Методы изучения эластичности спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование методов изучения эластичности спроса и предложения .
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить рынок и закон спроса.
2. Выявить взаимосвязь спроса и предложения.
3. Исследовать эластичность спроса и предложения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Взаимосвязь рынка и спроса 2. Спрос и предложение на рынке 2.1.Понятие спроса 2.2. Понятие предложения 2.3 Взаимодействие спроса и предложения 3. Эластичность спроса и предложения 4. Методы изучения эластичности спроса и предложения Заключение Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа на тему методы изучения эластичности спроса и предложения.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»                                                           КРД-002


Исполнитель:  Студент

Адресат:  КР

 

Специальность / направление

Маркетнг

курс

4

Срок освоения образовательной программы

экстернат

                                         (полный, сокращенный)

Форма обучения

экстернат

Группа

 

очная, очно-заочная, заочная, экстернат

 

аббревиатура  группы


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина

Основы  Маркетинга

   

Тема

 

Методы изучения эластичности спроса и предложения

 
 

 

 

 

Студент

 

       
 

Ф.И.О. полностью

 

подпись

 

дата

Рецензент

         
 

Ф.И.О. полностью

 

подпись

 

дата


 

 

 

 

 

Защита курсовой работы

Председатель

         
 

Ф.И.О.

 

подпись

 

дата

Члены комиссии

         
 

Ф.И.О.

 

подпись

 

дата

           
 

Ф.И.О.

 

подпись

 

дата

           
 

Ф.И.О.

 

подпись

 

дата




 

 

 

МОСКВА   2013г.

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Взаимосвязь рынка  и спроса                                                                                                                          2.  Спрос и предложение на рынке                                                                                                   2.1.Понятие спроса                                                                                                                         2.2. Понятие предложения                                                                                                                 2.3 Взаимодействие спроса и предложения                                                                                              3. Эластичность спроса и предложения                                                                                                       4. Методы изучения эластичности спроса и предложения                                                     Заключение                                                                                                                                     Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая  обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Понятие эластичности позволяет  выяснить, как происходит адаптация  рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна                  ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов  потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию  фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия.Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.

Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время  многочисленные отделы маркетинга непосредственно  занимающиеся вопросами сбыта и  реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.

Эластичность - одна из самых  важных категорий экономической  науки. Впервые она была введена  в экономическую теорию А. Маршаллом  и представляет собой выраженное в процентах изменение одной  переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, -- важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно  более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Целью работы является исследование методов изучения эластичности спроса и предложения .

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить рынок и  закон спроса.

2. Выявить взаимосвязь  спроса и предложения.

3. Исследовать эластичность  спроса и  предложения

1 Взаимосвязь  рынка и спроса

Рынок -- косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями  и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок -- это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок -- основа рыночной экономики.

Рынок -- это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными -- на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга, Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Спрос и предложение -- взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение -- совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Спрос изображается в  виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой  цене из возможных в течение определенного  периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

Цена спроса -- максимальная цена, по которой потребитель готов  купить данную продукцию. Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:

1. Обычно люди действительно  покупают данного продукта больше  по низкой цене, чем по высокой.  Уже тот факт, что фирмы устраивают  “распродажи “, служит наглядным  свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный  период времени каждый покупатель  продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от  каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности -- то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, -- потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более  высоком уровне анализа закон  спроса можно объяснить эффектами  дохода и замещения. Эффект  дохода указывает на то, что  при более низкой цене, человек  может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.

Потребители склонны  заменять дорогие продукты более  дешевыми. Эффект дохода и замещения  совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает  способность и желание покупать большее количество продукта по более  низкой цене.

2. Спрос и  предложение на рынке

2.1 Понятие  спроса

Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которую  покупатели могут и намерены заплатить  за нужные им блага.1 То есть исходя из экономического смысла, основу спроса составляет не только потребность или нужда в определенном товаре (благе), а готовность и способность

                                                                                                                                           платить за него. Результирующий спрос потребителей на товар (благо) находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляет себя в величине своего объема, которая  означает количество товара, которое  было бы куплено по определенной цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Можно выделить некоторые факторы, оказывающие влияние на величину спроса:

  • цена товара (блага);
  • цены прочих товаров (благ);
  • доходы потребителей;
  • количество потребителей данного товара (блага) в целом;
  • предпочтения потребителей;
  • инфляционные ожидания;
  • общий курс экономической политики государства.

Известный экономист  А.Маршалл (1842-1924) определил наличие  связи между ценой товара (блага) и величиной спроса на него. Данная зависимость получила название закона спроса. Данный закон определяет, что  количество блага, на которое имеется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении.2 Однако здесь не утверждается некоего строгого соотношения между уменьшением цены на благо и увеличением спроса на него.

Информация о работе Методы изучения эластичности спроса и предложения