Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление особенностей функционирования маркетинга в социокультурной сфере. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
-изучить комплекс маркетинга, маркетинговую среду социально-культурной сферы;
-выявить роль маркетинговых исследований в деятельности предприятия культуры;
-оценка деятельности предприятия культуры методом важностно-исполнительного анализа и методом опроса (проведение анкетирования).
Введение
Глава 1 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.1 Маркетинговая среда: внутренняя и внешняя
1.2 Маркетинговый комплекс и его составляющие
Глава 2 Маркетинговые исследования
2.1 Методы маркетинговых исследований
2.2 Методика маркетинговых исследования в разных областях культуры
Глава 3 Практическое применение методов маркетингового исследования
3.1 Измерение удовлетворенности потребителей услуг культуры методом важностно - исполнительного анализа
3.2 Метод опроса (анкетирования)
Заключение
Библиография
В ходе опроса использовался целый набор методов изучения мотивов поведения потребителей на рынке культурных услуг: анкетирование, индивидуальные и групповые устные опросы, тесты, интервью, беседы, наблюдение, рейтинги и другие методы. У сотрудников кафедры Управления и экономики МГУКИ определенный опыт проведения подобных исследований уже имелся, однако основная задача такой политики, с точки зрения маркетинга состоит в том, чтобы сделать их систематическими, углубленными, точными и всеохватывающими. В ходе опроса выяснилось, что конкурентоспособность традиционных учреждений культуры сравнительно невелика — только 6 — 7 % свободного времени населения уделяется библиотекам, музеям, театрам и кинотеатрам, паркам культуры и отдыха, остальная часть времени принадлежит их конкурентам — другим учреждениям, пригодным для проведения досуга.
Глава 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МАРКЕТИНГОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассмотрим два наиболее
популярных методов маркетингового
исследования в социально-культурной
сфере на практике, а именно это
метод важностно-
3.1 ИЗМЕРЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ КУЛЬТУРЫ
МЕТОДОМ ВАЖНОСТНО-
Понятие «важностно-исполнительный
анализ2 (ВИА) было впервые введено
в научный оборот в конце 1970-х
гг. Как инструмент практического
совершенствования
Сфера возможного применения данного метода достаточно широка, он практически универсален, в том числе применим и при осуществлении маркетинговых программ и проектов в сфере культуры.
Основные этапы важностно-
Применение данного метода включает в себя поэтапное выполнение ряда взаимосвязанных задач.
На первом этапе вычленяются наиболее характерные свойства или составляющие элементы реализуемого товара (услуги). Достигается это путем изучения специальной литературы, опросов менеджеров, экспертов и потребителей данного товара (услуги). Число таких свойств зависит от характера товара (услуги) и обычно не превышает 10-15 показателей.
На втором этапе разрабатывается опросный лист с перечнем сформулированных характеристик товара (услуги). Потребителю предлагается высказать свое отношение, во-первых, к тому, насколько важны для него те или иные характеристики товара (услуги), и, во-вторых, к тому, в какой мере он удовлетворен пользуемым товаром (услугой), оценивая его по тем же параметрам. В обоих случаях оценка производится по 5- или 7-балльной системе (шкале Лайкерта), причем по всем внесенным в опросный лист характеристикам. Выборка опрашиваемых пользователей (потребителей) определяется традиционными статистическими методами.
На третьем этапе
На четвертом, заключительном, этапе полученные среднестатистические величины наносятся (как правило, в виде едва заметных точек) на график с осями координат "важность" и "исполнение" (см. рис.4) для последующего анализа полученных результатов.
низкий |
исп-ние |
так держать | |||
приоритет |
|||||
5 |
|||||
4 |
важность | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
возможная |
2 |
сосредоточиться | |||
переоценка |
1 |
тут | |||
Рис. 4 График с осями координат «важность» и « исполнение»
Название оси делят
пространство на четыре участка (квадрата)
с характерными названиями: "сосредоточиться
тут", "так держать", "низкий
приоритет" и "возможная переоценка".
В зависимости от результатов, определяемых
среднестатистическими
Попадание характеристик товара в квадрат "возможная переоценка" информирует исследователя о возможном нерациональном расходовании средств на создание товара (услуги).
Попадание характеристик
в квадрат "сосредоточиться тут"
указывает на возможное недофинансирование
проекта или недостаточное
Попадание характеристик
товара и/или услуги в два оставшихся
квадрата может указывать либо на
безупречную работу производителя
товара и/или услуги над теми его
характеристиками, которые как раз
и важны для потребителей (квадрат
"так держать") либо на безукоризненно
обеспечиваемые характеристики, которые
потребителями менее всего
Из сказанного понятно, что
любой организации (фирме, учреждению)
хотелось бы оказаться в квадрате
"так держать", что позволило
бы обеспечить постоянный приток потребителей,
поддерживать на оптимальном уровне
собственный имидж (главным образом,
благодаря удовлетворенности
Приведенный пример анализа
позволяет целенаправленно
В основе охарактеризованного
метода лежат наиболее общие принципы
теории поведения потребителей, которые
позволяют применить его в
самых различных ситуациях. Он выстраивается
на концепции удовлетворенности
потребителей, которая представлена
в научной литературе как "парадигма
подтверждения/неподтверждения
То же самое происходит
и в ситуации с услугой, в том
числе услугой культуры. Участие
в работе любительских художественных
коллективов, занятия в университетах
или школах эстетического воспитания,
отдых и развлечения на клубных
вечерах, пользование абонементом
библиотеки, экскурсии в музеи - все
это и многое другое первоначально
формируется и определенным образом
отражается в сознании потребителя
предлагаемых учреждениями культуры и
искусства услуг. Далее совершается
собственно акт потребления: участие,
посещение, получение, приобщение, приобретение
и т.п. Идет оценка оказанных услуг
как общедоступных, так и платных.
Возникает определенное отношение
к характеристикам данных услуг:
место и время оказания услуги,
ее стоимость, условия реализации и
т.д., а, в конечном счете - удовлетворенность
или неудовлетворенность
В основе ВИА лежат многолетние наблюдения психологов, позволившие заключить следующее: люди предпочитают оценивать товар не как что-то цельное и монолитное, но как совокупность определенных его характеристик: область применения, дизайн, стоимость, соответствие общепринятым стандартам, престижность и др. При этом потребители как реальные, так и потенциальные, выделяют для себя важные и второстепенные характеристики предлагаемого производителями товара. Только важные характеристики товара способны мотивировать потребителей и приводить к последующей удовлетворенности. Проще говоря, если товар наделен изначально множеством частных, второстепенных характеристик, но не несет в себе хотя бы несколько основных и важных, он вряд ли будет активно приобретаться и использоваться. В то же время, потребитель готов простить или не заметить отсутствие второстепенных характеристик товара, если по своим основным параметрам он безупречен и привлекателен.
В классическом маркетинге
давно утвердилась простая
Напрашивается простой, но весьма
важный вывод: при создании нового товара
(услуги) следует класть в основу
заранее выверенные характеристики
и свойства. Тогда потребитель
получит такой товар, какой он
ожидал от товаропроизводителя, с теми
характеристиками и свойствами, которые
его устраивают. Именно такой товар
и/или услуга находят короткий путь
к потребителю и приносят реальную
прибыль или позволяют
Рассмотрим данный метод на примере исследования работы Центра досуга (ДЦ)[2]. Маркетинговое исследование этим методом должно проходить путем формулировки десяти исходных характеристик, которые дают информацию об истинном положении дел в Досуговом центре и позже подсказывает пути оптимизации деятельности данного объединения. Всем посетителям, было предложено ответить на два вопроса:
1. Насколько важны для
Вас лично приведенные ниже
условия и факторы,
2. В какой мере Вы
лично удовлетворены
Оценку предлагалось дать по 5-балльной шкале (Приложение 1).
После заполнения опросных
листов высчитываются
№ |
Характеристики |
важностные |
исполнительные |
|
1. |
Качество показываемых фильмов |
4,25 |
2,25 |
-2 |
2. |
Интерьер кинозала и фойе |
4 |
1,75 |
-2,25 |
3. |
Цены на билеты |
3,5 |
3,25 |
-0,25 |
4. |
Организация выставок в фойе |
3,25 |
2,75 |
-0,5 |
5. |
Работа буфета, кафе, бара |
3,25 |
2,5 |
-0,75 |
6. |
Работа игровых комплексов в фойе |
1,75 |
2,25 |
0,5 |
7. |
Проведение творческих вечеров и юбилеев |
3,75 |
3 |
-0,75 |
8. |
Постоянная экспозиция ИЗО |
4,75 |
2,75 |
-2 |
9. |
Концерты приглашенных коллективов |
3,75 |
2,75 |
-1 |
10. |
Репертуар фильмов |
4 |
2,75 |
-1,25 |
Далее, согласно технологии
описываемого метода, наносятся полученные
среднестатистические показатели на график
с осями "важность" и "исполнение".
Далее достаточно только сравнить между
собой показатели важности и удовлетворенности.
Еще более наглядной картина
становится после нанесения
Рис. 5 Среднестатистические величины, нанесенные на график
На данном графике достаточно
заметить, что работа этого ДЦ желает
лучшего, т.к. 7 характеристик оказались
в квадрате "сосредоточиться тут".
А это означает необходимость
увеличить репертуар
В квадрате "возможная
переоценка" оказалась одна позиция
- шестая (работа игровых комплексов
в фойе). Как свидетельствуют
Информация о работе Маркетинговые исследования в социально-культурной сфере