Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление особенностей функционирования маркетинга в социокультурной сфере. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
-изучить комплекс маркетинга, маркетинговую среду социально-культурной сферы;
-выявить роль маркетинговых исследований в деятельности предприятия культуры;
-оценка деятельности предприятия культуры методом важностно-исполнительного анализа и методом опроса (проведение анкетирования).
Введение
Глава 1 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.1 Маркетинговая среда: внутренняя и внешняя
1.2 Маркетинговый комплекс и его составляющие
Глава 2 Маркетинговые исследования
2.1 Методы маркетинговых исследований
2.2 Методика маркетинговых исследования в разных областях культуры
Глава 3 Практическое применение методов маркетингового исследования
3.1 Измерение удовлетворенности потребителей услуг культуры методом важностно - исполнительного анализа
3.2 Метод опроса (анкетирования)
Заключение
Библиография
В силу действия двух названных эффектов необходимо подчеркнуть особую направленность ценовой политики культурных организаций. В культурной сфере она складывается, например, из дифференциации цен на входные билеты по возрастному признаку (дети, школьники, студенты, пенсионеры) и по отдельным категориям посетителей (участники войны, ветераны труда, инвалиды, иностранные и российские граждане, а также индивидуальные или групповые посещения). Уровень цены формируется в зависимости от времени посещения культурной организации (день—вечер, открытые - закрытые часы работы) и популярности, уникальности выставок, концертов, спектаклей. Кроме того, культурные учреждения применяют привилегии для покровителей, спонсоров, друзей и других категорий. В сущности, культурные организации активно проводят ценовую дискриминацию.
Положение на рынке
Деятельность учреждений культуры связана с рядом особенностей рынка, к которым относятся наличие внешних эффектов, информационная асимметрия и локальная монополия. Большинство услуг культурных организаций относятся к общественным благам. В отличие от частных благ потребление таких услуг сопровождается внешними эффектами, т.е. пользу от использования культурных благ несут не только люди, участвующие в этом процессе, но и другие группы населения или общество в целом. В качестве внешних эффектов в сфере культуры могут выступать повышение уровня образования, рост духовного потенциала общества и т.д.
Следующая особенность рынка,
характерная для сферы
В целом информационная асимметрия на рынке культуры оказывает отрицательный эффект как на потребителей, так и на производителей услуг.
Работа учреждений культуры
характеризуется также наличием
локальной монополии на рынке. В
большинстве случаев в
Продвижение продукта социально-культурной сферы
Из четырех элементов комплекса продвижения продукта (стимулирование продаж, прямой маркетинг, общественные связи и реклама) три элемента находят применение в сфере культуры — реклама, прямой маркетинг и общественные связи.
Различие сущности рекламы,
прямого маркетинга и общественных
отношений основывается на связи
их с финансовыми целями. Реклама
и прямой маркетинг в сфере
культуры, так же как и в области
бизнеса, направлены на дополнительный
приток денежных средств. Управление же
общественными связями
Персонал в сфере культуры
В сфере культуры в качестве
персонала (исполнителей) выступают
сотрудники специально созданных в
крупных организациях отделов маркетинга,
развития и связей с общественностью.
В небольших учреждениях
Глава 2 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование рынка и рыночных процессов – необходимое условие функционирования маркетинга. Любое предприятие, выступающее на рынке, действует в маркетинговой среде, совокупности сил и факторов, влияющих на его деятельность. Контролирование микросреды и адаптация к макросреде требуют постоянного изучения характера и интенсивности этого влияния.
Маркетинговые исследования
социально-культурной сферы обеспечивают
продвижение культурного
Маркетинговые исследования
как инструмент управления качеством
культуры необходимо использовать для
формирования национальной политики в
области качества, для информационного
обеспечения конкретных программ региональных
и муниципальных органов
Как стратегический, так
и оперативный маркетинг
Проведение маркетинговых исследований в сфере культуры продиктовано потребностью учреждений и органов управления данной отрасли в информации о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью.
Сегодня, большинство организаций
культуры не располагают конкретными
сведениями о социальных, демографических,
экономических и прочих признаках,
характеризующих посетителей
Наличие такой информации
— одно из основополагающих условий
успешного разрешения экономических
трудностей, возникших в сложившейся
современной рыночной ситуации, связанных
как с перспективным, так и
с текущим планированием
Вышеизложенное во многом
обусловлено тем, что маркетинг
тесно связан с потребительским
поведением на рынке культурных услуг.
В политике маркетинга сферы культуры
повторения практически исключены,
поэтому необходим
2.1 Методы маркетинговых исследований
Культурные явления и процессы, как правило, непредсказуемы, часто не имеют объективных критериев для оценки, описываются только субъективными характеристиками. Поэтому возникает настоятельная потребность в комплексном, систематическом изучении общественного мнения, его всестороннем учете при принятии важных управленческих решений по регулированию культурных процессов, которая определяет необходимость в проведении постоянных маркетинговых исследований.
Первой задачей выбора
методов проведения маркетинговых
исследований, что является начальным
этапом разработки плана маркетинга
в сфере культуры, выступает ознакомление
с отдельными методами, которые могут
использоваться при сборе и анализе
маркетинговой информации. Следует
отметить, что наиболее приемлемыми
методами маркетингового исследования
для области культуры являются методы
опроса потребителей, экспертные оценки
и экспериментальные методы. На практике
при проведении конкретного маркетингового
исследования обычно используется не
один, а несколько типов
Информация, собираемая в ходе маркетинговых исследований, необходима всем учреждениям культуры. Для сотрудников театров, музеев, библиотек и иных досуговых организаций важно знать состав своей аудитории, мотивы, предпочтения, ожидания и замечания посетителей. Исследования такого свойства устанавливают своеобразную обратную связь между учреждениями культуры и населением, создают возможность воздействия массового спроса на формирование структуры предложения услуг на рынке культуры, обеспечивают оперативность принятия верных управленческих решений.
Деятельность учреждений культуры по сбору маркетинговой информации может включать в себя следующие виды работ:
-разработка программы
маркетингового исследования
-оценка организации финансово-
-выполнение конкретных
социологических исследований (анкетирование,
опросы, экспертные оценки) на предмет
выявления духовных
-разработка образца опросного
листа, перевод полученной
-сбор необходимой информации
о запросах и предпочтениях
посетителей учреждений
Разработка программы маркетингового исследования состоит из ряда основных этапов:
1. определение целей
2. определение объекта маркетингового исследования;
3. определение методов маркетингового исследования;
4. составление сметы расходов на маркетинговое исследование;
5. определение необходимых ресурсов и сроков исполнения;
6. формулировка конкретных решений и путей предстоящей деятельности.
Однако, в силу экономических,
социальных, демографических, политических
и иных условий, складывающихся в
сфере культурного
2.2 Методика маркетингового
исследования в разных
Сегодня, маркетинговые исследования
в сфере культуры определяются ее
отраслевым характером и совпадает
с основными областями
Каждая из названных областей культуры может рассматриваться отдельно или в комплексе по особой методике, состоящей из 4-х элементов:
1. Выявление и анализ
позиций, предпочтений и
(Опросы различных социальных
групп населения по
2. Сбор необходимой информации
о запросах и предпочтениях
посетителей учреждений
3. Научно-исследовательская
работа совместно с экспертами
и ведущими специалистами. (Выявление
суждений, рекомендаций и предложений
по актуальным проблемам
4. Оценка потенциала конкурентов
— производителей культурных
благ и услуг. (Анализ конкурентной
обстановки, определение экономического
и творческого потенциала
Маркетинговые исследования
по изучению запросов и предпочтений
потребителей относительно деятельности
учреждений культуры, проводимые в
рамках кафедры Управления и экономики
культуры Московского государственного
университета культуры (МГУКИ) позволили
выявить явно неустойчивый интерес
к проводимой ими работе и характер
потребления культурных услуг населением.
Этот процесс изучения потребителей
культурных услуг включал в себя
определение структуры
Данные исследования позволили
провести углубленный анализ, он показал,
что разнообразие наблюдалось практически
в каждой социальной группе. Свои мотивы
посещения или не посещения, потребления
или не потребления имелись в
реальной и потенциальной аудитории.
Выяснилось, что у каждого слоя,
каждой группы населения разные установки
на досуг и досуговую
Информация о работе Маркетинговые исследования в социально-культурной сфере