Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:27, курсовая работа
Основной целью выполнения курсовой работы является выработка навыков маркетингового исследования.
Основными задачами, решаемыми в ходе выполнения курсовой работы, являются следующие:
• Уметь формулировать цель и задачи исследования;
• Иметь представление об организации исследования;
• Уметь собирать данные, необходимые при проведении исследования;
• Уметь проводить обработку показателей, характеризующих цель исследования;
• Анализировать результаты и формулировать выводы;
• Уметь использовать учебную литературу при выполнении курсовой работы.
Введение………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть………………………………………………………….5
1.1.Понятие рынка…………………………………...…………………………5
1.2. Классификация рынков……..…………………………………………......8
1.3 Конъюнктура рынка……………………………………………………….12
2.Расчетная часть………………………………………………………………15
2.1. Построение матрицы SWOT……………………………………………...16
2.2. Применение матрицы БКГ при разработке маркетинговых стратегий обувного предприятия…………………………………………………………18
2.3. Оценка сезонности спроса и расчет индексов сезонности………….......24
2.4. Применение метода наименьших квадратов в прогнозировании спро-са………………………………………………………………………………....26
2.5. Анализ выполнения плана по производству и реализации продукции…………………………………………………………………………….….29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………..…34
Приложение. Исходные данные………………………………………………...35
Содержание курсовой работы
Введение…………………………………………………………
1.Теоретическая часть………………………
1.1.Понятие рынка…………………………………
1.2. Классификация рынков……..………………
1.3 Конъюнктура рынка…………………………………
2.Расчетная часть…………………………………
2.1. Построение матрицы SWOT……………………………………………...16
2.2. Применение матрицы
БКГ при разработке
2.3. Оценка сезонности
спроса и расчет индексов
2.4. Применение метода
наименьших квадратов в
2.5. Анализ выполнения
плана по производству и реализации
продукции………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..…34
Приложение. Исходные данные………………………………………………...35
Введение.
Основной целью выполнения курсовой работы является выработка навыков маркетингового исследования.
Основными задачами, решаемыми в ходе выполнения курсовой работы, являются следующие:
В расчетной части требуется решить следующие задачи:
1. Построить матрицу SWOT;
2. Применить матрицу БКГ для разработки маркетинговых стратегий обувного предприятия;
3. Проанализировать выполнение
плана по производству и
4. Оценить сезонность спроса предприятия;
5. Исследовать применение метода наименьших квадратов в прогнозировании спроса предприятия.
1.1 Понятие рынка.
В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок. Наиболее простое определение рынка, присущее любой модели рыночной экономики (американской, японской, скандинавской и др.): рынок есть соединение спроса и предложения. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена. Более точно роль рынка в экономической жизни выражает следующее определение: рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров. Это определение позволяет трактовать рынок как сферу экономических отношений, а не просто как столкновение безликих компонентов экономики (спроса и предложения).
Рынок – это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики (производителями и потребителями), а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики.
Подходя к понятию рынка
более детально, можно отметить,
что наличие рынка
- людей (организаций) со своими потребностями;
- покупательной силы (обычно денег);
- соответствующих возможностей (купить и продать);
- желания купить (наличие покупателей, желающих купить товар);
- продавцов, желающих и имеющих возможность произвести и продать товар.
Из этого определения следует:
- необходимо знать нужды покупателей, так как это непосредственно ведет к созданию товара и совершению акта покупки;
- рынок может как расширяться, так и сокращаться в зависимости от покупательской способности;
- путем увеличения покупательной способности и спроса, увеличения объема производства товаров и более широкого их распространения могут быть расширены существующие рынки и созданы новые;
- рынки могут быть расширены за счет более эффективного стимулирования желания купить посредством кредитования, рекламы и др.
Для дальнейшего понимания сущности рынка следует выявить наиболее общие признаки рынка и их основные характеристики.
Первый отличительный признак рынка – взаимодействие продавцов и покупателей. Одна из важных задач маркетинга для фирм, работающих на рынке, - стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. На практике такого равновесия в течение относительно длительного периода времени достичь довольно сложно. Чаще всего случается рыночная ситуация, когда либо спрос на товары и услуги превышает их предложение, либо предложение превышает спрос.
В первом случае имеет место рынок, который характеризуется наличием относительно малого количества продавцов (или вообще одного монополиста), проводящих согласованную политику, и относительно большого числа покупателей, остро нуждающихся в товаре. Если такая ситуация сохраняется достаточно долго, например в силу законодательных или иных ограничений, препятствующих проникновению на данный рынок новых предпринимателей, то речь идет о так называемом рынке продавца. При таких условиях продавцу нет смысла тратить средства на реализацию маркетинга. Его продукцию все равно купят, а, проводя исследования, он понесет дополнительные затраты.
Во втором случае имеет
место рынок покупателя, который
характеризуется большим числом
разнообразных товаров и
Второй отличительный
признак рынка – его
Третий признак современного рынка – стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции, когда они, сохраняя стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики. Причем такая интеграция не навязывается сверху, а обусловливается характером развития деловых отношений и обеспечивает консенсус разнообразных субъектов экономики. Примерами такой интеграции могут служить социальное партнерство в сфере регулирования занятости населения, создания систем переквалификации трудовых ресурсов и т.п.
1.2 Классификация рынков.
1. Рынки по соотносительности покупателя и продавца (по конъюнктуре) подразделяются на:
Рынок продавца (спрос превосходит предложение).
Характеристики такого рынка:
Рынок покупателя (превышение предложения над спросом):
Рынки не продавца и не покупателя
– состояние рынка, на котором
фирма-изготовитель может сбывать
продукцию в достаточном
Регулируемые рынки, подпадающие
под действие товарных соглашений,
а также государственных
Региональные товарные рынки – это рынки, в основе выделения которых лежит региональная или страновая принадлежность объектов товарно-денежного обмена, рынки конкретных товаров и товарных групп, товары определенной отрасли, отдельной страны.
2. В зависимости от того, какие потребности определили спрос на соответствующий товар, могут быть выделены следующие виды рынков:
Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков, таких как рынок молодежи, пожилых людей и т.п.
Рынок предприятий – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары для использования их в дальнейшем производстве, для перепродажи или перераспределения. Он имеет три разновидности:
- рынок товаров промышленного назначения – это совокупность отдельных лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются либо при производстве других товаров и услуг (сырье, материалы), продаваемых или сдаваемых в аренду, либо в качестве составной части иных товаров и услуг, поставляемых потребителям (например, комплектующие изделия).
Основные характеристики рынка товаров промышленного назначения следующие:
спрос на эти товары резко меняется (например, спрос на потребительские товары может привести к росту спроса на оборудование для их производства);
- рынок промежуточных продавцов – это совокупность отдельных лиц и организаций (посредников, дилеров, дистрибьюторов), приобретающих товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Товары приобретаются промежуточными продавцами как для перепродажи, так и для обеспечения бесперебойного функционирования их собственных предприятий. Закупки для себя осуществляются промежуточными продавцами в роли производителей.
- рынок государственных учреждений составляют федеральное правительство и региональные органы власти, закупающие или арендующие товары, необходимые для выполнения своих основных властных функций.
Характерной чертой государственных закупок является сокращение расходов налогоплательщиков, т.е. приобретение товаров по самым низким ценам. Особенностью осуществления государственных закупок является необходимость оформления большого числа документов (многочисленность подписей), в результате чего затягивается процесс выдачи заказа.
Международный рынок состоит из всех покупателей товаров и услуг, находящихся за пределами данного государства, включая отдельных физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
3. Классификация рынков
с точки зрения характера
4. Если рассматривать
рынок как совокупность
5. С точки зрения особенностей
и содержания маркетинговой
1.3 Конъюнктура рынка.
Первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, складывающегося на рынке в условиях конкуренции и динамики цен, т.е. конъюнктуры рынка.
Термин «конъюнктура», в переводе с латинского языка, означает – соединять, связывать. Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.
Понятие рыночной ситуации включает в себя: