Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление особенностей функционирования маркетинга в социокультурной сфере. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
-изучить комплекс маркетинга, маркетинговую среду социально-культурной сферы;
-выявить роль маркетинговых исследований в деятельности предприятия культуры;
-оценка деятельности предприятия культуры методом важностно-исполнительного анализа и методом опроса (проведение анкетирования).
Введение
Глава 1 Особенности маркетинга в сфере культуры
1.1 Маркетинговая среда: внутренняя и внешняя
1.2 Маркетинговый комплекс и его составляющие
Глава 2 Маркетинговые исследования
2.1 Методы маркетинговых исследований
2.2 Методика маркетинговых исследования в разных областях культуры
Глава 3 Практическое применение методов маркетингового исследования
3.1 Измерение удовлетворенности потребителей услуг культуры методом важностно - исполнительного анализа
3.2 Метод опроса (анкетирования)
Заключение
Библиография
В квадрате "низкий приоритет" нет ни одной позиции. Здесь есть о чем поразмыслить. Как видно, участники опроса удовлетворены в целом работой центра досуга, но не считают, что нужно оставлять все как есть.
В квадрат "так держать" попала только одна характеристика (цены на билеты). Это означает, что респондентов вполне удовлетворяют цены на билеты в кино и другие мероприятия, проводимые в ДЦ.
И одна позиция (проведение
творческих вечеров, юбилеев) осталась
на оси важность, т. к. исполнение оказалось
под сомнением. Это говорит о
том, что руководству нужно
Нами рассмотрен пример использования
метода "ВИА". Но важностно-исполнительный
анализ обладает большими возможностями.
С его помощью можно
3.2 Метод опроса (анкетирования)
Использование опросных листов или анкет является одним из самых популярных методов маркетингового исследования.
Метод анкетирования —
психологический вербально-
Анкетирование — одно из
основных технических средств
В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.
Во время анкетирования контакт с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Несмотря на многочисленные преимущества, метод обладает рядом недостатков, из числа которых можно обратить внимание на следующие:
· Неизвестно какая степень подробности ответов обеспечивает обоснованный ответ.
· Не всякий опрашиваемый правильно понимает смысл вопросов.
· Анализ анкет позволяет понять, что думают люди, но не разъясняет, почему они придерживаются данной точки зрения.
· Не формируется список сильных сторон и областей деятельности, требующих дальнейшего совершенствования.
· Точность результатов зависит от качества задаваемых вопросов.
По форме вопросы разделяются на открытые - предлагается дать свободный ответ - и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов.
По содержанию вопросы делятся на объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого) и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к предмету исследования.
Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.
Анкетирование может проводиться тремя способами: анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально; групповое заполнение в присутствии сборщика; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.
Рассмотрим данный метод для получения данных о потребительских предпочтениях участников опроса в культурной среде. В этом опросе было задействовано 44 человека. Сегментная группа – учащиеся старших классов средней школы и высших учебных заведений (Возраст от 15 лет до 21 года). Способ анкетирования – почтовое. Всем участникам была выслана анкета (см. Приложение 2).
Проведенный анализ этих анкет показал следующие результаты:
1) На вопрос «Как Вы
чаще всего проводите досуг?»
наиболее популярными ответами
были «посещаю культурные
2) На вопрос «Какие
культурные мероприятия и
3) На вопрос «Какие
культурные мероприятия и
4) На вопрос «Как часто
Вы посещаете культурные
5) На вопрос «С кем
чаще всего Вы посещаете
6) На вопрос «Какую
цель Вы преследуете,
7) Вопрос «Удовлетворяет
ли Вас качество культурно-
Учреждения были сгруппированы на 3 вида: 1)театр, кинотеатр 2)выставка, музей 3)дискотека, ночной клуб.
Опрос показал, что 91 % были удовлетворены
качеством театров и
8) На вопрос «Хотелось
бы Вам чаще посещать
9) На вопрос «Привлекают
ли Вас различные конкурсы, лотереи
на культурно-массовых
10) На вопрос «Посещаете ли Вы бары, кафе в культурных заведениях? «ДА» ответили 68%, «НЕТ» - 32%
11) На вопрос «Считаете
ли Вы, что в районе Вашего
проживания не хватает
«Каких именно?»: «нет ничего в районе, где я живу» (23%), «театров» (27%), «кинотеатров»(18%), «музеев» (16%), «дискотек, ночных клубов» (7%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время на рынке
продукции сферы культуры представлены
организации разных организационно-правовых
форм, конкурирующие друг с другом,
а также создаются новые
При этом необходимо учитывать, что сфера культуры характеризуется четким разделением на организации, услуги которых пользуются спросом, и те предприятия, услуги которых в настоящее время востребованы не полностью. Поэтому при формировании целей деятельности предприятия культуры представляется необходимым учет внутренних особенностей организаций культурной деятельности.
Основная задача маркетинговых
исследований в области социально-культурной
деятельности — выявление различных
типов участия людей в
Организационные принципы проведения маркетинговых исследований в сфере культуры предопределяют ряд этапов — программирование, сбор, обработка, анализ данных, а также кооперирование проводимых исследований, с целью объединения усилий на наиболее трудоемких этапах социологического исследования, в частности, сбора и обработки информации. Чтобы обладать широким информационным полем организации должны использовать новейшие компьютерные разработки и достижения.
Рассмотренные принципы маркетинга
и маркетинговых исследований в
сфере культуры раскрывают важную роль
данной деятельности в управлении культурной
организацией. Учреждения культуры, занятые
поиском путей оптимизации
В целом, маркетинг в социально-
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Финпресс,
2002. – 312 с.
2. Волкова М. К вопросу истории теории маркетинга // Маркетинг.-2001.-№4
3. Голубков Е.П.. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. - №3. - С. 23.
4. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. -№4.-С. 4.
5. Голубков Е.П. «Процесс маркетинговых исследований» // Маркетинг в России и за рубежом.- 1997. № 11,12
6. Котлер Ф. Основы маркетинга: Перевод с английского. -М.: «Росинтер», 1996. -704 с.
7. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.
8. Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг, Омск - 1992.
11. Пучкова Е.И. Маркетинг
в сфере театрального
России и за рубежом -1998.-№1
12. Пучкова Е.И. Принципы
и условия применения
13. Тульчинский Г.Л. Менеджмент
в сфере культуры. – Санкт-Петербург-
государственный университет
16. Шекова Е.Л. Особенности маркетинга в сфере культуры // Маркетинг в России и за рубежом - 2001.- №3
17. Шекова Е.Л. Экономика
и менеджмент некоммерческих
организаций: Учебное пособие/
18. Шекова Е. Л. К вопросу
о классификации продукта
19. Шишкин С.В. Экономика
и управление в сфере культуры:
поиск новых моделей.
20. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг - М.: «Сирин», 2001
Информация о работе Маркетинговые исследования в социально-культурной сфере