Мерчендайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании мерчендайзинга, как фактора влияния на поведение покупателей.
В соответствии с целью исследования были сформулированы основные задачи:
Раскрыть значение мерчендайзинга в торговом бизнесе;
Выяснить как влияет мерчендайзинг на поведение покупателей;
Рассмотреть роль мерчендайзинга на примере магазина MANGO.
Исследовать мерчендайзинговые подходы на примере магазина MANGO.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА………………..5
1.1. Значение мерчендайзинга в торговом бизнесе……………………………..5
1.2. Поведение потребителя как компонент технологий мерчендайзинга……9
1.3. Управление поведением посетителей на основе восприятий и ощущений………………………………………………………………………...13
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛГИЙ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА…………………………………………………………...16
2.1. Подходы к распределению площади торгового зала и регулированию покупательских потоков………………………………………………………...16
2.2. Атмосфера торгового зала и поведенческие составляющие его распределения на зоны…………………………………………………………..19
2.3 Компоненты атмосферы торгового зала…………………………………...22
Глава 3. МЕРЧЕНДАЙЗИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВКЕ ТОРГОВОГО ЗАЛА И ВЫКЛАДКЕ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА MANGO…………………………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 91.43 Кб (Скачать файл)

Наиболее приемлемым являются классификация товаров и размещение отделов, учитывающие особенности  поведения покупателей внутри магазина. Активность внимания посетителей к  отделам неодинакова. Продавцам  необходимо приспосабливаться к  этой особенности и использовать ее для получения дополнительных доходов.

Особый подход к формированию атмосферы для быстрой адаптации  обусловлен тем, что клиент не останавливается, он двигается в глубь зала, а  следовательно, товары, размещенные  в зоне адаптации, не получают достаточного внимания со стороны покупателей.

В этой зоне происходят перестройка, нормализация ощущений, восстановление адекватного восприятия окружающих предметов. Хорошо известные покупателю товары и другие раздражители в этой зоне могут выступать в качестве факторов, обеспечивающих нормализацию активности глаз и других органов  чувств. Они помогают покупателю установить с окружающими предметами (товарами) обратные связи, которые являются существенным механизмом отбора и обработки сигналов, поступающих при восприятии окружающих предметов.

Для этой зоны лучше всего  подходят достаточно известные, легко  узнаваемые и быстро воспринимаемые товары. Но нельзя недооценивать роль этой зоны в формировании поведения  покупателя в магазине в целом, ведь именно здесь происходит тренировка психофизических составляющих посетителя и восстанавливается его способность  адекватно воспринимать раздражители окружающего мира.

Таким образом, создание адекватной особенностям человека ситуации в зоне адаптации поможет посетителям  быстрее адаптироваться к новым  условиям.

По мере продвижения покупатель приспосабливается к новым условиям: восстанавливается активность его  внимания и способность концентрироваться на конкретных предметах, а посторонние раздражители не воспринимаются, т.е. он готов к осуществлению запланированных покупок. Этот участок зала условно называют зоной покупки. В этой зоне происходит перераспределение функций ориентации в торговом зале между различными органами. Покупатель не просто поддается потоку впечатлений, он активно наблюдает и выбирает, т.е. его органы чувств настраиваются так, чтобы различить воздействия с максимальной точностью. Здесь подключается образная память, которая помогает запоминать и воспроизводить образы предметов, хорошо воспринимаются уже известные товары и изученная информация. Следовательно, размещение в этой зоне достаточно известных и необходимых покупателю товаров вполне соответствует его состоянию и природе его рефлексов8.

Отобрав нужные товары, т.е. достигнув поставленной цели, покупатель чувствует себя «свободным», его  ничто не задерживает, он ускоряет ход  к кассе. Покупатель настолько адаптировался  к окружающей среде, что выработанный ранее условный рефлекс позволяет  ориентироваться в пространстве с помощью зрения. Его внимание не напряжено, на этом этапе маршрута движения покупателя можно манипулировать такими факторами и детерминантами внимания, как форма, размер, цвет, запах, положение и т.п. Этот этап маршрута и часть торгового зала условно называют зоной возвращения.

В отличие от предыдущей зоны (зоны покупки), где покупатель делает запланированные покупки, в  зоне возвращения он готов купить то, что ему «предлагают» и «навязывают» посредством ориентированных на него раздражителей.

 

 

2.3 Компоненты атмосферы торгового зала

Для формирования атмосферы  торгового зала используют архитектуру, планировку, визуальные компоненты, освещение, колористику, музыку, запахи, температуру и другие факторы, стимулирующие эмоциональное состояние, адаптивные способности, положительное восприятие товаров покупателями, создающие

  В сознании покупателей  определенный образ торгового  предприятия, подчеркивающие его  индивидуальность и т.д. 

Существует определенный ряд особенностей применения названных  элементов атмосферы магазина, которые  должны учитывать специалисты по маркетингу и мерчендайзингу.

  1. Визуальные компоненты атмосферы магазина используются в качестве дополнительных источников информации для облегчения восприятия и поиска нужных товаров. Они несут в себе элементы персонального «обращения» товара к покупателю, создают ощущение красоты, романтики, предлагают развлечения и т.п. К ним относятся изображения и знаки, указатели, театральные эффекты и др.
  2. Световые эффекты  используются для выделения секции, товаров, создание определенного настроения, пробуждения чувств, соответствующих данному отделу (целевому рынку) или подкрепляющих имидж магазина, а так же формирование дизайна магазина (для скрытия дефектов архитектура торгового зала).

Использование света при  оформлении помещения магазина и  выкладке отдельных товаров, имеет  большое значение в управлении поведение  покупателей.

Замечено9, что покупатели предпочитают те торговые точки, где преобладает достаточно яркое интенсивное освещение. Это позволяет детально рассмотреть специфику предлагаемой продукции. Если  же освещения недостаточно, то у покупателя может возникнуть ощущение, что розничный торговец желает скрыть определенные недостатки продукции, или, что недостаточно освещенный продукт не продается.

  1. Цвет является одним из существенных факторов влияния на внимание и поведение человека на подсознательном уровне, и адаптивные свойства посетителей. Поэтому его часто используют для решения следующих задач: улучшения имиджа магазина, создание определенного настроения персонала и посетителей, регулирование активности познавательных ресурсов покупателей.

Установлено10, что в первую очередь покупатель различает цветовую гамму торговой точки. Поэтому именно цвет является важным инструментом мерчендайзинга в оформлении торговой точки и представлении товара. Цветовой блок или цветовые ассоциации, сформированные продавцом, всегда будут адекватно поняты и с благодарностью восприняты спешащим покупателем. То есть, если все красные блузки повесить в одном месте торговой секции, а все белые – в другом, то клиенту их всегда будет легко найти.

Известный французский колорист Ж. Филасье установил, что внимание человека, в первую очередь привлекают красный, желтый, оранжевый и пурпурный цвет. Однако изобилие красного или желтого цвета может вызывать негативную реакцию. Поэтому не рекомендуется использовать данные цвета в качестве основного фона для фирменных ценников, иначе, раздражение покупателя будет гарантированно.

  1. Музыка может вносить значимый вклад формирования атмосферы магазина, дифференцированной адекватно поведению посетителя на различных этапах маршрута и его движения. Её можно использовать для решения целого ряда задач, в частности, для: выделения сегментов и формирования соответствующего ситуации настроения, воздействия на скорость движения покупателей и осуществления покупок, создание различных образов и выделения особенностей сегментов, привлечения или направления внимания посетителей.
  2. Запахи составляют основу обоняния, оказывают самое сильное и быстрое влияние на эмоциональное состояние человека, позволяют оперативно формировать атмосферу.

Сегодня 11 разработаны оптимальные запахи для магазинов, продающих розничные товары. Для продуктовых магазинов наибольший эффект дает свежий запах, например, огурца или арбуза. В магазинах одежды увеличить продажи помогают запахи ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. В магазинах кожевенных товаров – запах кожи, особенно если в ассортименте представлены товары из ее заменителей и т.д. Благодаря ароматизации воздуха можно увеличить объем продаж магазина на 10-15%.

  1. Торговый персонал может благоприятно влиять на покупателей приветливостью, привлекательным внешним видом, своим профессионализмом, знанием товара, вызывая и них доверие и уверенность в правильности решения о покупке.
  2. Скопление людей в магазине может привести к сокращению времени пребывания посетителя в магазине или откладывание им несрочных покупок; отсутствие людей может посеять сомнение в том, что магазин пользуется популярностью.
  3. Парковка автомобилей возле магазинов. В крупных и средних городах возможность припарковать машину у магазина становиться значимым фактором его привлекательности для большинства обеспеченных покупателей, доля которых постоянно растет.

Глава 3. МЕРЧЕНДАЙЗИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВКЕ ТОРГОВОГО ЗАЛА И ВЫКЛАДКЕ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА MANGO

Для исследования планировки торгового зала и выкладке товаров в мерчендайзинге мной был выбран магазин женской одежды известной испанской марки "Mango", который находится по адресу: Новосибирская обл., 630099, г. Новосибирск, Железнодорожный р-н, ул. Вокзальная магистраль, д. 16 этаж 1, Магазин MANGO. В магазине представлен широкий выбор верхней одежды, коллекции соответствуют времени года, также в продаже обувь, сумочки, кожаные и трикотажные аксессуары.

Мерчендайзинг начинается тогда, когда магазин попадает в поле зрения потенциального покупателя. Срок действия этого «волшебного торгового препарата» заканчивается, когда клиент уходит с пустыми руками…12

В этой главе  рассматривается опыт работы магазинов  торговой марки MANGO, тех основных инструментов, которые успешно используются для  привлечения и удержания покупателей. Выкладка товара: азы и основы. Все  технологии, с помощью которых  осуществляется мерчендайзинг в магазине, взаимосвязаны между собой. Поэтому нельзя рассматривать выкладку товара отдельно от зонирования торговой площади или от торгового оборудования.

Основную роль в выкладке товара играет имидж брендов, которые продаются в магазине, их позиционирование на рынке одежды, а, в конечном счете, от целевой аудитории. Имидж торговой марки изначально диктует условия всему, что составляет основу магазина: местоположение,  фасад магазина, интерьер, внешний вид и обслуживание персонала, внутреннее расположение коллекции - зонирование торгового зала, выкладка товара, POS-материалы, торговое оборудование. В зависимости от того, на кого рассчитан бренд, таков будет инструментарий мерчендайзинга. Поэтому выкладка товара в бутике и в магазине массовой одежды будет совсем не одинакова.  

Для анализа выкладки можно использовать простую схему: выкладка по коллекциям. Однако помимо одежды, коллекция содержит ассортиментные группы и товары импульсной покупки. Те предметы, которые необходимы в качестве дополнительных элементов для поддержания общего стиля коллекции. Например, пояса, шейные платки, украшения. 

Как правило, во всех магазинах товары импульсной покупки  располагаются в прикассовой зоне (украшения, фирменная парфюмерия), а дополнительные ассортиментные группы - сумки, платки, пояса - на стыке зон.

В основе планирования пространства магазина всегда лежит  представление о том, как покупатель будет двигаться в этом помещении. Если у покупателя нет конкретной цели, то, судя по исследованиям, большинство  потребителей (80-90%), войдя в магазин, повернут направо (или вначале пойдут вдоль правой стены магазина). В  магазинах MANGO вся одежда, которая относится к группе FASHION и PRONTO располагается в ближней, первой к входу зоне. Такая развеска отвечает имиджу модной марки, это помогает обратить внимание покупателя на последнюю коллекцию сезона, создать впечатление трендовой одежды. Такого правила придерживаются во всех магазинах сети, но в каждом, разумеется, существуют некоторые нюансы расположения. В MANGO они находятся как справа, так и слева от входа, занимая при этом ближайшие к входу кронштейны. Развеска этой части коллекции - самая выразительная. Все модели вывешиваются фронтально в один или в два уровня, а новинки - только в один. Ближе к полю зрения покупателя находится трикотаж.

В некоторых магазинах  для демонстрации сочетания вещей  из последней коллекции используются манекены. Но в основном, они все-таки располагаются на витрине, а не в  торговом зале.

Самой приоритетной зоной считается периметр магазина. Как правило, по нему во второй половине располагают ассортиментную группу BESTSELLER. Здесь срабатывает принцип  золотого треугольника: площадь (очерченная траекторией) - вход (самый ходовой  товар) - касса (максимально удобна для  представления коллекций FASHION и PRONTO). Поэтому выкладку товара этой ассортиментной группы часто делают в виде профильного  размещения на кронштейне. 

 

Конечно, зонирование  торгового пространства очень сильно зависит от стиля коллекции. Каждая марка предлагает свое решение, но, тем не менее, общие правила есть у всех и их необходимо строго придерживаться. Первую треть торгового пространства занимает новая коллекция, отвечающая последним тенденциям моды текущего сезона, а если это уже конец  сезона, то новинки следующего. Во второй зоне расположена одежда, относящаяся  к BESTSELLER или то, что можно отнести  к направлению повседневной одежды. В последнюю, третью зону помещают молодежную одежду. Магазины MANGO разделены стеной на две половины: справа находится  одежда BESTSELLER, слева FASHION и PRONTO. В отличие  от первой группы, развеска которой  профильная, FASHION и PRONTO в основном вывешены фронтально.

Продажи одного и того же товара меняются в зависимости  от расположения на полках. Если переместить  товар с уровня пола на уровень рук, то продажи увеличиваются на 78%. А если выше - на уровень глаз - на 63%. Размещение товара, таким образом, называется «правилом золотой полки»13, которое активно используется в магазинах модной одежды. Никогда ничего не размещается на полу, кроме обуви! Под каждой коллекцией на полках находится обувь, сочетающаяся по стилю и цвету.

Анализируя развеску в магазинах массовой одежды известных  марок, можно сделать вывод, что  она не должна быть очень плотной, но, тем не менее, кронштейн должен быть полностью заполнен, также как  и стеллажи, демонстрационные дисплеи. Отступать от такой развески можно  только во время распродаж. Слишком  плотная развеска на кронштейне создает  неудобства для покупателя. В любом  случае, на массового покупателя гораздо  благотворнее действует обилие товара, но он должен быть очень грамотно и  аккуратно разложен.

 

В теории мерчендайзинга существует правило: вся продукция одной торговой марки, относящаяся к одной ассортиментной группе, должна быть выложена единым блоком, лучше всего, вертикальным. В MANGO вдоль стены все оборудование разбито на блоки. Чаще всего это идет чередование профильной, фронтальной развески и стеллажей с трикотажем. В разных сетях существуют различные способы вариаций чередования, параллельно с этим используется оборудование в виде стеллажа, верхнюю часть которого занимает полка для сложенного трикотажа, а ниже - расположен кронштейн для профильной развески. Для того чтобы избежать вытягивания вещей, большая часть трикотажных изделий выложена стопками на островные дисплеи, низкие стеллажи или находится на полках над кронштейнами.

Информация о работе Мерчендайзинг