Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:59, курсовая работа
Объект исследования – система мотивации труда работников в туристической фирме «Морской берег».
Предмет исследования – особенности мотивации персонала в туристической фирме «Морской берег».
Цель исследования – изучить особенности системы мотивации персонала в туристической фирме «Морской берег», выявить проблемы организации связанных с мотивацией персонала, разработать предложения по повышению мотивации.
Введение 5
Теоретические аспекты мотивации персонала в туристической фирме 6
Сущность мотивации 6
Виды и структура мотивации 12
Мотивация персонала в туристической фирме «Морской берег» 16
2.1 Характеристика туризма в Амурской области 16
2.2 Характеристика фирмы «Морской берег» 19
2.3 Проблемы организации связанных с мотивацией персонала 23
3 Предложения по повышению мотивации 29
Заключение 32
Библиографический список 34
РЕФЕРЕАТ
Курсовая работа содержит 35с., 3 рисунка,2 таблицы, 31 источник.
МОТИВАЦИЯ, ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ, МАТЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ, НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ.
В современном менеджменте туристических фирм все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Особенностью управления персоналом в современных экономических условиях является возрастающая роль личности работника. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы стимулирования. Государственные, частные, корпоративные предприятия на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без поиска новых современных форм мотивации и стимулирования труда.
Проблемы
мотивации работников всегда были и
остаются по сей день наиболее актуальными.
Актуальность проблем мотивации очевидна,
так как от четкой разработки эффективной
системы мотивации зависит не только повышение
социальной и творческой активности конкретного
работника (менеджера, рабочего), но и конечные
результаты деятельности предприятия.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
2.1 Характеристика туризма
в Амурской области
2.2 Характеристика фирмы
«Морской берег»
2.3 Проблемы организации связанных с мотивацией персонала 23
3 Предложения по повышению мотивации 29
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
В современном менеджменте туристических фирм все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации – это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Особенностью управления персоналом в современных экономических условиях является возрастающая роль личности работника. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы стимулирования. Государственные, частные, корпоративные предприятия на практике почувствовали, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без поиска новых современных форм мотивации и стимулирования труда.
Проблемы
мотивации работников всегда были и
остаются по сей день наиболее актуальными.
Актуальность проблем мотивации очевидна,
так как от четкой разработки эффективной
системы мотивации зависит не только повышение
социальной и творческой активности конкретного
работника (менеджера, рабочего), но и конечные
результаты деятельности предприятия.
Объект исследования – система мотивации
труда работников в туристической фирме
«Морской берег».
Предмет исследования – особенности мотивации персонала в туристической фирме «Морской берег».
Цель исследования – изучить особенности системы мотивации персонала в туристической фирме «Морской берег», выявить проблемы организации связанных с мотивацией персонала, разработать предложения по повышению мотивации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЕ
1.1 Сущность мотивации
Сущность мотивации как функции менеджмента заключается в том, чтобы персонал организации выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
В общем смысле мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.
Мотивация как процесс — это длительное воздействие на исполнителя (себя или других) с целью формирования у него внутреннего побуждения к действию для достижения поставленных целей.
Мотивацию
не стоит путать со стимулированием,
которое представляет собой краткосрочное
Если говорить о мотивации в рамках менеджмента, то речь должна идти о том, чтобы создать такую атмосферу, чтобы исполнители стремились решать поставленные задачи и выполнять работу, основываясь на внутреннем побуждении без внешнего воздействия со стороны менеджера.
Исполнитель должен хотеть выполнить работу, справиться с задачей, а не быть вынужденным делать то, что от него хотят. Тогда мы говорим о настоящей мотивированности исполнителя (работника). В противном случае воздействие будет создавать почву для конфликта — внутреннего или внешнего.
Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Определение основных интересов и мотивов деятельности и приспособление их к целям деятельности фирмы: = определение потребностей работника; = определение ценностей работника; = превращение ценностей в мотиваторы; = определение стимулов; = достижение целей организации.
Чтобы
персонал выполнял свою работу
в соответствии с
Знающий менеджер
должен знать: как, когда и каким
образом стимулировать того или иного
работника. Для стимулирования ему необходимо
обладать определенными сведениями, относительно
работника, чтобы добиться от него наилучших
результатов. Содержательные теории
Содержательные теории
Рисунок 1 – Категории мотивации
Содержательные теории
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу является одной из самых популярных и широко известных теорий мотивации. В соответствии с этой теорией люди мотивированы удовлетворять пять категорий потребностей: Физиологические потребности, включая потребность в еде, воде, воздухе и т.д. Потребности в безопасности, то есть в защищенности, стабильности и свободе от угрозы. Социальные потребности, включая потребность в дружбе, привязанности, любви и общении с другими. Потребности в уважении, включая потребность в собственном ощущении достижений или само-уважении, а также потребность в признании или уважении другими людьми. Потребности в самоактуализации – реализация потенций, способностей и талантов человека.
В соответствии с теорией Маслоу, эти потребности иерархически структурированы, и высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его низшие потребности. Она полезна для руководителей. Например, ясно, что мотивация определяется разнообразными потребностями, и эти потребности могут быть выявлены и учтены. Так, потребность в уважении может быть удовлетворена программой вознаграждения. Важно подчеркнуть, что у различных людей существуют различные потребности, а также, что индивидуальные потребности могут со временем изменяться. Обязанностью руководителя является создание такой атмосферы, в которой у людей была бы возможность удовлетворять любые значимые для них потребности. Неспособность достичь этого повлечет за собой фрустрацию (психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями), снижение отдачи и повышение текучести кадров.
Теория Мак
Клеланда: Людям присущи три потребности
- власть (стремление к лидерству, руководству,
воздействию на других людей), успех (достижения,
процесс доведения работы до успешного
завершения), причастность (к определенному
коллективу, сообществу, оказание определенной
помощи).
Теория Герцберга (двухфакторная): гигиенические
факторы (связаны с окружающей средой,
в которой осущетвляется работа) и мотиваторы
(связаны с характером и сущностью работы). При
отсутствии гигиенических факторов возникает
неудовлетворенность работой. Но сами
по себе оно не могут мотивировать человека.
Отсутствие мотиваторов не приводит к
неудовлетворенности, но именно они мотивируют.
Гигиенические: политика фирмы, условия
работы, заработок, отношения, контроль
за работой. Мотиваторы: успех, продвижение
по службе, признание результатов, ответственность,
творческий и деловой рост. Традиционно,
руководители рассматривали удовлетворенность
и неудовлетворенность трудом как два
противоположных конца единого целого.
В отличие от данного подхода, Герзберг
предложил, что противоположностью удовлетворенности
является не недовольство, а просто «отсутствие
удовлетворенности». Его анализ показал,
что эти факторы непосредственно связаны
с содержанием работы, отражая потребность
в реализации личного потенциала (самоактуализации).
Мотиваторы включали достижения, признание,
саму работу, ответственность, развитие
и личный рост. Он назвал факторы, вызывающие
недовольство работой, «гигиеническими»
и обнаружил, что они связаны больше с
окружением, то есть условиями работы,
нежели с ее содержанием. Гигиенические
факторы включали такие вещи, как политика
и управление компанией, общее руководство
деятельностью, взаимоотношения с руководителем
и равными по положению, условия работы,
а также оплату труда.
В той степени, в какой в работе есть мотиваторы, будет вызываться мотивация. При отсутствии мотиваторов это не приведет к неудовлетворенности трудом.
В той степени,
в которой в работе отсутствуют
гигиенические факторы, будет существовать
неудовлетворенность. Когда они
присутствуют, это будет предотвращать
неудовлетворенность, но и не приведет
к удовлетворенности.
Во-первых, человек в одно и то же время
может испытывать удовлетворенность и
неудовлетворенность трудом. Например,
сотрудник консультационной службы может
любить свою работу, но быть неудовлетворен
оплатой своего труда. Во-вторых, данная
теория объясняет, почему определенные
действия, например, улучшение условий
работы, часто не повышают мотивацию. Улучшение гигиенических
факторов может вообще на затрагивать
корни проблемы мотивации.
Модель Мак Грегора: Х - человек по своей природе ленив, руководитель должен создавать конкретные инструкции для подчиненных, не должен доверять работникам, денежные вознаграждения, власть на страхе и принуждении.
У - человек - достаточно развитое существо с широким спектром потребностей. Человек должен быть творцом. Работа - естественная потребность. Задачи формулируются в общем виде. Тотальный контроль отсутствует. Разнообразные поощрения.
Теория Берна: Выделяются три типа поведения - дети (эмоциональные, инфантильные, неустойчивые, неуверенные в себе, растерянные), родители (жесткие, авторитарные люди, "носители истины", консерваторы, рационалисты) и взрослые (релятивный взгляд на мир, внутренняя полноценность, легко адаптируются к новой ситуации). Оптимальные отношения: Р?Д, Р?Р, В?Д, В?В.
Процессуальные теории: Поведен
Ожидания: человек
хочет быть уверен в большой вероятности
удовлетворения своих потребностей или
достижения своей цели. Факторы ожидания
- "затраты - результаты", "результаты
- вознаграждение" и валентность (степень
удовлетворения). Мотивация к труду корректируется
ожиданиями. Какие усилия затрачу, и что
за это получу. Достаточная мотивация к труду требует
уверенности работника в том, что выбранный
им тип поведения действительно приведет
к получению ценного в его глазах вознаграждения.
Менеджер обязан создать и укрепить указанную
уверенность, учитывать ожидания работника.
Справедливость: Теория справедливости:
- люди субъективно определяют отношение
полученного вознаграждения к затраченным
усилиям и затем соотносят его с вознаграждением
других людей, выполняющих аналогичную
работу. Если сравнение показывает дисбаланс
и несправедливость, т.е. человек считает,
что его коллега получил за такую же работу
большее вознаграждение, то у него возникает
психологическое напряжение. В результате
невозможмо мотивировать этого сотрудника,
снять напряжение и для восстановления
справедливости исправить дисбаланс.
Люди могут восстановить чувство справедливости,
либо изменив уровень затрачиваемых усилий,
либо пытаясь изменить уровень получаемого
вознаграждения. Таким образом, те сотрудники,
которые считают, что им не доплачивают
по сравнению с другими, могут либо начать
работать менее интенсивно, либо стремиться
повысить вознаграждение. Те же сотрудники,
которые считают, что им переплачивают,
будут стремиться поддерживать интенсивность
труда на прежнем уровне или даже увеличивать
ее. Исследования показывают, что обычно,
когда люди считают, что им недоплачивают,
они начинают работать менее интенсивно.
Если считают, что им переплачивают, они
менее склонны измерять свое поведение
и деятельность. Критерии справедливости
устанавливают люди. Это понятие относительное,
изменчивое, индивидуальное, лично-психологическое
или социально-психологическое.