Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Основной целью выполнения курсовой работы является выработка навыков маркетингового исследования.
Основными задачами, решаемыми в ходе выполнения курсовой работы, являются следующие:
• Уметь формулировать цель и задачи исследования;
• Иметь представление об организации исследования;
• Уметь собирать данные, необходимые при проведении исследования;
• Уметь проводить обработку показателей, характеризующих цель исследования;
• Анализировать результаты и формулировать выводы;
• Уметь использовать учебную литературу при выполнении курсовой работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая часть………………………………………………………….5
1.1.Понятие рынка…………………………………...…………………………5
1.2. Классификация рынков……..…………………………………………......8
1.3 Конъюнктура рынка……………………………………………………….12
2.Расчетная часть………………………………………………………………15
2.1. Построение матрицы SWOT……………………………………………...16
2.2. Применение матрицы БКГ при разработке маркетинговых стратегий обувного предприятия…………………………………………………………18
2.3. Оценка сезонности спроса и расчет индексов сезонности………….......24
2.4. Применение метода наименьших квадратов в прогнозировании спро-са………………………………………………………………………………....26
2.5. Анализ выполнения плана по производству и реализации продукции…………………………………………………………………………….….29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………..…34
Приложение. Исходные данные………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсовая по маргетингу 4 семестр - копия.docx

— 133.74 Кб (Скачать файл)
  1. Построение матрицы БКГ:

В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции применяется  средний индекс темпа роста рынка: он показывает, что объем продаж постоянен и относительная доля рынка – средняя величина между максимальным и минимальным значениями анализируемой номенклатуры продукции. Средние линии делят матрицу на 4 сегмента.

ОДР=∑ОДР/4=4,1/4=1,025

Каждое поле матрицы отражает один из четырех типов стратегических хозяйственных подразделений (товаров), условно называемых "Звезды", "Дикие кошки", "Дойные коровы" и "Собаки".

Построение матрицы БКГ:

ТРС

«Дикие кошки»

                                                           

                                                         3

                

«Звезды»

                               2

       

                         «Собаки»                           

 

4                              1

 

«Дойные коровы»




 

 

 

                 1 
                                                                        1,025                                           4  ОДР

 

               

Вариант продуктовой стратегии  обувного предприятия

Каждое поле матрицы отражает один из четырех типов стратегических хозяйственных подразделений (товаров), условно называемых "Звезды", "Дикие кошки", "Дойные коровы" и "Собаки".

  1. "Дикие кошки" – № вида продукции 3. Товары пинетки находятся на начальной фазе жизненного цикла. Для увеличения доли рынка этих товаров требуются крупные инвестиции, например «дойные коровы», которые не будут приносить до закрепления на рынке адекватной отдачи. Риск таких инвестиций велик, т.е. новый товар может не выдержать конкуренции и перейти в категорию «Собаки», а это очень рискованно. Для укрепления товаров пинетки необходимо уделять большое значение средствам рекламы и улучшить дизайн и расширить ассортимент продукции. Особое внимание надо уделить товару пинетки т.к. есть большой риск перехода данной продукции в сегмент «Собаки», т.к. не пользуется большим спросом, следовательно необходимы распродажи и скидки.
  2. "Звезды" – товары, находящиеся в стадии роста жизненного цикла. Товары рентабельны, однако растущий спрос определяет их потребность во внешнем финансировании.
  3. "Дойные коровы" – товары, характеризующиеся стадией зрелости. Технология производства таких товаров отработана, издержки производства и сбыта минимальны. Товары не нуждаются в существенных инвестициях. Прибыль от продажи таких товаров может быть использована на финансирования других видов бизнеса.
  4. "Собаки" – товары, находящиеся на стадии спада спроса и подлежащие по мере снижения рентабельности постепенному выводу с рынка.

Стратегии в отношении  каждого типа товара таковы:

  1. "Звезды" оберегать и укреплять.
  2. "Дикие кошки" подлежат специальному изучению с целью установить при каких условиях и каком объеме инвестиций они могут превратиться в "звезды".
  3. Для "дойных коров" необходим жесткий контроль за инвестициями и передача избытка денежной наличности под контроль руководства предприятия.
  4. Избавляться от "Собак", если нет веских причин для их сохранения.

Конкурентная (деловая) стратегия  предприятия нацелена на формирование конкурентных преимуществ.

 

 

5. Оценка сезонности спроса. Расчет индексов сезонности

В анализе  спроса средние величины используются весьма широко. Одно из направлений – оценка сезонности. Развитие спроса на обувь подвержено сезонным колебаниям, которые периодически повторяются. Степень сезонных колебаний измеряется путем исчисления индексов сезонности методом простой средней. Способ основан на математической обработке информации о ежеквартальной (или по другим периодам) реализации товаров и услуг за ряд лет, например, за три года и более.

В качестве исходных данных служит таблица 4 (см. в  приложении)

Вычислим  среднеквартальную продажу этого  товара, как средняя арифметическая отдельно по каждому году с использованием формулы:

, где

- среднеквартальная реализация;

- сумма квартальных продаж  года;

- поквартальные объемы реализации;

- количество кварталов.

ХКВ-2010=5030+7900+6718+5752/4=6350;


ХКВ-2011=5200+78278300+6572/4=6975;


ХКВ -2012=4885+6855+8809+5731/4=6445


Определяем  среднегодовые поквартальные уровни реализации ( ):

, где

- среднегодовой уровень продажи  за один конкретный квартал  по всему принятому в расчет  периоду наблюдения;

- сумма объемов реализации  одного квартала каждого года;

- количество лет, принятых  в расчет.

Мх1=(5030+5200+4885)/3=487,1;

Мх2=22582/3=7527,3;

Мх3=23827/3=7942,3;

Мх4=18056/3=6018,6.

       Рассчитаем сезонные индексы  (y) реализации i-товара, для чего последовательно каждый уровень среднегодовой поквартальной продажи ( ), т.е. , , , , делится на среднеквартальный уровень продажи ( ) периода наблюдения.  (6350+6975+6445)/3=6590

У1=487,1/6590=0,073;

У2=7527,3/6590=1,142;

У3=7942,3/6590=1,205;

У4=6018,6/6590=0,913.

 

 

 

 

 

 

Таблица 5. Расчет сезонной волны реализации товаров

Годы (t)

Реализация i-товара (услуги) по кварталам (x), тыс.руб.

Среднеквартальная реализация (xкв) по данному году

I (x1)

II (x2)

III (x3)

IV (x4)

t1     (2010)

5030

7900

6718

5752

6350

t2    (2011)

5200

7827

8300

6573

6975

t3   ( 2012)

4385

6855

8809

5731

6445

Итого ( )

14619

22582

23827

18056

19770

Среднегодовая поквартальная реализация ( ) по данному кварталу

487,1

7227,3

7942,3

6018,6

2148,6

Индекс сезонности (y)

0,073

1,142

1,205

0,913

3,333


 

Вывод: Из расчетов данной таблицы мы можем увидеть, что наибольшая поквартальная реализация наблюдалась в 2011 и 2012 году, а именно II и IV кварталах. Это связано с расширением каналов сбыта и проведения рекламной акции. Также это может быть связано со сменой сезонов и увеличением продажи осенней и зимней коллекций обуви. Для спроса на рынке, остальных товаров  который не велик, необходимо проводить различные скидки и распродажи  что будет способствовать спросу на них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   6. Применение метода наименьших квадратов в прогнозировании спроса.

       Для  проведения расчета прогноза  показатели ряда динамики после  преобразований (сводящихся к возведению в квадрат и суммированию необходимых данных) заносятся в таблицу (табл. 6), где у – объемы продаж, t – порядковый номер члена ряда динамики.

Таблица 6. Использование  метода наименьших квадратов при  расчете показателей.

t

y, тыс. руб.

ty

t2

1 (2006)

54890

54890

1

2 (2007)

72391

144782

4

3 (2008)

87674

263022

9

4 (2009)

101519

496076

16

5 (2010)

153429

767145

25

6 (2011)

169200

1015200

36

7 (2012)

165903

1161321

49

Итого: 28

805006

3045291

140

Среднее значение: 4

11500

435041,57

20


 

Теперь  можно определить параметры а  и b уравнения прямой (y=a+bx; x заменено обозначением t), выражающей развитие ряда динамики.

Этот расчет производится по формулам:

.

b=3045291-7×4×115000/140-7×16=21158,42;

а=115000-21158,42×4=30366,32

 

 

 

Таким образом, уравнение будет  иметь вид:  у =  30366,32+21158,42t

У2006=30366,32+21158,42*1=51524,74 тыс. руб.;

У2007=30366,32+21158,42*2=8103049,48 тыс. руб.;

У2008=30366,32+21158,42*3=154574,22 тыс. руб.;

У2009=30366,32+21158,42*4=206098,96 тыс. руб.;

У2010=30366,32+21158,42*5=257623,7 тыс. руб.;

У2011=30366,32+21158,42*6=309148,44 тыс. руб.;

У2012=30366,32+21158,42*7=360673,18 тыс. руб.

Рассчитаем прогнозируемый объем продаж на ближайшие 4 года.

У2013=30366,32+21158,42*8=412197,92 тыс. руб.;

У2014=30366,32+21158,42*9=463722,66 тыс. руб.;

У2015=30366,32+21158,42*10=515247,4 тыс. руб.;

У2016=30366,32+21158,42*11=566772,14 тыс.руб.

На основании приведенных расчетов построим график спроса:

 

 

 

 

Вывод: График показывает динамику спроса на предлагаемый товар. Очевиден значительный рост в объеме реализации в 2002 году (он увеличился на 20395 тыс.руб.). В 2006 году ожидается увеличение объема сбыта на 13633,04 тыс.руб., в 2007 году прогнозируется увеличение до 176653,17 тыс.руб., что на 13633,03 тыс.руб. больше, чем в 2006 году. Таким образом, к 2009 году планируется увеличение объема продаж по сравнению с 2005 годом. Следует заметить, что наиболее точным является прогноз на 2006 год ,так как  нам известен объем реализации продукции на предыдущий 2005 год.

       Экстраполяция спроса по прямой предполагает, что комплекс факторов, формирующих показатели развития спроса динамического ряда, будет действовать в прогнозируемом будущем так же, как и в прошлом. Но из нее видно что графики объема реализации пробудили и объем сбыта не совпадают. Это происходит потому, что на работу предприятия действуют как внешние (желание потребителей купить тот или иной товар, экономические и политические) факторы, так и внутренние (повышение доли бракованной продукции, усовершенствование товара – дизайн, ассортимент, контроль за качеством, новшество) факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Анализ выполнения плана по производству и реализации продукции.

В практике маркетинговых исследований производства и реализации продукции применяются показатели для характеристики динамических рядов данных, позволяющих выявить тенденцию производства и реализации продукции за несколько периодов (по состоянию на различные даты или по различным объектам). В качестве таких показателей исчисляются темпы роста (Т):

- базисные  темпы роста (Тi), характеризующие динамик явления по отдельным периодам относительно базисного. Они рассчитываются как отношение каждого значения ряда к первому значению:

 и т.д.;

где Y1…Yn – значения упорядоченного по времени данных ряда;

Для 2008 г.

Т1произв.= 94338/67316*100%=140%;

Т1реализ.= 87674/54890*100%=159%.

- цепные  темпы роста (Тii+1) – отношение последующего значения ряда к предыдущему:

          и т.д.;

Для 2008 г.

Т1 произв.=94338/89246*100%=105%;

Т1реализ.=87674/72391*100%=121%.

- средний  геометрический темп роста (Тг) – характеризующий общее изменение динамического ряда:

где Т1,…,Тn-1n – рассчитанные цепные темпы роста (можно выражать и в долях);


Тг.вып.=6√1,0*1,32*1,05*1,32*1,26*1,07*1,04=110%;


Тг.реализ.= 6√1,0*1,31*1,21*1,15*1,51*1,1*9,8=170%.

- средний прирост (П 1n)


П 1n = Тг % - 100%.


П1nвып= 110%-100%=10%;


П1nреал=170%-100%=70%.

     Рассчитанные базисные  и цепные темпы роста и прироста  объемов выпускаемой и реализованной продукции представлены в таблице 7.

 

 

 

 

Таблица 7. Динамика производства и реализации продукции (в сопоставимых целях).

Информация о работе Маркетинговые исследования