Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа
Целью работы является исследование методов изучения эластичности спроса и предложения .
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить рынок и закон спроса.
2. Выявить взаимосвязь спроса и предложения.
3. Исследовать эластичность спроса и предложения
ВВЕДЕНИЕ
1. Взаимосвязь рынка и спроса 2. Спрос и предложение на рынке 2.1.Понятие спроса 2.2. Понятие предложения 2.3 Взаимодействие спроса и предложения 3. Эластичность спроса и предложения 4. Методы изучения эластичности спроса и предложения Заключение Список используемой литературы
Обращаясь к современной экономической литературе, обнаружим, что в настоящее время под законом спроса понимают обратную зависимость между ценой и величиной спроса на товар за определенный период. Данная
зависимость получила название шкалы спроса (кривая спроса).
Таким образом, кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара, который потребители хотят и имеют возможность приобрести за единицу времени.
На рис.1. изображена кривая спроса. По горизонтальной оси графика откладываются объем спроса на товар, а по вертикальной – цена на него. Из графика можно заметить, что чем выше цена блага, тем меньше объем спроса на него. Данная зависимость получила название закона отрицательного наклона кривой спроса.
Рис.1. Кривая спроса на товар
Снижение объема спроса вследствие роста цены обусловлено двумя причинами. Во-первых, имеет место так называемый эффект замены, или замещения. Он состоит в том, что при росте цены определенного блага потребитель старается найти ему замену схожим товаром. Так, к примеру, если цена масла увеличивается, то покупатель перейдет на потребление маргарина. А во-вторых, уменьшение количества спроса при повышении цены обозначено эффектом дохода. При увеличении цен на товар, покупатель начинает ощущать, что он становится относительно беднее, чем
прежде. Например, если цена мяса увеличится в два раза, то покупатель будет обладать меньшим уровнем реального дохода, и, как следствие, сократит потребление указанного товара.
Справедливо, что, так как экономическая жизнь имеет свойство к постоянному изменению, то вполне естественно, что и спрос находится в движении. Заметим здесь, что неизменные кривые спроса мы можем обнаружить лишь в учебниках.
В чем же причина сдвижения кривой спроса? Дело в том, что здесь в силу сложности функционирования экономической системы в целом, в игру помимо цены товара вступает множество других внешних факторов. Так может увеличиваться средний реальный доход населения, изменятся численность трудоспособного населения, что может вызвать, к примеру, сдвиг кривой спроса на автомобили вправо.
Однако движение кривой спроса может быть разнонаправленным. В целом, выделяется два типа сдвигов.3 Первый случай состоит в большем количестве покупаемого блага при каждой цене. Здесь кривая спроса сдвинется вправо, и величина спроса увеличится по сравнению со своим значением до перемещения кривой (рис.2.). Второй тип сдвига состоит в обратном – величина спроса будет ниже при каждой цене, чем она была до перемещения кривой.
Рис.2. Сдвиги кривой спроса
Таким образом, на основании рис.2 мы можем заметить, что увеличение объема спроса влечет сдвиг кривой вправо, а его уменьшение, соответственно, влево.
Далее особого внимания требует выделить изменение спроса, состоящее в перемещении по кривой спроса (рис. 3). В общем говоря, изменение величины спроса знаменуется вариацией элементов, которые лежат в основе кривой спроса. К примеру, если возросли доходы покупателей, то происходит увеличение спроса, если даже цены на товар не менялись. Как результат процесса имеем сдвиг кривой спроса вправо.
Рис.3 Перемещение по кривой спроса
Также если цена на товар уменьшится при прочих равных условиях, покупатели аналогично станут больше потреблять данный товар (если он не относится к специальным группам). Однако здесь объем покупок увеличивается за счет снижения цены, а не благодаря увеличению спроса. Данное изменение иллюстрируется перемещением по кривой спроса.
2.2 Понятие предложения
Перейдем далее к рассмотрению характеристики рыночного механизма со стороны производителя.
Под предложением подразумевается сумма товаров, которую продавцы готовы продать при разном уровне цены.4 Другими словами, предложение – количество товара, предлагаемого для продажи на рынке в определенный момент времени. В денежном выражении предложение выражается в суммарной величине рыночных цен продаваемых благ.
Среди факторов предложения можно выделить как цену блага, так прочие неценовые факторы. Еще одним ключевым понятием является цена предложения. Согласно учебной литературе, это минимальная цена, за которую продавец готов реализовать определенное количество данного товара.
Взаимосвязь между величиной предложения товара и его ценой отражается в законе предложения.5 Закон предложения гласит: рост цены сопровождается увеличением предложения; и обратное – снижение цен сокращает предложение.
Кривая предложения – линия, выражающая зависимость между ценами и количеством товара, которое производители готовы выпустить и реализовать на рынке. Вполне логично, что при более высокой цене и прочих равных условиях наблюдается и более высокий уровень предложения, так как главная цель производителя состоит в максимизации прибыли, что может обеспечиваться увеличением дохода. Однако при слишком высокой цене сравнительно большой доход производитель получает, не наращивая выпуск товара. В данном случае предложение как минимум остается неизменным, а может и сократиться.
Аналогично закону спроса закон предложения выражается в двух формах:
а) шкала предложения – табличное выражение связи между рыночной ценой товара и тем количеством, которое по этой цене будет предлагать производитель;
б) кривая предложения – графическое выражение связи между рыночной ценой товара и тем количеством, которое по этой цене будет предлагать производитель.
Последняя наглядно показывает, какую цену необходимо заплатить за единицу товара для каждого его количества, чтобы данный объем блага был произведен и поставлен на рынок. Для большинства товаров кривая предложения имеет следующую форму (рис. 4).
Рис. 4. Кривая предложения
Такой вид кривой предложения отображает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ, чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.
Некоторая «вогнутость» кривой объясняется тем, что с ростом цены товара в его производстве участвует все большее количество предприятий, что влечет увеличение объема предложения данного блага. Однако, дальнейший рост цены будет привлекать все новых производителей и, таким образом, произойдет перенасыщение рынка и расширение выпуска товара прекратится, а уровень предложения стабилизируется.
Что производитель закладывает в основу кривой предложения? Среди основных компонентов можно выделить:6
Также как и в случае с кривой спроса у кривой предложения возможны как сдвиги, так и движение точки вдоль кривой. Движение вдоль кривой предложения – реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать (рис. 5).
Рис. 5 Движение вдоль кривой предложения
Из рисунка мы видим, что имеет место перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В). Таким образом, движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
Сдвиг кривой предложения выражает реакцию производителей на вариацию неценовых факторов, влекущих изменение величины предложения (даже его характера). Данный процесс иллюстрируется сдвигом все кривой предложения. При этом смещение вправо характеризует увеличение предложения, сдвиг влево – его сокращение (рис. 6).
Итак, если подвергаются изменениям неценовые факторы, то это влечет сдвиг кривой предложения. Когда же происходит изменение величины предложения как реакция на изменение цены данного товара, то имеет место движение вдоль кривой предложения.
Рис. 6 Сдвиг кривой предложения
2.3 Взаимодействие спроса и предложения
До настоящего момента спрос и предложение рассматривались нами в отдельности. Однако в реальности эти две составляющие рынка неразделимы. Взаимодействие данных категорий порождает на рынке равновесную цену и равновесный объем товара, то есть достигается рыночное равновесие.
Итак, взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.7 Рыночное равновесие при этом отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители.
При рыночном равновесии отсутствуют факторы, ведущие как к повышению, так и к понижении цены до тех пор, пока все прочие условия остаются неизменными.
Графически взаимодействие спроса и предложения изобразим на рисунке (рис.7). Наглядно видно, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (обычно обозначается Е). Данная точка отражает равенство величины спроса с величиной предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает в качестве равновесной. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой также и равновесный объем.
В реальности цена, по которой товар продается или покупается, может совсем не совпадать с равновесной. Также как и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Причина явления кроется в том, что равновесное состояние нестабильно, так как условия рынка, определяющие рыночное равновесие, также нестабильны и вызывают изменения спроса и предложения.
Рис. 7 Взаимодействие спроса и предложения
3. Эластичность спроса и предложения
Перейдем, наконец, к главному, интересующему нас в данном исследовании, показателю.
В общем говоря, эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.
Исторически понятие эластичности было введено в экономическую терминологию А. Маршаллом (Великобритания). В дальнейшем его идеи в данной области были развиты главным образом его соотечественником Дж. Хиксом и американцем П. Самуэльсоном.
Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.
Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.8 Математически эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.
В экономической науке выделяют следующие виды эластичности:9
Основной, рассматриваемой на практике категорией, как правило, выступает эластичность спроса по цене ( ). Она имеет следующие формы:
Информация о работе Методы изучения эластичности спроса и предложения