Муниципальный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение маркетинга в системе муниципального образования. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию муниципального маркетинга;
2. Рассмотреть виды и функции муниципального маркетинга;
3. Изучить правовую базу муниципального маркетинга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие муниципального маркетинга
2. Виды муниципального маркетинга
3. Правовая база муниципального маркетинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Ахметзянов.курс. Муниципальный маркетинг 65%.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие муниципального маркетинга

2. Виды муниципального маркетинга

3. Правовая база муниципального маркетинга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Концепция муниципального маркетинга определяет город в качестве своеобразного объекта рыночных отношений. Субъектами этих отношений являются, с одной стороны, население города, хозяйствующие субъекты, потенциальные инвесторы, с другой стороны, органы местного самоуправления, выражающие интересы местного сообщества.

Маркетинговая ориентация для муниципальной сферы представляет совокупность информационных, организационных, плановых и контрольных элементов, обеспечивающих взаимосвязь конкретного города с рынком. Инновационный элемент для муниципальной сферы – маркетинговая ориентация позволит: определить специфические особенности, с помощью которых город может отличаться от своих конкурентов; выявить приоритетные целевые муниципальные рынки (сегменты); наметить основные пункты стратегии, с помощью которых будут разработаны целевые муниципальные рынки. Маркетинг в данной сфере может выступать как базовая технология управления устойчивым социально-экономическим развитием и как новая функция управления муниципальным образованием.

Следовательно, муниципальный маркетинг – это организуемый органами муниципальной власти и управления систематизированный процесс, направленный на определение, прогнозирование и удовлетворение потребностей жителей муниципального образования в товарах и услугах.

Муниципальный маркетинг предназначен обеспечить согласование локальных экономических целей отдельных предприятий и организаций с муниципальными целями и интересами.

Необходимо также отметить, что муниципальный маркетинг, занимающий позицию между программами воздействия на национальную экономику в целом (макроуровень) и маркетингом на микроуровне (хозяйствующие субъекты), позволяет в определенном смысле обеспечивать сочетание интересов и целей общенационального, регионального и муниципального характера.

В настоящее время складываются необходимые предпосылки и благоприятные возможности для внедрения концепции маркетинга в систему государственного управления. Это означает формирование нового направления в теории и практике - государственного и муниципального маркетинга. В его сферу входит область непроизводственных потребностей, где, с одной стороны, действуют федеральные, региональные и муниципальные органы управления, комитеты, ведомства, а с другой - потребители этих услуг: граждане, профсоюзы, политические и общественные организации, финансовые, промышленные объединения, предпринимательские структуры.

В своей маркетинговой деятельности субъекты некоммерческого маркетинга (государственные, региональные, муниципальные структуры) выполняют весь комплекс функций маркетинга в широком круге областей человеческой деятельности, значительно более широком, чем производство и продвижение товаров и услуг. К этим областям относятся: политика, государственное и муниципальное управление, здравоохранение, образование, спорт, религия, благотворительная деятельность, оборона и безопасность, наука и искусство.

Общественная значимость этих сфер нисколько не меньшая (а в некоторых аспектах даже большая), чем значимость материального производства и торговли.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что  успешное решение большинства проблем муниципальных образований возможно только на базе маркетинга и стратегического управления. Муниципальный маркетинг может создать условия для рационального использования внутренних и внешних ресурсов муниципального образования.

 

Целью данной курсовой работы является изучение маркетинга в системе муниципального образования. Для выполнения поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:

1. Дать характеристику понятию муниципального маркетинга;

2. Рассмотреть виды и функции муниципального маркетинга;

3. Изучить правовую базу муниципального маркетинга.


1. Понятие муниципального маркетинга

 

В период реформирования экономики на основе анализа процессов развития современного маркетинга, его расширения, углубления и развертывания по уровням управления были введены новые его категории – региональный и муниципальный маркетинг.

Отсутствие понимания территории как предмета (объекта) маркетинга, оставляет не востребованными и эти концепции на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Думаю не будет ошибкой, сказать, что территориальный маркетинг является одной из наиболее актуальных маркетинговых концепций для «специфики российских условий» и должен широко использоваться по своему назначению на всех уровнях управления.

По этому поводу можно привести такое высказывание: «Учитывая, что территориальные размеры России являются ее неоспоримым международным конкурентным преимуществом, создание эффективных правил рыночной деятельности в отношении территорий – одно из важнейших условий будущего благосостояния России, ее регионов, ее городов» [6, c. 67].

Маркетинг территорий требует уточнения границ объекта в каждом конкретном случае. Что это: участок земли, город, район, регион, страна, континент? Он же позволяет определить и пространственную оптимальность.

Концепция маркетинга – это, прежде всего, концепция ориентации любой деятельности, как в промышленной, так и в непромышленной сферах на потребителя.

Мировой опыт развитых стран доказывает, что определение, прогнозирование и удовлетворение постоянно развивающихся потребностей общества и человека – основная тенденция развития. Учет циклических процессов, происходящих в экономике с разной периодичностью, глубиной и направлением отклонений, приводит к необходимости отхода от шаблонов в управлении, к учету фазовых промежутков, характеризующих этапы циклов.

В этих условиях основными рычагами управления становятся новые экономические методы, реализуемые через углубление экономических реформ и реализацию соответствующих программ на государственном и муниципальном уровнях. При этом необходимо иметь в виду, что как в политическом и социально-экономическом комплексе России в целом, так и в промышленной и непромышленной сферах все больше проявляется тенденция регионализации.

Специфические особенности территории, динамическое изменение ситуации заставляют субъектов управления постоянно искать и адаптировать новые управленческие модели.

При этом под маркетингом (англ, marketing) понимается система управления, направленная на изучение и учет спроса, предложений и требований рынка для более обоснованной ориентации органов власти системы муниципального управления на удовлетворение потребностей жителей муниципального образования в товарах и услугах промышленной и непромышленной сферы.

Маркетинг на определенной территории является действенным инструментом формирования рыночной среды, создания, укрепления и поддержания конкурентных преимуществ территории.

Необходимо также отметить, что традиционной сферой деятельности городских властей в развитых странах Западной Европы США и других стран является активность в области маркетинга города. Важно подчеркнуть, что существуют разные подходы по формулировке данного понятия. Формируясь в новый управленческий процесс, маркетинг города может рассматриваться как аналог местной экономической политики, включая в себя все её прежние направления и дополняя такими элементами, как [11, c. 90]:

1) формирование и продвижение имиджа города;

2) последовательная ориентация на спрос, то есть на интересы тех конкретных групп населения и виды деятельности, которые привлекаются в город;

3) экологическая и социальная направленность;

4) партнерство властей и частного бизнеса.

Иначе можно сказать, что маркетинг города представляет особо точную и обоснованную местную экономическую политику, необходимость которой обусловлена возрастающей конкуренцией между городами за новые инвестиции. Исходя из вышесказанного, можно полагать, что муниципальный маркетинг – это [4, c. 156]:

– частный случай территориального маркетинга и выделяется из него по уровню объекта маркетинга (в данном случае объектом маркетинга является муниципальное образование);

– элемент системы рыночных отношений, спроецированный на уровень муниципального управления;

– деятельность в сфере обменных процессов между органами власти и субъектами рынка по поводу удовлетворения потребностей, наряду с обычными товарами и услугами, через потребление особого вида услуг, которые создаются и предоставляются органами муниципальной власти и другими ее институтами для обеспечения устойчивого развития муниципального образования и улучшения качества жизни местного сообщества.

Резюмируя вышеизложенное, предлагается следующая широкая трактовка муниципального маркетинга. Муниципальный маркетинг – интегральная деятельность в интересах муниципального образования (внутри и за его пределами) и его субъектов (населения, хозяйствующих субъектов, органов власти), которая на основе выявления муниципальных интересов, а также создания и изменения муниципального общественного продукта направлена на удовлетворение конкретных потребностей муниципальных потребителей для обеспечения устойчивого развития муниципального образования и улучшения качества жизни местного сообщества.

Становление и развитие муниципального маркетинга способствует социально-экономическому развитию территории. Муниципальный маркетинг, являясь инструментом формирования рыночной среды, нацелен на выявление и активное использование внутренних преимуществ региона, привлечение инвестиций, что, в свою очередь, ведет к повышению конкурентоспособности территории в целом.

Интересы каждой территории представляют властные структуры. Поэтому именно властные структуры являются «потребителями» муниципального маркетинга как системы, предоставляющей возможность внедрять наиболее передовые методы хозяйствования и управления. Муниципальный маркетинг вооружает органы власти и управления научно обоснованными современными подходами к организации различных сторон деятельности территории с учетом требований рыночной экономики.

Муниципальный маркетинг – это маркетинг, направленный на совокупность отношений, складывающихся между участниками рыночных процессов на территории муниципального образования. Участниками экономических процессов являются предприятия и организации различных форм собственности (государственные, частные, иностранные и совместные предприятия и др.), коммерческие банки, страховые компании, финансовые группы, население, а также местные органы управления как субъекты экономики. В точках пересечения интересов субъектов экономики возникает множество конфликтов. Поэтому функция согласования различных интересов всех участников рыночных отношений является основной и крайне необходимой в муниципальном маркетинге. Таким образом, главная направленность муниципального маркетинга – согласование разноуровневых интересов [10, c. 256].

Муниципальный маркетинг предназначен обеспечить согласование локальных экономических целей отдельных предприятий и организаций с муниципальными целями и интересами (рис. 1).

 

Рис. 1. Система муниципального маркетинга [12, c. 78]

Необходимо также отметить, что муниципальный маркетинг, занимающий позицию между программами воздействия на национальную экономику в целом (макроуровень) и маркетингом на микроуровне (хозяйствующие субъекты), позволяет в определенном смысле обеспечивать сочетание интересов и целей общенационального, регионального и муниципального характера. Поэтому можно сделать предположение о том, что маркетинг дает большую возможность, чем все другие подходы к управлению развитием муниципалитета в разрешении противоречий между быстрыми темпами перемен отношений в обществе и удовлетворением потребностей в товарах и услугах, поскольку муниципальный маркетинг основывается на выявлении, прогнозировании и удовлетворении потребностей.


2. Виды муниципального маркетинга

 

Муниципальный маркетинг – это интегральная деятельность на территории муниципального образования и за его пределами, которая подразделяется на два вида [14, c. 245]:

– маркетинг муниципального образования, осуществляемый как внутри территории муниципального образования, так и за его пределами, и ориентированный на внешние субъекты для целенаправленного формирования спроса на совокупный ресурсный потенциал муниципального образования, привлечения инвесторов, квалифицированной рабочей силы, туристов и пр., продвижения имиджа муниципального образования за его пределами, а также позитивного развития муниципального образования к его выгоде и в его интересах;

– маркетинг внутри муниципального образования – деятельность, направленная на становление и развитие в муниципальном образовании цивилизованных рыночных отношений, маркетингового подхода в отношении муниципальных ресурсов, товаров и услуг.

Основная сфера муниципального маркетинга – непромышленная сфера, то есть область общественных услуг (коллективных благ), где, с одной стороны, действуют органы местного самоуправления, а с другой – потребители этих услуг – граждане, общественные движения и организации, политические партии, финансовые и промышленные объединения и т.д., способные оценить эти услуги, как правило, только после их потребления.

Задача муниципального маркетинга – выявление и учет общественных потребностей основных субъектов – потребителей муниципального образования; стимулирование полезных новых потребностей и интересов как общества в целом, так и отдельных социальных слоев и групп его населения.

Информация о работе Муниципальный маркетинг