Маркетинговый анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

В основе понятия “маркетинг” (англ. marketing) лежит термин “рынок” ( англ. market). Это понятие в наиболее общем виде подразумевает рыночную деятельность. Под маркетингом понимается такой вид рыночной деятельности, при котором производителем используется системный подход и программно-целевой метод решения хозяйственных проблем, а рынок, его требования и характер реакции являются критерием эффективности деятельности.

Содержание работы

Маркетинговый анализ производственной деятельности предприятия

1. Теоретическая часть курсовой работы 5

1.1. Система маркетинга современного предприятия 7

1.2. Маркетинговая среда организации 15

1.3. Товарная политика предприятия 17

1.4 Степень новизны продукции 20

1.5 Роль маркетинга в деятельности предприятия 21

2. Анализ маркетинговой среды предприятия и формирование товарной стратегии предприятия

2.1 Характеристика производственного предприятия

2.2 Анализ маркетинговой среды предприятия

2.2.1 Портфолио - SWOT- анализ

2.3. Формирование товарной стратегии предприятия

3. определение степени новизны товара и оптимального объема производства и реализации товара 26

3.1 Определение степени новизны изделий 31

Заключение 39

Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

ястребов курсовик.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Местные контактные аудитории. Любая организация имеет дело с местными контактными аудиториями, такими, как окрестные жители и местные организации. Для работы с местным населением крупные предприятия назначают специальных сотрудников.

Широкая публика. Широкая публика не выступает по отношению к предприятию в виде организованной силы, но образ фирмы в глазах общественности сказывается на ее деятельности. Для создания образа «гражданственности» предприятие может заняться благотворительностью, установить строгий порядок рассмотрения претензий потребителей.

Внутренние контактные аудитории. Это рабочие и служащие предприятия, управляющие, члены совета директоров. Для информирования и мотивации членов внутренних контактных аудиторий

 

Макросреда – это совокупность факторов, на которые руководство предприятия повлиять не может и должно учитывать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.

Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями. Макросреда включает следующие основные элементы: 1) демографическая среда; 2) экономическая среда; 3) природная среда; 4) научно-техническая среда; 5) политическая среда; 6) культурная среда.

 

Демографическая среда. Основные ее характеристики – численность и плотность размещения населения. Для маркетологов демографическая среда представляет интерес, поскольку рынки состоят из людей.

 

Экономическая среда. Это общая покупательная способность населения, которая связана с уровнем текущих доходов, цен, сбережений и доступностью кредита, уровнем безработицы.

 

Природная среда. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые предприятия производят и предлагают рынку. Деятельность предприятия зависит от условий, которые предъявляет природная среда, а именно:

Дефицит некоторых видов ресурсов и сырья. Вода и воздух могут показаться неисчерпаемыми видами природных ресурсов, но существует серьезная угроза их загрязнения. Снабжение продовольствием может стать крупной проблемой, поскольку размеры сельскохозяйственных угодий ограничены. Использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и продовольствие, требует внимания. Острые проблемы возникают в связи с истощением невозобновляемых ресурсов, например, месторождений металлических руд (платины, цинка, меди, свинца, серебра).

Рост загрязнения природной среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды. Существуют проблемы опасного уровня содержания химических загрязнителей в почве и продуктах питания, радиоактивного заражения, загрязнения упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению. В качестве альтернативы негативным тенденциям развития создается рынок средств по борьбе с загрязнением окружающей среды.

Вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Предпринимательская деятельность находится под контролем, как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Бизнес должен участвовать в поиске решения проблем обеспечения экономики материальными ресурсами и предотвращения загрязнения окружающей среды.

 

Научно-техническая среда. Развитие науки и техники является главным фактором экономического роста. Новая техника заменяет старую, от которой она отличается сокращением удельных затрат труда, материалов и энергии, а также капитала. К основным тенденциям развития научно-технической среды относятся: ускорение научно-технического прогресса, рост ассигнований на исследования и разработки, распространение стратегии мелких улучшений, ужесточение государственного контроля.

Ускорение научно-технического прогресса. Современная техника – это комплексы автоматических машин под управлением компьютеров. Ей на смену приходят роботы и робототехнические комплексы с искусственным интеллектом.

Рост ассигнований на исследования и разработки. В настоящее время в наиболее развитых странах их величина составляет не менее 2-2,5% ВВП. Предприятия, действующие в наукоемких отраслях хозяйства, тратят на исследования и разработки в среднем до 15-25% выручки от реализации товаров и услуг.

 

Распространение стратегии мелких улучшений. Это внедрение небольших усовершенствований в уже выпускаемые товары. Вместо того чтобы рисковать, предлагая крупные новшества, многие предприятия занимаются мелкими усовершенствованиями производимых товаров. Они также покупают лицензии и практически копируют товары конкурентов.

Ужесточение государственного контроля качества и безопасности товаров. Государственные органы надзора изучают товары и запрещают те из них, которые могут оказаться потенциально опасными. Ведется контроль качества пищевых продуктов, медикаментов, ужесточаются требования к безопасности товаров в автомобильной промышленности, в производстве одежды, электробытовых приборов, в строительстве.

 

Политическая среда. Это законы, нормативные документы государственных учреждений, требования групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий. В России быстро растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Их основой является Конституция РФ и Гражданский кодекс. Важная причина государственного регулирования – необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Руководители предприятий должны хорошо знать федеральные и местные законы, под действие которых подпадает маркетинговая деятельность в том или ином регионе.

Культурная среда. Это основные взгляды, культурные ценности и нормы поведения, определяющие взаимоотношения людей друг с другом. На принятии решений о покупке могут

 

 

1.3. Товарная политика предприятия

Товарная политика представляет собой заранее сформулированный курс действий предприятия, производящего (или продвигающего на рынок) определенного вида товары, основанный как на долговременной (3—5 лет) стратегии развития этого предприятия, так и на текущих возможностях, возникающих для него на рынке. Товарная политика, с одной стороны, характеризуется некоей стабильностью (неизменностью), а с другой — в частных вопросах может изменяться с выгодой для предприятия и в рамках существующей стратегии. Если на рынке (или вообще во внешней среде) для предприятия будут возникать угрозы, товарная политика должна их учитывать с целью сокращения возможных потерь, но не отступая от главных принципов и положений стратегии. Другими словами, товарная политика должна быть как постоянной (незыблемой) в своих фундаментальных установках, так и адаптивной к возмущающим воздействиям внешней среды. В этом и заключается диалектическая сущность товарной политики.

 

Виды и разновидности товарной политики фирмы

Товарная политика предполагает определенный курс действий предпринимателя и использование таких принципов, благодаря которым обеспечивается эффективное, с коммерческой точки зрения, формирование ассортимента товара. В связи с этим выделяют три вида товарной политики, называемые иногда еще разновидностями диверсификации;

концентрическая, когда ведется поиск новых товаров, которые в технологическом или рыночном отношениях были бы подобны уже имеющимся товарам предприятия и привлекали бы новых покупателей;

горизонтальная, когда новый товар является продолжением выпускаемого и рассчитан на сформировавшийся круг покупателей, а производство его ведется без каких-либо изменений применяемой технологии;

конгломератная, когда на рынок выводится новый товар, никак не связанный с товарами, ранее выпускавшимися на предприятии, что требует применения новых технологий и освоения новых рынков.

Роль и предназначение товарной политики

Таким образом, формирование товарной политики и ее корректировка предполагают наличие хорошего знания службой маркетинга своего рынка, ожиданий и требований покупателей и т.п., а также четкого представления о целях, задачах и стратегии своего предприятия, его возможностях и ресурсах. Многие из российских предприятий не уделяют достаточного внимания формированию своей товарной политики или делают это бессистемно, обращая внимание на ее отдельные фрагменты (те, что заметнее), допустим, на товарный ассортимент и только. Отсутствие товарной политики, как и ее усеченный вариант, обычно ведут к утрате контроля над конкурентоспособностью, нарушениям в структуре того же ассортимента из-за факторов внешней среды, возникающих неожиданно. Все это вызывает перебои в производстве, снижение уровня эффективности и результативности деятельности предприятия. Принимаемые в отсутствие товарной политики решения обычно основываются, что характерно для российского менеджмента, на интуиции руководителей, а не на взвешенных расчетах, ориентированных на долговременные интересы. Но интуиция хороша и оправданна только в тех случаях, когда она подкрепляется выверенными решениями. Такие процедуры и правила в отношении товаров, выпускаемых предприятием, должны предусматриваться его товарной политикой.

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Степень новизны продукции

 

Новая продукция – изделие, обладающее возможностью выполнять новую или дополнительную функцию по сравнению с аналогичной продукцией. С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма не может полагаться только на существующие ныне товары. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных изделий. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить его этими новинками. Следовательно, у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров.

Разработка нового товара включает следующие этапы:

1. Исследование мотивов покупательского поведения.

2. Формулировка идеи нового товара.

3. Проверка и отбор подходящих идей.

4. Разработка технического предложения нового товара.

5. Проверка технического предложения.

6. Проведение экономического анализа целесообразности производства нового товара.

7. Изготовление опытного образца.

8. Изготовление опытной партии.

9. Пробный маркетинг – изучение и анализ рынка при производстве нового товара, который осуществляется в ограниченные сроки на географически сконцентрированном рынке.

10. Оценка результатов пробного маркетинга.

11. Серийное производство.

12. Коммерческая реализация серийной продукции

 

 

 

1.5 Роль маркетинга в деятельности предприятия

 

Ни для кого не является откровением, что успех поведения фирмы определяется ее интеллектуальным потенциалом.
Способность создавать новые продукты и услуги, находить эффективные маркетинговые технологические решения, оперативно управлять компанией в условиях риска и неопределенности – это те составляющие деятельности, которые являются необходимыми для достижения положительных результатов в бизнесе. Особенно это актуально для малого предпринимательства. Работая в российских условиях, далеких от благоприятных, бизнесмен обязан заниматься маркетинговой деятельностью, чтобы быть конкурентоспособным на том или ином рынке товаров или услуг.
В литературе дается следующее определение маркетинга: «маркетинг - это сочетание строгой науки и искусства эффективной работы на рынке». Данное определение можно дополнить заключением Ф. Котлера: «маркетинг есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена товаров». Рассматривая маркетинг с этих позиций можно дать третье (объединяющее) определение маркетинга: «маркетинг – это целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется единой системой принципов, целей и функций и обеспечивает создание, производство и сбыт товаров, отвечающих существующему и особенно потенциальному спросу конкретных потребителей». «Рычагами» или «комплексом» маркетинга называют совокупность таких элементов маркетинга, как продукт (товар), цена, место, продвижение:
товар (продукт) – все то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Часто говорят о пакете товаров/услуг.
цена – сюда относится цена как сумма денег, получаемых при обмене за товар или услугу при коммерческой деятельности или стоимость времени при предоставлении внутренних услуг в организации.
место – система распределения, которую вы выбрали для продвижения товаров/услуг. Включает также способы распределения, например, непосредственно конечному потребителю или через посредников.
продвижение (promotion) – включает различные формы коммуникации с потребителем, например, реклама в электронных или печатных средствах информации, формирование общественного мнения и стимулирование продаж».
Все функции маркетинга можно разделить на четыре группы:
Аналитические функции – изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов. Данные функции маркетинга позволяют изучить и дать оценку факторам внутренней и внешней среды предприятия. Итогом аналитической функции маркетинга является формирование целей развития фирмы и стратегий по их достижению. Аналитическая функция маркетинга может быть реализована лишь при наличии широкой и действенной системы сбора и обработки информации. На многих предприятиях эта работа проводится специальным отделом или поручается самостоятельным исследовательским институтам.
Производственные функции – организация производства новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, организация материально-технического снабжения, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности продукции.
Производственные функции обеспечивают создание новых товаров, которые наиболее полно соответствовали бы требованиям потребителя. Маркетинг воздействует на производство в целях придания ему гибкости, адаптивности к запросам потребителя в соответствии с технико-экономическими параметрами и относительно низкими издержками производства.
Сбытовые функции – организация каналов сбыта, системы формирования спроса и стимулирования сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение ценовой политики, реклама. Данные функции распространяются на все то, что происходит с продуктом после его производства и до начала потребления. Система товародвижения должна обеспечивать предприятию и потребителю создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества, на которое рассчитывает потребитель, по ценам, которые выгодны как продавцу, так и покупателю.
Управленческие функции – организация стратегического и оперативного планирования, информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций, контроль маркетинга. Управленческие функции маркетинга предполагают организацию планирования хозяйственной деятельности предприятия и управление производством. При этом главная управленческая задача руководства предприятия состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития. Контроль является завершающей стадией маркетинговой деятельности, он позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, находить новые резервы и возможности развития. Управленческие функции маркетинга позволяют определить приоритеты в деятельности предприятия и развернуть его «от нужд производства – к нуждам рынка».
Анализируя теоретические данные, изложенные выше и современную ситуацию в малом бизнесе, можно сказать, что на сегодняшний день становится все сложнее предоставить конкурентоспособный товар/услугу, не имея рыночной концепции управления предприятием, не обращаясь к комплексному анализу рынка, изучению экономической конъюнктуры. В такой ситуации возрастает роль маркетинга, точнее маркетингового подхода при управлении предприятием. Но на практике услуги маркетологов в малом предпринимательстве не просто используют редко, порой о них вообще ничего не знают. Приступая к формированию концепции будущего бизнеса, потенциальные предприниматели не имеют представления о состоянии рынка, конкурентах, целевой аудитории, факторах, влияющих на выбор места торговых точек. В некоторых случаях они просто не считают необходимым обращать внимание на такие нюансы. В других ситуациях — не знают, как решить подобные проблемы. О приглашении консультанта со стороны одни бизнесмены не слышали вообще, другие считают его услуги непозволительной роскошью, предпочитая полагаться на собственный опыт и интуицию. Но некомпетентность начинающих бизнесменов — не единственная причина, по которой они не хотят обращаться в консалтинговые службы.
В специализированной литературе есть понятие «предпринимательский, или стихийный, маркетинг» — когда компания, создавая и продвигая свой товар или бренд, не прибегает к услугам маркетологов, то есть проблему маркетинга так или иначе кто-то решает, но не профессионалы. Отчасти это обоснованно: если бизнес, пусть даже небольшой, уже какое-то время существует на рынке, значит, накоплены определенные знания. Но, как отмечают маркетологи, такой «стихийный» подход эффективен лишь в том случае, когда руководство компании досконально разбирается в специфике своего бизнеса: внимательно следит за повседневной деятельностью предприятия, знает особенности работы клиентов и конкурентов. В реальности же маркетинговые мероприятия в малом предпринимательстве нередко сводятся к публикации рекламных объявлений и нерегулярному ценовому мониторингу.
Штатного сотрудника, занимающегося вопросами маркетинга в сфере малого бизнеса, встретить трудно. И тому есть ряд причин:
Пригласить специалиста со стороны для многих означает расписаться в собственной беспомощности, подорвать веру в личный профессионализм. Такая категория, как начинающие предприниматели, обычно мало интересуется вопросами маркетинга. Для них самая важная задача — быстрее «запустить» бизнес. Зачастую они настолько ослеплены собственными идеями, что с легкостью совершают ошибки. Немаловажен и тот факт, что найти компетентного маркетолога — нелегкая задача. Рынок подобных услуг только начинает развиваться, опытные маркетинг-консультанты востребованы, а молодому специалисту руководитель не всегда может довериться (что к тому же вряд ли эффективно — чаще требуется целая команда). Собственно, и особенности российского рынка таковы, что многие живут сегодняшним днем, не думая о перспективе, по такой причине они и не считают нужным принимать стратегические решения. Это иностранные компании привыкли планировать свою деятельность на десятки лет вперед. Нам такая практика кажется удивительной. По мнению специалистов, с вхождением бизнеса в цивилизованное русло появляется необходимость в получении теоретических знаний и спрос на маркетинговые услуги. Вероятно, это объясняет тот интерес, который в последнее время стали проявлять к данной теме деловые периодические издания. Цель подобных статей не столько в том, чтобы внести ясность в вопросы маркетинга, помочь овладеть терминологией, сколько в том, чтобы производители и потребители названных услуг нашли друг друга. Ведь представители малого бизнеса в большей степени нуждаются в практикующих маркетологах, нежели в абстрактных советах. Более того, как утверждают специалисты, именно небольшим предприятиям грамотный консалтинг способен помочь в условиях конкурентной борьбы. Если у крупных компаний «возможности для маневра» (производственные, финансовые, кадровые) достаточно широки, то в малом бизнесе картина иная.
Ни для кого не секрет, что малые предприятия находятся в сложных условиях, поскольку их собственные ресурсы ограничены, и они не могут на равных конкурировать с более крупными фирмами по таким параметрам, как доступ к информационным ресурсам, освоение новой продукции, обучение кадров, приобщение к современным технологиям, получение финансовой поддержки. Поэтому как раз для малых предприятий жизненно важно грамотно выработать стратегию рыночного поведения. С моей точки зрения, именно маркетинг как концепция управления деятельностью компании в условиях рынка, провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей покупателей, может и должен помочь небольшим предприятиям не только держаться на плаву, но и успешно функционировать в рыночной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Анализ маркетинговой среды предприятия и формирование товарной стратегии предприятия

 

2.1 Характеристика производственного предприятия

 

«ЛЭК» — крупнейший в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе строительно-инвестиционный холдинг. Занимается жилой недвижимостью.

Торговый знак — «ЛЭК. Строительная компания № 1».

«Лаборатория экологического контроля» («ЛЭК») была зарегистрирована в 1989 году А. В. Рогачёвым. Она занималась научно-производственной деятельностью. В 1992 году в компанию пришел П. Р. Андреев, после чего основным направлением деятельности «ЛЭК» стала недвижимость. Первоначально она сдавала помещения в аренду, а затем занялась строительством жилья.

«ЛЭК СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ №1» – крупнейший в Санкт-Петербурге и в Северо-Западном регионе строительно-инвестиционный холдинг. За 17 лет работы построено 125 домов, в настоящее время строится порядка 80. Несколько лет подряд ЛЭК занимает первое место среди строительных компаний Санкт-Петербурга по объемам возводимого жилья, обеспечивая порядка 22% рынка строящейся недвижимости.

С первых лет своей работы на рынке жилищного строительства Компания ЛЭК практиковала комплексный, системный подход к организации бизнеса, тесно увязывая свои стратегические планы с решением важнейших социально-экономических проблем. Так, в 1997 году ЛЭК стал эксклюзивным оператором на территории Санкт-Петербурга «Федеральной программы по переселению жителей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». С 1996 года ЛЭК – главный инвестор «Программы проведения социального и градостроительного эксперимента в микрорайоне Дачное». Всего в рамках Программы на сегодняшний день уже построено 14 жилых домов.

Компания ЛЭК выступает в качестве инвестора, застройщика, генподрядчика, осуществляя полный цикл работ от проектирования до сдачи домов в эксплуатацию. Приоритетное направление деятельности компании – квартальная застройка. В настоящее время возводится 9 кварталов современного высококачественного жилья общей площадью квартир около 2 000 000 кв. м, в 2009 году планируется строительство еще 5-и жилых комплексов на площади более 90 га. В стадии проектирования 9 жилых комплексов на территории около 100 га.

Темпы роста Компании ЛЭК беспрецедентны для строительного комплекса Санкт-Петербурга. С 2001 по 2006 они составили более 500%. В 2008 году Компания ЛЭК заселила 25 домов. Объем жилья, сданного в эксплуатацию в 2008 году, составил 280 тыс. кв.м. В 2009 году планируется сдать в эксплуатацию 17 жилых домов. В сложных экономических условиях все стройки Компании работают, в планах – реализация еще 5 новых проектов квартальной застройки.

Информация о работе Маркетинговый анализ предприятия