Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:59, курсовая работа
Объект исследования – система мотивации труда работников в туристической фирме «Морской берег».
Предмет исследования – особенности мотивации персонала в туристической фирме «Морской берег».
Цель исследования – изучить особенности системы мотивации персонала в туристической фирме «Морской берег», выявить проблемы организации связанных с мотивацией персонала, разработать предложения по повышению мотивации.
Введение 5
Теоретические аспекты мотивации персонала в туристической фирме 6
Сущность мотивации 6
Виды и структура мотивации 12
Мотивация персонала в туристической фирме «Морской берег» 16
2.1 Характеристика туризма в Амурской области 16
2.2 Характеристика фирмы «Морской берег» 19
2.3 Проблемы организации связанных с мотивацией персонала 23
3 Предложения по повышению мотивации 29
Заключение 32
Библиографический список 34
Модель Портера-Лоулера включает элементы двух предыдущих теорий. Согласно ей достигнутые результаты зависят от трех переменных: усилий, затраченных работником в процессе деятельности, его способностей и характерных способностей, а также осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затраченных усилий зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в связь между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижения прежнего уровня результативности ведет к внутреннему и внешнему вознаграждению. Если вознаграждения воспринимаются работником как справедливые, он испытывает удовлетворение
1.2 Виды и структура мотивации
В современном мире выделяют следующие виды мотивации:
Материальная мотивация персонала — зарплата, премии и бонусы.
Нематериальная (неденежная) мотивация персонала — социальные льготы, дополнительное пенсионное обеспечение, медицинская страховка, оплата проезда, обедов, мобильной связи, абонемента в бассейн и т.д. традиционно относят к способам нематериального стимулирования, поскольку сотрудник не получает на руки «живые» деньги, хотя компания и тратит на все это средства.
Кроме того выделяют:
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Часто внешние мотивы называют стимулами, т.к. их целью является стимулирование определенных действий или определенного поведения субъекта. Например: прибыль является стимулом (внешним мотивом) для организации бизнеса. Или возможность получения жилья является стимулом для продолжения работы на определенной должности в течении определенного промежутка времени и т.д.
Внутренняя мотивация (
Положительная мотивация (позитивная) — основана на положительных стимулах, часто ее называют стимулированием, т.е. создание положительных стимулов для достижения определенных целей, таких как повышение производительности, повышение эффективности, повышение объемов продаж, реализация остатков и т.д. Формами положительной мотивации являются: премии, бонусы, надбавки, возможность вовлечения рабочих в процессы управления, награждение, похвала и т.д.
Отрицательная мотивация (негативная) — основана на отрицательных стимулах. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Формы негативной мотивации разнообразны: вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т.п.); материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии); социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм); лишение свободы; физическое наказание. Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.
Устойчивая мотивация — основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
Неустойчивая мотивация — постоянно требует дополнительного подкрепления.
Мотивация представляет собой важнейшую функцию менеджмента, заключающуюся в активизации, стимулировании, управлении и реализации целенаправленного поведения людей по достижению собственных целей и целей предприятия. Она базируется на совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые заставляют человека действовать, определяют формы и границы действия, его направления, ориентацию на достижение определенной цели. При этом цель может быть разного уровня: от цели отдельного человека до цели страны в целом, а также разных видов (трудовая, хозяйственная, экономическая и т.д.).
Рисунок 2 – Структура мотивации
Согласно приведенной выше схеме выделяют трудовую, предпринимательскую и хозяйственную мотивации. Трудовая мотивация побуждает человека к удовлетворению своих потребностей посредством трудовой деятельности. Предпринимательская отличается целевой направленностью, увеличением степени риска при стремлении к удовлетворению потребностей, зависимостью от внешней среды. Она появляется там и тогда, когда появляется предпринимательство. Хозяйственная мотивация объединяет эти две формы.
К наиболее распространенным теориям трудовой мотивации относятся: Теория двух факторов Ф. Герцберга, теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приоритетных потребностей Д. Мак Клелланда. Однако более подробно мы их рассмотрим позже.
В теории мотивации более необходимым является исследование категории «внутренняя» и «внешняя» мотивация. Мотивацию можно назвать внутренней, когда мотивы порождаются самим человеком, внешней, когда они возникают под влиянием внешнего субъекта. Внешнюю мотивацию можно рассматривать в двух формах: как административную и экономическую. Административная означает выполнение работы по команде или указу, т.е. в результате прямого понуждения с соответствующими санкциями за невыполнение. Она опирается на дисциплину труда, требования трудового договора или контракта. Экономическая мотивация реализуется через экономические стимулы (заработную плату, дивиденды и т.п.). К двум этим мотивациям следует добавить еще одну форму внешней мотивации – статусную, опирающуюся на служебное положение работника.
Иногда «внутреннюю» и «внешнюю» мотивации рассматривают как «естественную» и «экономическую». Внутреннюю (естественную) мотивацию как совокупность имманентных личности регуляторов ее поведения называют статической.
Вывод: В этой главе мы рассмотрели теоретические аспекты мотивации персонала в туристической фирме, рассмотрели сущность мотивации. В общем смысле мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей. Если говорить о мотивации в рамках менеджмента, то речь должна идти о том, чтобы создать такую атмосферу, чтобы исполнители стремились решать поставленные задачи и выполнять работу, основываясь на внутреннем побуждении без внешнего воздействия со стороны менеджера. Необходимо знать, что практическая деятельность по мотивации персонала базируется на теориях мотивации: содержательные и процессуальные. Также выделяют трудовую, предпринимательскую и хозяйственную мотивацию.
2 МОТИВАЯ ПЕРСОНАЛА В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЕ
2.1 Характеристика туризма в Амурской области
В современном мире туризм является одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Признается особая роль туризма в социально-экономическом развитии территорий. С развитием туризма развивается инфраструктура сервиса, создаются новые рабочие места.
В Амурской области туризм также рассматривается как один из ведущих и наиболее перспективных секторов региональной экономики. Из всех видов туризма наиболее массовым для амурчан остается выездной туризм.
Таблица №1 – Численность отправленных туристов (человек)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Отправлено туристов - всего |
76131 |
81206 |
97075 |
102580 |
78590 |
в том числе: |
|||||
по России |
3927 |
4318 |
4626 |
3872 |
2755 |
в другие государства |
72204 |
76888 |
92449 |
98708 |
75835 |
По данной таблице можно проследить, что с 2006 года количество отправленных туристов увеличивалось, но в 2010 году произошел спад отправленных туристов. Также прослеживается, что больше туристов отправляются в другие государства, нежели по России.
Основным фактором, определяющим развитие туризма является то, что Амурская область одно из наиболее крупных и уникальных по своей красоте субъект юга Дальнего Востока. С точки зрения туристических перспектив, уникальность региона обусловлена и его пограничным статусом.
Туризм в Амурской области имеет давнюю историю и традиции. Старейшим памятником русского периода является городище «Албазинскогоострога», которое являлось первым русским укрепленным поселением на Амуре. Это – памятник федерального значения. Албазинская икона – единственная из почитаемых чудотворных православных икон, находящихся в азиатской части России.
На территории
области расположены объекты, связанные
с изучением и освоением
И даже природа благоприятствует тому, чтобы регион стал местом, привлекательным для туристов: число дней с комфортными метеоусловиями составляет от 70% и выше.
Совокупность туристических ресурсов области определяет развитие основных видов туризма, наиболее востребованных как в настоящее время, так и в перспективе: культурно-исторический туризм (в регионе 619 памятников истории, культуры, архитектуры, археологии); экологический (на территории области 36 заказников, 3 заповедника, 145 памятников природы); технотуризм (новое направление, в области работают две ГЭС, которые тоже могут быть интересны туристам); экстремальный (сплавы по рекам, восхождение на вершины – в Селемджинском районе есть гора Брюс высотой 1767 метров); палеонтологический (раскопки на западной окраине Благовещенска «Кладбища динозавров»); этнографический (посещение стационарного стойбища эвенков, расположенного в отрогах Станового хребта в вершине реки Ток).
Сегодня 30% уполномоченных туристических компаний области специализируются на приеме туристов, предлагая более 50 туристических маршрутов. 50% в общем объеме въездного туризма составляет 2-3-дневные туры для китайских туристов города Амурской области с культурно-познавательными целями.
Однако довольно
высокий потенциал туристско-
Чтобы туристский рынок Амурской области стал конкурентоспособным, усилий органов государственной власти и местного самоуправления не достаточно. Необходимо наличие долговременной стратегии, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности области, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов. А именно такие цели стоят сегодня перед областью. На решение этих задач нацелена долгосрочная программа «Развитие туризма и этнографического наследия Амурской области на 2012-2016 годы», структурными элементами, (подпрограммами которой является «Развитие туризма в Амурской области на 2012-2016 годы», «Сохранение и развитие традиционных промыслов и национальной культуры народов Севера Амурской области на период 2012-2016 годов», «Возрождение и развитие казачества Амурской области на период 2012-2016 годов»).
Лидер туристического бизнеса в Амурской области – ее административный центр город Благовещенск. Здесь расположены большинство главных офисов турфирм.
Перспективным направлением развития туристской отрасли является вовлечение туристических маршрутов области в межрегиональные туры. С открытием новых авиалиний, связывающих Благовещенск с городами Дальнего Востока России, город станет транзитным туристическим центром между КНР и городами Дальнего Востока, что обеспечит приток иностранных и российских туристов. Амурская область является участницей создания трансграничного проекта «Восточное кольцо России», в разработке которого принимают участие регионы Дальнего Востока и Байкальского региона.
Всего на территории области зарегистрированы 32 туристические организации. В 2011 году 19 туроператоров наделены полномочиями на осуществление деятельности по реализации соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовом групповых туристических проездках от 29 февраля 2000 года.1
К концу 2011 года число коллективных средств размещения на территории области составляло 88 объектов, это на 7,3% ниже уровня 2009 года и на 2,3% выше уровня 2010 года.2 В их число вошли: гостиницы, санатории-профилактории, санатории, туристические базы, детский санаторий для родителей с детьми, бальнеологическая грязелечебница, оздоровительные лагеря круглогодичного действия. Их вместимость составляет 5108 мест. 18% коллективных средств размещения имеют государственную форму собственности, 31% - муниципальную, 22% - частную, 23% - смешанную российскую.3
Таблица №2 – Число и стоимость проданных в области путевок
Число путевок, единиц |
Стоимость путевок, млн. рублей | |||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Реализовано путевок населению, всего |
112582 |
91071 |
97498 |
1000,1 |
969,0 |
1210,7 |
По данной таблице можно проследить, что с 2009 по 2010 год число путевок реализуемых населению уменьшилось, но в 2011 году увеличилось. Такая же ситуация сложилась и в стоимости путевки, стоимость в 2009 году по сравнению с 2010 уменьшилась, однако в 2011 году увеличилось. По анализу этой таблицы можно сказать, что туризм в Амурской области развивается не равномерно.
2.2 Характеристика фирмы «Морской берег»
Фирменное наименование предприятия: ИП Муминов Р.А. турагентство «Морской берег», действующего на основании Лицензии ТД №0005900 о праве ведения туристической деятельности.
Агентство расположено по адресу: 675000, г. Благовещенск, улица Ленина, 80, «Дом Моды», 3 этаж, телефон / факс (9565) 53–05–75, 22–18–71.
Агентство находится в довольно развитой части города, имеет хороший подъезд и место для парковки автомобилей клиентов. Предприятие арендует помещение под офис в многоэтажном здании, по соседству с различными организациями. Перед входной дверью висит стенд предлагаемых маршрутов фирмы: черноморское побережье, Турция, автобусные туры по Европе. Внутри помещения имеются места для отдыха посетителей, предоставляются различные брошюры, проспекты и фотографии предлагаемых туров. По желанию клиента возможен видео – показ маршрута или гостиницы.