рассматривается как
Макросреда включает в себя такие социальные факторы, как политические, экономические, демографические, социокультурные, научно-технические, которые определяют развитие сферы культуры. В то же время сфера культуры отличается устойчивыми обратными связями со своей макросредой, которые заключаются в непосредственном влиянии на формирование личности, культурного уровня нации, что в конечном счете воздействует на само отношение к сфере культуры.
Микросреда наряду с макропроцессами также имеет важное значение. Микросреда в свою очередь может быть подразделена на две составляющие: внутреннюю и внешнюю.
Внешней средой маркетинга является окружающая среда, на которую фирма выходит со своими маркетинговыми мероприятиями. В сфере культуры она включает реальных и потенциальных посетителей, спонсоров, покровителей, партнеров, конкурентов, а также общественность в лице СМИ и иных лиц, формирующих общественное мнение как о работе культурной организации, так и о культуре в целом (см. рис. 3).
Внутренняя среда маркетинга включает тех лиц и те силы, которыми осуществляется маркетинг внутри фирмы. Как правило, в культурных организациях имеются службы, которые планируют, разрабатывают и осуществляют маркетинговые программы отдельно для посетителей, друзей культурной организации, спонсоров и т.д.
Рис. 3 Составляющие внешней среды маркетинга культурной организации
1.2 Маркетинговый комплекс и его составляющие
Маркетинг не ограничивается только определением целевой группы его стратегии и анализом среды — не менее важным является сам комплекс маркетинга. Рассмотрим составляющие комплекса маркетинга и важнейшие факторы, влияющие на маркетинговую деятельность в сфере культуры.
Продукт
В учреждении культуры в качестве продукта выступают различные услуги, предоставляемые им в соответствии с его миссией. Для музея, например, в качестве основных услуг выступают выставочная деятельность, т.е. представление и интерпретация коллекций, а также образовательная работа, а именно: экскурсии, лекции, детские и юношеские студии, семинары, конференции и т.д. Кроме того, большое значение имеют дополнительные услуги. Они заключаются в информационном обеспечении, работе кафе, буфетов, музейных магазинов, специальных мастерских для посетителей, а также в проведении различных мероприятий — приемов, встреч, концертов, спектаклей.
Потребитель
Особенностью комплекса маркетинга культурной организации является обязательное присутствие и участие потребителей, иначе вся деятельность учреждения оказывается бессмысленной. Эта особенность, впрочем, не касается исключительно сферы культуры, а распространяется также на производство ряда услуг. Например, работа парикмахерской или гостиницы без клиента не менее абсурдна.
Сфера культуры удовлетворяет
потребности человека в духовном
развитии, поэтому в качестве потребителей
услуг учреждений культуры выступают
различные слои населения. Культурные
организации могут
Политика цен
Ценовая политика культурной
организации определяется прежде всего
социальными целями ее деятельности.
Следовательно, уровень цены зависит
от доступности конкретной услуги для
потенциального потребителя. В данном
случае цены почти всегда ниже, чем
они были бы в чисто рыночных условиях,
а иногда и вообще отсутствуют. Поэтому
возможности использования
1) Эффект при увеличении спроса
Для коммерческих организаций больший спрос на их услуги означает больше доходов. В сфере культуры наблюдается обратный эффект. Учреждения культуры, как правило, не в состоянии покрывать расходы, которые требуются на одного потребителя, за счет доходов, полученных от него. Согласно теории предельной полезности предельные расходы производства дополнительной услуги для удовлетворения растущего спроса могут превышать предельный доход, полученный от реализации дополнительной единицы услуги. Отсюда следует, что культурные организации в силу выполнения общественных функций не могут находиться на самофинансировании, а должны ориентироваться на внешние источники финансовой поддержки.
В сфере культуры имеют
место направления
2). Эффект при росте
нововведений и
В коммерческом секторе рост
высокотехнологичных
Информация о работе Маркетинговые исследования в социально-культурной сфере