Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:35, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Модель покупательского поведения…………………………………………5
1.1 Простая и развернутая модели покупательского поведения……………5
1.2 Имитационное моделирование……………………………………………..6
2. Характеристики покупателей………………………………………………...8
2.1 Факторы культурного уровня……………………………………………...9
2.2 Факторы социального порядка……………………………………………13
2.3 Факторы личного порядка…………………………………………………18
2.4 Факторы психологического порядка………………………………………23
3. Исследование покупательского поведения в сфере ресторанного бизнеса……...33
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………40
«Модель покупательского поведения»
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Модель покупательского поведения…………………………………………5
1.1 Простая и развернутая модели покупательского поведения……………5
1.2 Имитационное моделирование……………………………………………
2. Характеристики покупателей……………………………………………….
2.1 Факторы культурного уровня……………………………………………...9
2.2 Факторы социального порядка……………………………………………13
2.3 Факторы личного порядка…………………
2.4 Факторы психологического порядка………………………………………23
3. Исследование покупательского поведения в сфере ресторанного бизнеса……...33
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………40
Введение.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.
В процессе своей жизнедеятельности
человек должен питаться, одеваться,
защищаться от неблагоприятных погодных
условий, противостоять и поддерживать
свой организм в нормальном состоянии,
то есть удовлетворять самые
В современной литературе
потребности подразделяют на первичные
(низшие) и вторичные (высшие). Под
первичными подразумеваются насущные
потребности в пище, одежде, жилище.
Вторичные связаны с
Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.
Потребители товаров и услуг – это люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары и услуги. Избиратели, домашние хозяйки и домохозяйства, малые фирмы и глобальные компании, страны или нации, международные организации и даже мировое сообщество в целом – все они могут рассматриваться как потребители конкретных товаров в материальной форме и услуг.
Нарастающая интенсивность
конкуренции глобализующихся
Основными агентами на рынке готовой продукции являются домохозяйства и фирмы. Поведение домохозяйств определяет спрос на товары и услуги. Поведение фирм-производителей характеризует предложение товаров и услуг. В данной работе будут рассмотрены факторы, обусловливающие спрос.
Эта проблема представляет
не только теоретический, но и практический
интерес. Как потребителю
1. Модель покупательского поведения.
1.1 Простая и развёрнутая модели покупательского поведения.
Ежедневно потребители принимают множество решений о том, что купить. Основной вопрос поведенческого маркетинга в системе потребитель – продавец: как реагируют покупатели на различные маркетинговые приемы компании. Компания, действительно понимающая, как потребители реагируют на различные свойства товара, его цену и рекламу, получает значительное преимущество перед конкурентами. Маркетинговые стимулы состоят из четырех элементов: товара, цены, распространения и продвижения. Остальные факторы зависят от среды, окружающей покупателя: экономики, технологии, политики и культуры. Все эти составляющие попадают в «черный ящик» потребителя и превращаются в совокупность наблюдаемых реакций: выбора товара, торговой марки, торгового посредника, времени покупки и объема покупки.
Однако раскрыть все тайны
покупательского поведения
Рисунок 1. Простая модель покупательского поведения.
Именно поэтому и фирмы и
научные работники тратят так
много усилий на исследование
зависимостей между
На рис. 2 эта же модель представлена в развернутом виде. В левом прямоугольнике - побудительные факторы двух типов. Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через "черный ящик" сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.
Рисунок 2 .Развернутая модель покупательского поведения.
Задача деятеля рынка - понять, что происходит в "черном ящике" сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам "черный ящик" состоит из двух частей. Первая - характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть-процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат.
1.2 Имитационное моделирование.
Перспективным методом сбора первичной маркетинговой информации является имитационное моделирование. Оно заключается в построении математической, графической или иной модели контролируемых и неконтролируемых факторов, определяющих стратегию и тактику фирмы и в последующих экспериментах на модели с целью изучения влияния изменений этих факторов на объект исследования.
Наиболее широко применяется моделирование, обобщающее, объясняющее и прогнозирующее поведение потребителей. Большинство известных моделей покупательского поведения построено в расчете на интересы отдельных фирм. Зависимые и независимые переменные этих моделей выражают особенности поведения покупателей в отношении конкретных товаров в рамках определенных сегментов рынка. К наиболее известным моделям покупательского поведения относятся:
стохастические (или вероятностные),
которые основываются на предположении,
что предыдущие, и особенно последняя,
покупки определяют будущее поведение
потребителя на рынке. Они используются
при определении степени
линейно-экспериментальные,
применяемые обычно для моделирования
потенциального спроса на конкретные
товары. Они отличаются формальной
математической структурой и отражают
тенденции поведения
Модели переработки информации, строящиеся на предположении о том, что покупатель постоянно получает информацию из многих источников, перерабатывает ее и принимает решение о выборе того или иного товара.
Достоинством имитационного моделирования является возможность всестороннего изучения множества факторов, определяющих стратегию маркетинга
2. Характеристики покупателя.
Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка (см. рис. 3). В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет. Давайте разберемся, какое влияние оказывает каждый из них на поведение покупателя, на примере гипотетической потребительницы Бетти Смит. Бетти Смит-выпускница колледжа, замужем, заведует производством марочного товара в одной из ведущих фирм, изготовляющих фасованные товары широкого потребления. В данный момент она занята поисками нового занятия в свободное время, занятия, которое контрастировало бы с привычной рабочей атмосферой. Эта нужда натолкнула Бетти на мысль купить камеру, чтобы заняться фотографией. Как она будет искать камеру и как будет выбирать конкретную марку фотоаппарата, зависит от множества факторов.
Рисунок 3. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
2.1 Факторы культурного уровня.
Самое большое
и глубокое влияние на поведение
потребителя оказывают факторы
культурного уровня. Рассмотрим, какую
роль играют культура, субкультура
и социальное положение покупателя.
КУЛЬТУРА. Культура ¾ основная первопричина,
определяющая потребности и поведение
человека. Человеческое поведение-вещь
в основном благоприобретенная. Ребенок
усваивает базовый набор
Интерес Бетти
Смит к фотокамерам ¾ это результат
ее воспитания в современном обществе,
с его достижениями в области
фототехники и сопутствующими этому
навыками потребителей и набором
соответствующих ценностей. Бетти
знает, что такое фотокамеры. Она
знает, как разобраться в инструкции
по их эксплуатации, а ее общественное
окружение уже восприняло идею женщин-фотографов.
В рамках иного культурного уклада,
скажем в племени, затерявшемся в
глуши центральной части
Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, скажем ирландцев, поляков, итальянцев или пуэрториканцев, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы католиков, мормонов, пресвитериан, иудеев. Четко выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются расовые группы, скажем негров и уроженцев Востока. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим образом жизни в каждом отдельном случае имеют и географические районы, такие, как штаты крайнего Юга, Калифорния, штаты Новой Англии. Во врезке 10 приводится несколько примеров влияния географического местоположения на характер выбора товаров.
На интересе Бетти Смит к разным товарам, безусловно, скажутся ее национальная и расовая принадлежность, вероисповедание и географическое окружение. Эти факторы будут влиять на ее выбор продуктов питания, одежды, отдыха и развлечений, целей карьеры. Субкультура, к которой она принадлежит, скажется и на ее интересе к фотокамерам. В разных субкультурах придается разное значение занятиям фотографией, и это тоже может оказать влияние на интерес Бетти.
Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые мы определяем следующим образом:
Общественные классы ¾ сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.
Социологи выделяют в Соединенных Штатах шесть общественных классов, представленных в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики шести основных общественных классов США