Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:45, курсовая работа
Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы исследования курсовой работы, целью которой является анализ современных подходов к использованию мерчендайзинга в розничной торговле.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические аспекты мерчендайзинга – раскрыты основные понятия, этапы мерчендайзинга;
охарактеризованы основные требования к выкладке товаров;
дана характеристика POS-материалам, как одному из основных инструментов мерчендайзинга.
Введение 3
1 Теоретические основы применения мерчендайзинга в розничном торговом предприятии 6
1.1 Экономическая сущность мерчендайзинга и его роль в стимулировании продаж в розничной торговле 6
1.2 Цели и задачи мерчендайзинга в розничной торговле 16
2 Анализ основных инструментов мерчендайзинга 24
Заключение 41
Список использованной литературы 42
• оборонительные безусловные — сокращения разных групп мышц при непосредственных тактильных или болевых раздражениях рецепторов кожи и слизистых оболочек или сильных световых, звуковых, обонятельных и вкусовых раздражениях;
• оборонительные условные — то же самое, но при действии разнообразных индифферентных раздражителей, которые раньше сопровождались непосредственными раздражениями и поэтому превратились в условные раздражители оборонительных рефлексов.
3. Безусловные ориентировочные
(исследовательские) рефлексы —
Теория рефлексов позволяет
формировать потребности
Необходимо учитывать особенности выкладки продуктов питания на весовом и порционном прилавках:
1. Более дорогие товары
располагайте на порционном
2. Дорогой товар нужно
располагать отдельно от
3. Не располагайте товар
и стойки в "тупиках" - такие
места в магазине, куда можно
зайти, а потом нужно выйти,
чтобы вернуться в основной
зал, так как эти места
4. "Правило 2/3": товары
нужно располагать в конце
второй трети витрины (по
5. Не располагайте товар в концах витрины - туда покупатели также заглядывают редко.
6. Учитывайте направление основного потока покупателей в магазине: товар всегда лучше располагать на основных "магистралях".
7. Весовой товар (сыры,
колбасные и мясные изделия)
должен иметь свежий срез, который
обновляется перед началом
8. Витрина должна быть
чистой! Не должно быть крошек,
подтеков, грязных принадлежностей,
так как продукты питания
9. Товары должны располагаться
лицевой стороной к покупателю
и не должны сильно
10. Товара должно быть
в достаточном количестве, лучше
много: 1-2 упаковки либо маленький
кусочек весового товара
11. Ценники должны быть
хорошо читаемыми и содержать
информацию о наименовании
12. Оптимальной является,
безусловно, вертикальная выкладка
всех товаров одной торговой
марки, при которой торговая
марка представлена на всех
полках по вертикали единым
ансамблем. Это обеспечивает
Рис. 1.1 – Пример вертикальной выкладки
Рис. 1.2 – Пример горизонтальной выкладки
13. Товары одного наименования
разной фасовки должны
14. Украшение прилавка должно состоять из предметов и товаров, сочетающихся или ассоциирующихся с продаваемым товаром, например, на сырном прилавке можно положить грецкие орехи, яблоки, поставить бутылку вина рядом с элитными сырами.
15. Важное значение имеет
также расположение самой
Пример вертикальной выкладки чая, кофе.
Отдел кофейной продукции формируется в группе бакалейных товаров, которая обычно находится в глубине торгового зала.
Допускается выкладка кофе двумя способами - по производителям и по категориям.
Рядом с кофе должны находиться чай, какао, кондитерские изделия, различные джемы и конфитюры.
Кофе можно выкладывать в непосредственной близости с дорогими спиртными напитками табаком, курительными принадлежностями.
Для реализации упакованного кофе достаточно использовать обыкновенные стеллажи.
Растворимый кофе «3 - в - 1» (кофе,
сливки, сахар) помимо кофейного отдела
размещают рядом с кассовым аппаратом.
Кофе «3 - в - 1» часто покупается незапланированно
и относится к товарам
Весовой кофе в зернах обычно выделяют в самостоятельный отдел, в котором продавец - консультант должен уметь рассказать об отличиях разных сортов кофе.
Оптимальным является вертикальное расположение товаров одного производителя. При этом рекомендуется при выкладке чая/кофе использовать следующие правила:3
Вертикальная выкладка товаров по производителям позволяет магазину максимально использовать услуги мерчандайзеров поставщиков.
Наиболее эффективно при вертикальной выкладке - применение метода «цветового пятна».
Цветовое пятно представляет собой место выкладки товара конкретного производителя, оформленной с помощью специальных форм фирменной рекламы.
Применение метода цветового пятна повышает общие продажи по товарной группе до 30 %, а отдельных товарных марок, расположенных в зоне цветового пятна, - до 60 %.
1.2 Цели и задачи мерчендайзинга в розничной торговле
Цель мерчендайзинга - побуждение
потребителя к приобретению товара.
Ключ к успеху программ мерчендайзинга
во внимании к самым ничтожным
мелочам, а также в комплексном
подходе, то есть, в воздействии на
покупателя во всех направлениях и
в жестком контроле над работой
сотрудников торговой точки. Инструментами
мерчендайзинга являются различного рода
поощрения - скидки, льготы, а также
оформление мест продаж (POS - Point of sales). Нельзя
не отметить, что правила POS в России,
Европе или США существенно
Как отмечает Алексей Ильинский (коммерческий директор компании "Витрина А"), в теории мерчендайзинга существует семь зон восприятия человека в системе POS.
Первая зона - зона подхода к торговой точке. Инструментами воздействия в этой зоне могут быть витрины, вывески, панели-кронштейны, в общем, все то, что информирует покупателя о товаре внутри магазина. В оформлении витрин возможны различные подходы. Наряду со специально разработанными дизайнерскими проектами украшения витрин, некоторые магазины также используют пустые большие (но обязательно чистые!) окна, которые сами по себе являются элементом оформления торговой точки. Люди прямо с улицы могут наблюдать за жизнью магазина, оценивать количество покупателей и ассортимент товаров.
Вторая зона восприятия - вход. Обычно на дверях наклеиваются стикеры с логотипами брэндов; также во входном пространстве могут быть использованы стандартные носители информации - часы, календари и т.п.
Третья зона восприятия - торговая площадь. В этом пространстве основную роль играют ориентирующие материалы, в оформлении которых используются логотипы товаров. Например, указатель для отдела напитков может быть представлен рекламной вывеской компании Coca-Cola.
Маршрут, по которому покупатели
обходят магазин, может и должен
корректироваться для того, чтобы
все участки магазина посещались
с высокой частотой. Это достигается
не только при помощи специальных
ориентирующих инструментов, но и
посредством правильного
Четвертая зона восприятия - прилавок, где размещен товар. На прилавке продукт сталкивается с конкурентами. Для того, чтобы выделить конкретный товар, существует два основных способа: это либо коммуникационное воздействие со стороны продавца (проще говоря, словесное привлечение внимания), либо воздействие путем особого оформления самой полки и товара на ней. Например, в одном ряду с пивными бутылками по 0,5л можно сделать специальную подставку, и рекламируемые бутылки будут выше других. А на бутылки с вином можно надеть фигурные колпачки, привлекающие внимание определенной аудитории. Ни в коем случае нельзя забывать о ценнике. Если таковой отсутствует, велика вероятность, что покупатель примет решение поискать другой товар.
Пятая зона - кассовое пространство. Для привлечения внимания покупателей к некоторым товарам или услугам могут быть использованы стекла кассы, "блюдце" для мелочи, коробка для чеков, пакеты. Именно в этой зоне имеет смысл располагать модули с товарами спонтанной покупки, прессу, напитки.
Шестая и седьмая зоны восприятия непосредственно связаны с чувствами человека - имеется в виду осязание и обоняние. В России пока мало представлены инструменты воздействия на эти зоны, хотя и та, и другая на самом деле очень важны4.
Продавцы и другие работники торгового зала могут приводить доводы и пытаться убеждать посетителя в пользу конкретной марки. Часто эти доводы менее убедительны, чем собственное восприятие покупателя. Восприятие более значимый фактор в формировании благосклонного поведения покупателя при принятии решения и более весомый аргумент в пользу совершения им покупки. Оно исходит непосредственно от самого объекта (товара) и субъекта (посетителя), поэтому ему доверяют больше, чем информации, исходящей от других участников – посредников (продавцов, рекламы и т.п.) акта купли - продажи. Следовательно, знание того, как посетитель воспринимает товар и каким он хочет его видеть, способствует более правильному позиционированию товара в торговом зале. Таким образом, исследование восприятия товара покупателем представляется более актуальным, чем изучение других факторов, влияющих на его решение о приобретении товара.