Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:36, лекция
Методика проведения функциональных анализов деятельности областного исполнительного органа государственной власти Тверской области разработана в целях оказания содействия областным исполнительным органам государственной власти Тверской области в проведении оптимизации функций и обеспечения единообразного подхода к выполнению данной работы. Системность мероприятий в этом блоке административной реформы достигается за счет развертывания последовательности процедур анализа функций органов исполнительной власти. Содержательно и методологически в современной практике различаются два типа процедур данного рода – это горизонтальный и вертикальный функциональный анализы.
Г – головной исполнитель, С – соисполнитель.
Наименование процесса | |||||||||||
№ |
Наименование подпроцессов (процедур)
|
Выход |
Вход |
Предшествующий подпроцесс |
Последующий подпроцесс |
Отдел-исполнитель |
Правила, управляющие процессом |
Используемые ресурсы и инструменты |
Показатели контроля исполнения |
Средние сроки реализации |
Комментарии к процессу производства |
1. |
|||||||||||
2. |
|||||||||||
3. |
Глубина декомпозиции внутри ИОВ определяется его структурой. Процесс последовательной декомпозиции может быть продолжен до уровня должностей – конкретных исполнителей на местах. Декомпозиция подпроцессов (процедур) до уровня должностей сотрудников предполагает введение в качестве единицы деятельности работы, выполняемой конкретным сотрудником. Полученное описание исполнения подпроцесса (процедуры) выступает основой для разработки должностных регламентов. При декомпозиции на персонифицированном уровне дается описание квалификационного уровня соответствующего исполнителя.
Этап 3. Построение структурно-функциональной модели деятельности областного исполнительного органа государственной власти Тверской области
1. После того, как проведена
полная декомпозиция функций,
формируется структурно-
Тем самым текущая модель функционирования ИОВ представляется через объединенные и организованные в иерархические структуры схемы.
Блок 3. Определение направлений оптимизации
Этап 1. Выявление проблемного поля в сфере исполнения функции
Перед определением направлений оптимизации необходимо выявить реальную проблематику в сфере оказания конечной услуги, понять, насколько значительными могут быть результаты и насколько оправданы расходы на проведение тех или иных организационных мероприятий.
1. Оценка качества исполнения функции.
1.1. Определение перечня
количественно измеримых
1.2. Подбор статистики
и/или проведение «полевых»
1.3. Сравнение текущих
значений показателей качества
исполнения функции с целевыми
или «эталонными» значениями. В
качестве «эталонных» значений
могут приниматься текущие
1.4. Опрос получателей результатов функции.
2. Оценка издержек на исполнение функции.
Качественная оценка уровня прямых издержек на исполнение функции (по шкале «избыточные – удовлетворительные – достаточно низкие») осуществляется посредством:
- сравнения себестоимости
функции с «эталонными»
- экспертной оценки.
3. Экспертная оценка уровня издержек получателей результатов функции (по шкале «избыточные – удовлетворительные – достаточно низкие»), в том числе:
- прямой официальной платы за получение услуги;
- прямой неофициальной платы за получение услуги;
- временных издержек, связанных с получением услуги;
- иных нефинансовых издержек (ущерб здоровью, моральный вред и т.д.).
4. Оценка необходимости
в проведении оптимизационных
действий. Вывод о нецелесообразности
оптимизации может быть сделан
в случае, если в пунктах 1-3
данного этапа не было
Этап 2. Выявление
недостатков и определение
Цель этапа – на основе детализированных схем процессуального выполнения функций ИОВ определить основные недостатки организации деятельности. В дальнейшем – из выявленных недостатков сформулировать основные направления оптимизации.
До начала работы должен быть определен масштаб оптимизации. Возможны два варианта:
- оптимизации подлежат функции и операции, выполняемые обследуемым ИОВ;
- оптимизации подлежат все функции и действия, в отношении которых обследуемый ИОВ обладает эффективным механизмом управления.
Выявление недостатков и определение основных направлений оптимизации осуществляется последовательно по каждой из функций.
1. Выявление недостатков исполнения функции:
1.1. Распределение функций
в системе ИОВ
1.2. Содержание функции (т.е. насколько сама функция как набор действий соответствует целям ее исполнения);
1.3. Инструменты функции
(в том числе квалификация
2. Выявление недостатков,
имеющих место при выполнении о
2.1. Распределение операций
в структуре обследуемого ИОВ
(по структурным
2.2. Содержание операции
(насколько операция
2.3. Входящая информация (оцениваются ее качество, достаточность или избыточность);
2.4. Инструменты выполнения функции (операции);
2.5. Механизмы управления выполнением функции (операции).
Критерии выявления
недостатков функции существенн
Качество результата | |
Распределение функций (операций) |
- степень «размытости» - степень значимости - степень согласованности |
Содержание функции (операции) |
- степень содействия операции достижению конечного результата; - наличие более эффективных
альтернатив для функции ( - наличие непрямых следствий
исполнения функции (операции), негативно
сказывающихся на качестве - степень соблюдения эффективной последовательности операций в общем порядке исполнения функции; |
Инструменты исполнения функции (операции) |
- качество инструментов (программное обеспечение, оргтехника, помещения, персонал, машины, инвентарь и т.д.) и степень их воздействия на результат; - достаточность инструментария для достижения результата; - легкость настройки/замены |
Механизмы управления |
- степень заинтересованности персонала в качестве исполнения функции (в том числе система оплаты труда); - наличие и эффективность |
Входящая информация |
- достаточность поступающей |
Качество обслуживания | |
Распределение функций (операций) |
- количество ИОВ, с которыми
потребитель должен вступить
во взаимодействие для - количество сотрудников, с |
Инструменты исполнения функции (операции) |
- наличие возможности - наличие условий для взаимодействия лицам с ограниченными возможностями; - физический комфорт пребывания
в помещении в процессе - наличие возможностей быстрого получения стандартизированных дополнительных услуг (ксерокопирование, оплата услуг и т.п.) за разумную плату; |
Механизмы управления |
- легкость обжалования посетител - степень и эффективность контроля за соблюдением интересов потребителей; - степень мотивации персонала на удовлетворение потребителей качеством обслуживания. |
Стоимость функции | |
Распределение функций (операций) |
- длительность и - количество (избыточность) взаимодействий с иными ИОВ; - степень автономности - прогнозируемость - длительность взаимодействия с другими ИОВ и организациями; - целесообразность |
Содержание функций (операций) |
- себестоимость функции/операции - избыточность/необходимость - возможные злоупотребления должностных лиц в связи с исполнением функции (операции); |
Инструменты исполнения функции (операции) |
- избыточность инструментария
для тех задач, которые - цена обслуживания и - степень автоматизации процессов; - объем документооборота внутри ИОВ; - воздействие инструментария на время взаимодействия, время обработки, скорость получения результата; |
Механизмы управления |
- наличие учета затрат; - мотивация персонала на экономию издержек; |
Входящая информация |
- достаточность (избыточность) поступающей информации для экономного исполнения функции; - легкость получения (сбора) информации; - легкость обработки |
3. Свод недостатков исполнения функции (операции).
4. Оценка необходимости
радикального изменения
5. Определение основных
направлений оптимизации
По окончании проведения функциональных анализов ИОВ составляют отчеты, которые представляются в Комиссию по проведению административной реформы в Тверской области ежегодно до 25 декабря. Отчеты составляются по форме согласно приложению.
1 Полисемантичная формулировка функции – это общая формулировка, имеющая несколько значений и предполагающая несколько вариантов трактования.
2 Агрегированная формулировка функции – это формулировка, содержащая более одного действия, результат выполнения которых используется двумя и более разнотипными пользователями.
3 Выход функции – материальный или информационный продукт административного характера (действия, решения, правовые акты и прочее) или государственная услуга, являющиеся результатом выполнения функции и потребляемый внешними по отношению к ИОВ получателями.
4 Декомпозиция функций – это разложение функции на ряд составляющих ее процессов.
5 Вход – материальный или информационный продукт, который в ходе исполнения функции преобразуется в ее выход. Вход всегда должен иметь своего поставщика и иметь форму формуляра-документа.