Маркетинговые решения на промышленных рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 09:51, доклад

Описание работы

Стратегическое планирование – это организованный систематический процесс, посредством которого компания планирует свою будущую деятельность. Стратегическое планирование необходимо для того, чтобы компания могла адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, а также для лучшего понимания своих текущих и будущих возможностей.
Руководство компании решает эту задачу путем анализа экономических, социальных и политических тенденций в окружающей среде, которые могут повлиять на ее деятельность, а также оценки внутренних ресурсов и определения показателей достижения целей. Детальная разработка и реализация стратегического плана позволяет компании занимать активную позицию на рынке, вместо того, чтобы просто реагировать на возможные изменения ситуации.

Файлы: 1 файл

Маркетинговые решения на пром.рынках_Сергеева О.А..docx

— 378.55 Кб (Скачать файл)

 

Общая характеристика товаров и услуг

  1. Какие товары или услуги предлагаются организацией? Опишите их.
  2. Предоставьте наглядное изображение продукта или результат использования технологии.
  3. Какие потребности (настоящие или потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые продукты или услуги?
  4. Перечислите оригинальные и уникальные черты продукта, делающие его конкурентоспособным.
  5. В чем особая ценность продукта или услуги для потребителя?
  6. Каковы сильные и слабые стороны продукта?
  7. На какой стадии жизненного цикла находится продукт?
  8. Возможно ли копирование вашей продукции конкурентами? Насколько защищен продукт патентами и лицензиями?
  9. Есть ли у организации инновационная политика?
  10. Предъявляете ли вы особые критерии своим работникам?
  11. Отслеживаете ли вы жалобы потребителей? Работаете с их требованиями?

 

Сильные и слабые стороны продукта или услуги

  1. Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция?
  2. Понятны ли вам запросы ваших клиентов?
  3. Понимаете ли вы, какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам?
  4. Можете ли вы эффективно довести свою продукцию (услуги) до тех потребителей, на которых вы ориентируетесь?
  5. Может ли ваша продукция (услуги) успешно конкурировать с продукцией (услугой) других потребителей в отношении: качества, надежности, техобслуживания и других товарных характеристик, цены, стимулирования сбыта и продаж?
  6. Понимаете ли вы на какой стадии своего жизненного цикла находится ваша продукция (услуга)?
  7. Проводите ли вы регулярную модификацию вашей продукции (услуги) в соответствии с запросами клиентов? (потребителей)
  8. Трудна ли ваша продукция для копирования конкурентами?
  9. Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту?
  10. Предъявляете ли вы особые требования к своим работникам?

 

Рынки сбыта продукта

Характеристики рынка сбыта необходимо оценивать и устанавливать достаточно точно. В любом случае их определение – это обязательное условие продвижения продукции в условиях усиления конкуренции и занятия новых рыночных ниш.

Полный анализ рынка проводится по бизнес-схеме, содержащей четыре основные ступени.

На первой ступени проводится анализ отраслевого рынка в целом, при этом определяются:

  • степень интеграции в мировой рынок;
  • структурированность и сегментация по рассматриваемой отрасли или интересующей продукции;
  • потенциальная и реальная емкость рынка;
  • доля отечественных и импортных товаров и услуг;
  • рыночные доли компаний участников рынка.

На второй ступени анализируется выбранный (по определенным критериям) сегмент рынка.

Определяются:

  • емкость рынка – реальная и потенциальная;
  • рыночные доли ведущих предприятий и собственной организации;
  • доля отечественных и импортных товаров и услуг;
  • показатель насыщенности группы товаров и услуг с учетом внутреннего рынка, импорта и экспорта;
  • временная стабильность по тенденции роста, по уровню цен, по качеству продукции;
  • влияние конкуренции, степень монополизации рынка;
  • цены на товары и услуги в сегменте, разброс цен; политика цен конкурентов.

На третьей ступени анализируются один или несколько отдельно выбранных объектов:

  • объемы производства или объемы продаж у основных конкурентов;
  • наличие собственных и заимствованных торговых марок и степень их раскрутки;
  • ассортимент предлагаемых товаров и услуг с учетом его полноты, качества и потребительских свойств продукта;
  • отклонения цен от средних, скидки, льготы, виды и уровень сервиса.

Анализ рынка на этой стадии завершается составлением маркетинговой оценочной карты. В ней указываются величины основных параметров рынка, которые оцениваются строго регулярно (например, раз в квартал).

Четвертая ступень анализа рынка – прогнозирование – позволяет установить реальные тенденции и параметры развития рынка (объемы, цены, качество).

 

 

 

Оценка доли рынка и объема продаж

Необходимо обобщить особые характеристики продуктов и услуг, которые делают их конкурентоспособными в настоящем и будущем.

Назовите потребителей, которые готовы заключить или уже заключили договоры о закупках. Почему они это сделали? Кто из потребителей мог бы сделать крупные закупки в будущем, основываясь на оценке преимущества продукта, размера и тенденций развития рынка, потребителей, конкурентов и их продуктов, продаж в предыдущие годы.

Под рыночной долей понимают долю объемов реализации собственной фирмы или рассматриваемого объекта по отношению к объемам реализации на рынке в масштабах отрасли, страны и пр. или интеграции в мировой рынок. Этот параметр стал настолько популярным, что его относят практически ко всем сферам экономики.

Чаще других термин «рыночная доля» относится к конкретной фирме для определения отношения объема или суммы ее продаж по отношению к другим фирмам.

Для определения абсолютной величины рыночной доли необходимо использовать в расчетах все отраслевые фирмы.

Для определения тенденций по изменению рыночной доли достаточно брать в расчет только группу лидеров. В расчетах могут быть использована также и емкость рынка.

Показатель рыночной доли очень важен для оценки стремления компании стать лидером в отрасли. Существуют общие правила:

  • должна быть положительной динамикой роста по рыночной доле;
  • для достижения успеха динамика роста по рыночной доле должна быть сопоставима с ростом рыночной доли лидеров отрасли;
  • на увеличение рыночной доли должен быть нацелен рост объемов производства или продаж и укрепление репутации фирмы;
  • повышение рыночной доли должно сопровождаться определением степени влияния конкуренции;
  • динамика рыночной доли должна сопровождаться улучшением качества продукции;
  • повышение рыночной доли должно сопровождаться ростом конкурентоспособности продукции.

 

РЫНОЧНОЕ ДОСЬЕ

Номер и наименование раздела

Содержание и особенности раздела

1

2

1. Общая характеристика  товарного рынка

  • общее описание товарного рынка, прогноз его развития
  • место и роль фирмы на данном рынке

2. Основные товарные сегменты  рынка

  • общая характеристика товарных сегментов рынка
  • место и роль фирмы в каждом товарном сегменте

3. Основные региональные  сегменты рынка

  • выделение и описание региональных сегментов рынка, их укрупненная характеристика
  • место и роль фирмы в каждом данном сегменте

4. Периоды становления  и развития каждого сегмента  рынка

  • выделение и характеристика периодов формирования и развития каждого сегмента товарного рынка
  • место и роль фирмы на данном сегменте в каждом периоде

5. Емкость рынка и отдельных  сегментов

  • оценка емкости рынка и его сегментов (на основе расчетов или мнения экспертов)
  • прогнозная оценка емкости рынка и его сегментов (аналогично)
  • значимость полученной оценки для бизнеса фирмы в настоящее время и в перспективе

6. Динамика продаж по  сегментам и общая характеристика  развития процесса

  • оценка динамики роста (снижения) объема продаж в рамках сегментов, прогноз его развития
  • общая характеристика сегментов (затухающий, стагнирующий, динамично развивающийся)

7. Инновационные характеристики  сегмента

  • виды, формы, этапы (сроки) появления базовых моделей товаров, их модификаций в рамках сегментов
  • характеристики процесса появления и распространения нововведений (базовых моделей и их модификаций) по сегментам;
  • значимость для фирмы полученных оценок и результатов

8. Социальные и иные  профили основных потребителей  по сегментам

  • характеристики (социально-экономический портрет) потребителей в рамках сегментов
  • прогноз возможных изменений
  • определение направленности и принципов работы с потребителями в рамках рынка (сегмента)

9. Ценовая политика в  каждом сегменте

  • динамика цен по каждому товару, сегменту, основные их характеристики и прогнозные оценки
  • основные ценовые стратегии в рамках сегментов, их описание и прогнозы, варианты реализации

10. Основные фирмы, оперирующие  на данном рынке (сегменте). Союзы  и межфирменные соглашения

  • число и описание фирм-конкурентов, работающих в сегменте
  • доля рынка (сегмента), приходящаяся на фирмы, работающие в сегменте
  • объем продаж фирм-конкурентов в каждом из сегментов
  • союзы, соглашения и т.п., которые имеются, возможны и (или) желательны на рынке и в сегментах, охваченные ими фирмы, их доли на рынке, условия работы, определяемые данными объединениями, и т.п.
  • методы, используемые в конкурентной борьбе

11. Основные методы продаж  по сегментам

  • виды и особенности систем сбыта товаров и услуг в рамках сегментов;
  • методы и формы стимулирования продаж (по сегментам и по фирмам – участникам рынка);
  • динамика и перспективы изменения сбытовых сетей и методов продаж по сегментам и т.д.

12. Факторы и переменные, определяющие успех на рынке  и в отдельных сегментах

  • перечень факторов, определяющих успех на данном рынке (сегменте), динамика их проявления
  • укрупненные прогнозные оценки развития рынка (сегмента) по данным факторам (переменным)
  • значимость полученных оценок и выводов для бизнеса фирмы и т.д.

13. Основные особенности  сегментов

  • специфика рынков (сегментов), возможные сложности для фирмы при работе на них
  • анализ вариантов развития ситуации и возможной реакции со стороны фирмы и т.д.

14. Особенности правового  регулирования работы в сегментах

  • перечень нормативных актов, отличающих данный рынок (сегмент), их уровень и особенности
  • динамика и перспективы принятия новых нормативных актов (изменения, отмена действующих)
  • существующие и возможные формы адаптации фирм, действующих на данном рынке (сегменте), к особым условиям правового регулирования работы на рынке (сегменте)
  • возможные действия самой фирмы и т.п.

15. Наиболее значимые для  фирмы опасности со стороны  прочих рынков (сегментов)

  • описание рынков (сегментов), представляющих опасность для товаров фирмы, например рынков товаров – субститутов, рынков сырья и т.п.
  • форма и степень существующей и возможной опасности для бизнеса фирмы
  • варианты действий со стороны фирмы и т.д.

16. Наиболее важная информация, полученная в результате специальных  исследований по данному рынку (сегменту)

  • перечень исследований рынка (сегмента), материалами которых (собственными и заимствованными извне) располагает (будет располагать) фирма
  • обобщение данных материалов о рынке (сегменте), основные оценки и выводы в связи с бизнесом фирмы и т.д.

17. Наиболее важные источники  информации по рынку (сегменту)

  • перечень источников информации, их вид, форма, специфика, особенности доступа к ним и т.д.
  • оценка значимости данных источников для бизнеса фирмы и схема работы с ними
  • обзор информации по данным источникам и выводы применительно к проблемам и условиям ведения бизнеса фирмы на данном рынке (сегменте) и т.д.

 

Анализ конкурентоспособности фирмы и конкурентов

Показатели, характеризующие предприятие

Краткая характеристика

Менеджмент предприятия

Общие цели фирмы

Здесь необходимо проанализировать миссию предприятия, основные цели и стратегии. Это позволяет в какой-то степени спрогнозировать возможные действия конкурента

Предпринимательская культура

Необходимо проанализировать систему ценностей, норм и правил деятельности, принятых у конкурента. Сюда относятся структура управления, формальные и нормативные связи между сотрудниками, отношения между руководством и подчиненными, стиль руководителей и их философия

Область деятельности

Необходимо установить общий вид деятельности и функции предприятия в системе рынка (поставщик-производитель-оптовик-розничный продавец); форму собственности, территориальные границы, уровень диверсификации или специализации

Имидж и репутация фирмы

Необходимо выяснить, какой имидж сложился у фирмы и какую репутацию она имеет среди покупателей, партнеров, конкурентов, государственных служб, СМИ

Роль маркетинга на предприятии

Здесь необходимо показать, какое влияние имеет маркетинг на деятельность предприятия; насколько деятельность руководителя и функциональных специалистов предприятия (конструкторы, технологи, экономисты и т.д.) проникнута принципами маркетинга

Производство

Оборудование

Краткая характеристика качества, моральной и физической новизны или, наоборот, износа оборудования, используемого конкурентом в производстве

Технология

Характеристика производственных технологий конкурента: трудоемкость процесса, гибкость, уровень механизации, автоматизации

Производственная мощность

Возможность производителя увеличить объем выпуска существующих продуктов, параллельно освоить выпуск новых продуктов. Эта возможность зависит от оснащенности и использованных основных фондов, структуры издержек, числа работающих

Производственное планирование и управление

Качество этого планирования, его организации, используемые приемы. Организация управления производством у конкурента

Сырье, материалы, комплектующие изделия

Оценка качества используемых элементов производства, выявление и характеристика поставщиков конкурента

Научные исследования

Мощность исследовательской и конструкторской базы

Размер бюджета исследований, число работников, занятых исследованиями, организация работ, эффективность исследований

Патентная защита товаров

Наличие у фирмы патентов на изобретения, регистрация технологических новшеств и т.д.

Маркетинг

Маркетинговые стратегии

Товарная политика

Ценовая политика

Сбытовая политика

Продвижение товаров

Анализ маркетинговой деятельности конкурентов рассмотрен выше. Его результаты также могут быть представлены в данной таблице

Кадры

Профессиональная структура

Возрастная структура

Уровень квалификации и образования работников

Система подбора кадров на предприятии

Система мотивации сотрудников

В этих подразделах анализа необходимо дать оценку работников предприятия конкурента и качества управления персоналом на этом предприятии

Финансы

Размер капитала

Финансовый баланс

Основные финансовые показатели предприятия

Возможность получения кредитов

Страхование

Здесь дается оценка финансово-экономического состояния предприятия (общая экспертная оценка и/или цифровые данные об основных финансовых показателях предприятия)


 

Портрет ключевого конкурента

Составить портрет ключевого конкурента с указанием его сильных и слабых сторон, включающий следующую информацию:

  • полное наименование и месторасположение компании (адрес, телефоны, электронная почта, адрес сайта в Интернете);
  • ФИО руководителей и ответственных сотрудников в с коммерческой деятельности;
  • год и месяц создания;
  • сферу деятельности (профильную);
  • принадлежность к холдингу, ФПГ и т.д.;
  • стратегию развития и миссию компании;
  • финансовое положение (устойчивое, удовлетворительное, неустойчивое, с указанием источника информации);
  • численность сотрудников;
  • долю рынка и сегменты рынка (по оценке компании-конкурента или из других источников, указывается конкретно), на которых она позиционируется наиболее успешно;
  • рыночные цели на профильных сегментах (удержание завоеванных позиций, захват новых рынков или уход отдельных из них);
  • ассортимент (в том числе данные о новых или планируемых к выпуску видах профильных товаров (услуг);
  • цены на товары (услуги) (по сопоставимому ассортименту);
  • виды и размеры предоставляемых скидок;
  • виды и формы оплаты;
  • логистику (конкретно);
  • стимулирование сбыта (перечень наиболее известных акций компании;
  • организацию сервисного сопровождения и (или) гарантийного обслуживания;
  • список дилеров и дистрибьюторов (полное наименование и географическое местоположение);
  • ключевые потребители (полное наименование, с какого периода и каковы основные виды закупаемых ими товаров (услуг);
  • участие компании в выставках (презентациях) (в каких, когда, в какой форме, на каких площадях);
  • данные мониторинга рекламных акций (в каких СМИ и в каких объемах);
  • наличие отзывов о качестве товаров (услуг), в том числе в СМИ;
  • имидж (бренд) компании у потребителей (указать источник информации);
  • имидж (бренд) компании среди партнеров и в деловом сообществе (указать источник информации).

Информация о работе Маркетинговые решения на промышленных рынках