Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 09:51, доклад
Стратегическое планирование – это организованный систематический процесс, посредством которого компания планирует свою будущую деятельность. Стратегическое планирование необходимо для того, чтобы компания могла адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, а также для лучшего понимания своих текущих и будущих возможностей.
Руководство компании решает эту задачу путем анализа экономических, социальных и политических тенденций в окружающей среде, которые могут повлиять на ее деятельность, а также оценки внутренних ресурсов и определения показателей достижения целей. Детальная разработка и реализация стратегического плана позволяет компании занимать активную позицию на рынке, вместо того, чтобы просто реагировать на возможные изменения ситуации.
Раздаточный материал по дисциплине:
«Маркетинговые решения на промышленных рынках»
Сергеева Ольга Александровна, к.э.н., доцент кафедры производственного менеджмента |
Москва 2015
ТЕМЫ
1. Маркетинг в системе
стратегических решений |
|
2. Понятие и сущность SWOT-анализа |
|
3. Технология проведения SWOT-анализа |
|
4. Основные направления
и содержания маркетинговых |
|
5. Матрица стратегических ресурсов предприятия. |
Маркетинг – это философия управления, которая ведет к получению прибыли через удовлетворение потребителя путем сосредоточения внимания компании на долгосрочном и гибком определении сферы деловой активности, рынка, целевых групп потребителей, главных стратегических целей.
Стратегическое планирование
Связь корпоративных и маркетинговых стратегий
Стратегическое планирование – это организованный систематический процесс, посредством которого компания планирует свою будущую деятельность. Стратегическое планирование необходимо для того, чтобы компания могла адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, а также для лучшего понимания своих текущих и будущих возможностей.
Руководство компании решает эту задачу путем анализа экономических, социальных и политических тенденций в окружающей среде, которые могут повлиять на ее деятельность, а также оценки внутренних ресурсов и определения показателей достижения целей. Детальная разработка и реализация стратегического плана позволяет компании занимать активную позицию на рынке, вместо того, чтобы просто реагировать на возможные изменения ситуации.
В современной управленческой практике при разработке стратегий принято рассматривать три основных подхода:
Стратегическое управление состоит из трех основных элементов:
- понимание стратегической позиции;
- разработка стратегических вариантов развития компании;
- реализация стратегии.
На стратегическую позицию компании воздействует внешняя среда, внутренние стратегические варианты включают основы корпоративных и бизнес-стратегий, направления и способы развития. Реализация стратегии включает структурирование деятельности, формирование ресурсов для будущих стратегий и управление переменами.
Выбор конкретных стратегий производится после анализа возможностей и рисков и должен основываться на тщательном учете имеющихся материальных и финансовых ресурсов компании. Необходимо также привести в стратегическое соответствие существующие процессы менеджмента и отчетности.
Прежде чем приступать к разработке стратегий компании, необходимо выяснить:
УРОВНИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Процесс стратегического планирования осуществляется по вертикали от главной цели к более низким уровням управления. Принципиальной позицией является то, что процесс ведется от главной цели предприятия - сверху вниз.
Первым уровнем разработки стратегии является формулирование миссии предприятия – программного заявления. Миссия – это генеральная цель предприятия. Она характеризует в целом, что представляет собой предприятие, зачем оно существует. В такой трактовке система маркетинга – это основа реализации миссии предприятия в рыночных условиях хозяйствования.
Структура деловых стратегий компании
Следующий уровень – работа в рамках иерархии стратегий – это разработка набора деловых стратегий, куда входят решения по портфельным стратегиям, стратегиям развития и конкурентным стратегиям.
Портфельные стратегии – это решения о том, с чем (какими товарами, услугами, или их комплексами) предприятие выйдет на рынок.
Стратегии развития – это решения о том, как будет развиваться весь портфель предприятия, а также каждая единица портфеля.
Конкурентные стратегии – это решения, связанные с тем, как будет развиваться портфель предприятия в целом, а также отдельные единицы портфеля в условиях конкурентной среды.
Следующий уровень принятия стратегических решений – это функциональные стратегии подразделения предприятия, которые и обеспечивают реализацию деловых стратегий.
Стратегия маркетинга – это анализ возможностей предприятия на рынке, выбор системы целей, разработка и формулировка планов и осуществление маркетинговых мероприятий, ориентированных на снижение рыночного риска, обеспечение длительного и устойчивого развития предприятия.
Маркетинговые стратегические решения на данном уровне могут разрабатываться по отдельным целевым рынкам, региональным рынкам, товарам, группам потребителей, отдельным торговым маркам.
Конкурентные стратегии
Выбор конкурентной стратегии и тактики конкурентной борьбы опирается на результаты анализа и оценки информации о рынке и позициях конкурентов.
Базовые конкурентные стратегии
Группа |
Содержание стратегий |
Прямые конкуренты |
|
| |
Потенциальные конкуренты |
|
| |
Производители товаров-заменителей |
|
| |
| |
Поставщики |
|
| |
| |
| |
Потребители |
|
| |
|
После проведенного стратегического планирования бизнес портфеля можно оценить конкурентные угрозы и выбрать конкурентные стратегии. Под этим понимается совокупность правил, которым должно следовать предприятие, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности соответствующий отрасли.
Выбор конкурентной стратегии и тактики конкурентной борьбы опирается на результаты анализа и оценки информации о рынке и позициях конкурентов.
Конкурентные стратегии лидеров рынка:
- РАСШИРЕНИЕ РЫНКА – заключается в увеличении объема и частоты потребления товара (стратегия проникновения на рынок, стратегия создания нового сегмента рынка, стратегия географической экспансии);
- ЗАЩИТА ДОЛИ РЫНКА – ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ:
- позиционная оборона; защита флангов; упреждающие оборонительные действия; контратака; мобильная оборона; вынужденное сокращение.
- РАСШИРЕНИЕ ДОЛИ РЫНКА.
Стратегии претендентов на лидерство – наступление на лидера рынка или на близкие по размеру компании, нападение на небольшие местные и региональные компании:
Фронтальное наступление, фланговая атака, окружение, обходной маневр, партизанская война.
СТРАТЕГИИ КОМПАНИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ:
Пират, двойник, имитатор, приспособленец.
СТРАТЕГИИ ОБИТАТЕЛЕЙ РЫНОЧНЫХ НИШ
Ключевой идеей в данном случае является специализация:
РАЗРАБОТКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ.
В рамках каждой бизнес-стратегии разрабатывается свой набор функциональных стратегий. Стандартный набор функциональных стратегий состоит из товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной (комплекс маркетинга, маркетинг-микс). Реализация функциональных стратегий позволяет достичь целей бизнес-стратегий.
Разработка функциональных стратегий – весьма важный этап, поскольку является переходным от уровня стратегического планирования к оперативным планам подразделений.
Функциональные стратегии реализуются через организационно-технические мероприятия, которые объединяются в планы подразделений. Таким образом, планы подразделений жестко увязываются с корпоративными планами, целями компании.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ.
Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. Они включают в себя следующие элементы:
- стратегию НИОКР;
- производственную стратегию;
-маркетинговую стратегию;
-стратегию управления персоналом
СТРАТЕГИЯ НИОКР имеет две разновидности: инновационную и имитационную.
Инновационные стратегии, т.е. стратегии разработки принципиально новых продуктов и услуг требуют больших затрат и очень рискованны. Имитационные более популярны, широко применяются даже в современных высокотехнологичных отраслях.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса, регулировании заказов. Двумя наиболее важными аспектами производственной стратегии выступают контроль за издержками и повышение эффективности производственных операций.
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. С ее помощью решаются проблемы повышения привлекательности труда в компании, мотивации, аттестации персонала.
Понятие «маркетинга – микс»
Стратегический и тактический уровень
Реализация корпоративной стратегии предприятия связана с разработкой целого ряда обеспечивающих функциональных стратегий в виде программ действий. В начале 190-х годов Дж. Маккарти предложил классификацию инструментов маркетинга, получившую название маркетинг-микс. Само название связано с тем, что элементы представляют собой не просто набор, а сложный комплекс взаимосвязанных элементов.
Маркетинг-микс – набор поддающихся контролю переменных факторов, совокупность которых позволяет решить маркетинговые задачи в отношении целевых рынков.
Сейчас уровень принятия маркетинговых решений, как уже было рассмотрено в рамках бизнес-ориентации Market in, не позволяет делать такое ограничение. Все элементы маркетинга-микс должны так же содержать стратегический уровень для обеспечения системы долговременного планирования инвестиционных программ.
Сущность и значение SWOT-анализа
Определение положения фирмы в окружающей среде - первый шаг в процессе планирования. Это положение можно представить как «текущую реальность», а план должен предусмотреть совокупность действий, выполнение которых переведет предприятие в «реальность будущую». При этом нужно учитывать, что сама окружающая среда будет изменяться. Описание текущей реальности является отправной точкой процесса планирования.
Информация о работе Маркетинговые решения на промышленных рынках