Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 16:12, курсовая работа
В данной курсовой работе были рассмотрены понятия бизнес-портфеля и различные методики портфельного анализа. Мы изучили структуру бизнес-портфеля компании ООО «Яндекс» и применили к ней на практике две основные модели портфельного анализа - General Electric и Boston Consulting Group.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИК ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 5
1.1. Понятие бизнес-портфеля товаров и услуг компании 5
1.2. Модель анализа бизнес-портфеля Boston Consulting Group (BCG) 13
1.3. Модель анализа бизнес-портфеля General Electric (GE) 19
ГЛАВА 2. ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИЙ ООО «ЯНДЕКС» 28
2.1. Анализ структуры бизнес портфеля ООО «Яндекс» 28
2.2.Практический анализ бизнес-портфеля ООО «Яндекс» с использованием моделей BCG и GE 35
2.3. Практические рекомендации стратегий для ООО «Яндекс» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
Первым важнейшим критерием оценки по матрице Д.Абеля является соответствие рассматриваемой отрасли общему направлению деятельности компании, с тем, чтобы использовать синергический эффект в технологии и маркетинге. Другими критериями выбора являются привлекательность отрасли и «сила» бизнеса (конкурентоспособность).
— Модель “ADL/LC” (Arthur D. Little / Life Cicle) является одной из наиболее распространенных моделей, использующих понятие жизненного цикла бизнес-единицы или отрасли. Здесь предполагается, что любой бизнес последовательно проходит в своем существовании этапы рождения, развития, зрелости и спада. Анализ позиции конкретного бизнеса проводится в координатных осях «стадия жизненного цикла продукта — относительное положение на рынке (конкурентная позиция бизнеса)». Согласно модели, относительное положение бизнеса на рынке может быть максимальным, высоким, средним, низким, вторичным(слабым). (Рис.1.2.)
|
|
||
|
|||
|
|||
Мах
Высокая
Средняя
Низкая
Вторичная
Рис.1.2. Матрица ADL
— Модель Шелл/ДПМ (Shell/DPM) была создана в развитие модели Бостонской консультативной группы (БКГ). Матрица направленной политики имеет внешнее сходство с матрицей «Дженерал Электрик – МакКинзи», но в то же время является своеобразным развитием идеи стратегического позиционирования бизнеса, заложенной в модель БКГ. Матрица Шелл/ДПМ – двухфакторная матрица размером 3x3. (Рис.1.3.). Она базируется на оценках как количественных, так и качественных параметров бизнеса. По осям матрицы Шелл/ДПМ располагаются следующие показатели:
Рис.1.3. Модель Шелл/ДПМ (Shell/DPM)
В модели Шелл/ДПМ сделан больший упор на оценку количественных параметров. С помощью модели Шелл/ДПМ оценивается сразу и поток денежной наличности (матрица БКГ) и отдача от инвестиций (матрица «Дженерал Электрик – МакКинзи»). Также как и в модели «Дженерал Электрик – МакКинзи», здесь могут оцениваться виды бизнеса, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла.
Все вышеперечисленные методы портфельного анализа помогают понять бизнес, создать ясную картину формирования затрат и прибылей на предприятии, принимать решения о ликвидации «безнадежных» направлений деятельности и о дополнительном финансировании перспективных. Но самыми популярными при анализе бизнес-портфеля компании являются модели компании Boston Consulting Group и метод компании General Electric (GE), которые подробней будут рассмотрены в следующих параграфах.
Логика модели БКГ
основана на динамике (темп роста
рынка) и эффекте кривой опыта
(относительная доля рынка). Матрица
БКГ определяет роль каждой
единицы бизнес-портфеля как
В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"трудные дети"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака").
Модель основана на том, что темпы роста объемов продаж товаров предприятия на рынке и его соответствующая доля являются важными факторами при определении стратегических решений. Менеджеры могут использовать модель БКГ для идентификации с точки зрения ее существующей или прогнозируемой прибыльности и потребности в финансировании. Матрица БКГ представляет собой четырёхпольную матрицу с двумя переменными – доля рынка и темп роста продаж (Рис.1.4.). Диапазон изменения показателей лежит в пределах от 0% до 20% . Для показателя рыночной доли используется обратная шкала- изменяется в пределах от 0 до 2. Скорость роста рынка определяется за какой-то интервал времени (например год) .Пересечения Х и Y образует четыре квадрата. Если продукты характеризуются высокими значениями Х и Y, то они называются «звездами» — их следует поддерживать и укреплять. Если продукты характеризуются высоким значением Х и низким — Y, то это «дойные коровы» и являются генераторами денежных средств организации, т.к. им не требуется вкладывать средства в развитие продукта и рынка, но за ними нет будущего. При низком значении Х и высоком — Y продукты называются «трудными детьми»: их надо специально изучать, чтобы установить, не смогут ли они при известных инвестициях превратиться в «звезды». Когда как Х, так и показатель Y имеют низкие значения, то продукты называются «неудачниками» («собаками), приносящими малую прибыль, убытки; от них надо избавляться.
Звёзды |
Трудные дети |
Дойные коровы |
|
Собаки
|
Темп роста %
Доля рынка
Рис. 1.4. Матрица БКГ
А теперь дадим краткую характеристику четырёх категорий матрицы БКГ:9
«Трудный ребенок»:
«Звезда»: — лидер растущего рынка;
«Дойная корова»:
«Собака»:
стратегия для «Трудный ребёнок»-инвестирование в развитие(на рекламу, дистрибуцию);нуждается в целевых инвестициях для перехода в "Звезды", или сохранения имеющейся доли рынка, иначе этот бизнес надо сокращать;
стратегия для «Звёзды»- инвестирование в рост(стимулирование роста за счёт дополнительных акций, ценовых стратегий и т.д.), ищут инвестиции для расширения объема производства, и сохранения или увеличения рыночной доли; стратегия для «Дойные коровы»-стратегия сокращающихся инвестиций(поддерживающая реклама, минимизация издержек),стремятся сохранить свою долю рынка, готовы избыток финансов направлять на развитие других товаров или направлений бизнеса; стратегия для «Собак»- задача здесь- это ноль издержек, максимально выжать из продукта. Должны ликвидироваться, если нет каких-то особых причин для их сохранения.
Кроме этого существуют требования к соотношению категорий бизнес-единиц в портфеле компании:
В основу матрицы положены следующие допущения: чем больше скорость роста, тем больше возможности развития; чем больше доля рынка, тем сильнее позиции организации в конкурентной борьбе . При анализе портфеля продукции менеджеры должны смотреть не только положение стратегического сектора относительно его конкурентов, но также и возможности для улучшения доли этого сектора в общем потоке денежных поступлений. К сожалению, в мире нет ничего идеального и Бостонская матрица не дает универсальных решений для всех ситуаций, поэтому подвергается критике. При использовании модели БКГ для анализа необходимо учитывать ряд ограничений и проблем модели:
4. Далеко не всегда
соблюдается закономерность
5. Темпы роста могут быть переоценены, а потенциал стабильного рынка недооценен. Происходит сравнение в рамках одного портфеля, а не по отношению к конкурентам или рынку вообще. Некорректно выбранная граница по вертикали темпов роста может привести к недоучету возможностей крупных долей на зрелых рынках с низкими темпами роста и стабильным финансовым потоком. Эти товары требуют рефинансирования для защиты рыночной позиции и вопреки модели перспективны.
6. Данная методика предполагает
учитывать темп роста в виде
определенной величины, например
повышения емкости рынка
7. Отдельные положения
модели не являются
8. Модель не учитывает возможную взаимосвязь единицы внутри портфеля.
Исходя из вышесказанного данную модель можно использовать в качестве диагностического инструмента; она не может выступать в качестве единственной базы принятия стратегических решений о развитии бизнес-портфеля.
Из всего этого следует, что модель BCG прежде всего помогает решать два типовых стратегических вопроса:
— достижение какой рыночной позиции надо формулировать как цель для данного конкретного бизнеса в заданной стратегической перспективе;
— в какие конкретные бизнесы в данный стратегический период надо направить инвестиции, которые сформированы, в том числе и за счет доходов от других бизнесов.
Модель BCG хороша своей простотой и четкостью, но если заданная стратегическая перспектива значительно сложнее и/или соответствующие условия конкуренции тоже существенно более сложны, то необходимы другие инструменты стратегического анализа и стратегического синтеза, т.е. другая модель построения стратегии организации.
Модель оценки привлекательности
рынка и силы позиции бизнеса,
известная под названием «