Муниципальный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение маркетинга в системе муниципального образования. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию муниципального маркетинга;
2. Рассмотреть виды и функции муниципального маркетинга;
3. Изучить правовую базу муниципального маркетинга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие муниципального маркетинга
2. Виды муниципального маркетинга
3. Правовая база муниципального маркетинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Ахметзянов.курс. Муниципальный маркетинг 65%.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Если каждая подсистема будет следовать концепции муниципального, то качество их «выхода» будет высоким, и, следовательно, качество «выхода» всей системы управления будет высоким. Для реализации этой концепции необходимо сначала анализировать и принимать меры по обеспечению высокого качества «входа» и затем повышать качество процессов в самой системе.

В настоящее время практически повсеместно в муниципальном управлении вместо маркетингового подхода применяется подход, ориентированный на совершенствование технологии в организации самой системы. Такой подход изначально обречен на неудачу: ведь если качество «входа» не меняется, можно потратить впустую усилия и средства, не получив на «выходе» нужный результат.

Для реализации концепции муниципального маркетинга необходимо пересмотреть подходы к организации системы муниципального управления.

Служба маркетинга в муниципальном образовании должна «пронизывать» всю систему управления, являясь концепцией управления, рыночным ориентиром развития муниципального образования. Она должна принимать участие в разработке или согласовании нормативных документов по всем вопросам функционирования и развития муниципального образования, оказывать методическую помощь всем службам в применении концепции регионального маркетинга в муниципальном образовании. Задача маркетинговой службы – помочь руководству найти наилучшие методы адаптации к меняющемуся рынку, снизить неопределенность при принятии управленческих решений.


3. Правовая база муниципального маркетинга

 

Право регулирует взаимодействие участника маркетинговой деятельности с другими субъектами рыночных отношений. Использование соответствующей правовой базы дает возможность юридически корректно построить отношения с потребителями, предельно удовлетворить их запросы и реализовать их экономические интересы; провести маркетинговые исследования, не выходя за рамки закона, в частности, не нарушая режим охраны банковской, коммерческой и государственной тайны, осуществить исследование намерений покупателей, не нарушив прав и законных интересов опрашиваемых; предупредить нарушения антимонопольного законодательства и т.д.

Рассматривая в целом маркетинговый комплекс через призму правового регулирования, следует опираться на законодательство, которое регламентирует составляющие его элементы (товар, каналы распределения, цены, маркетинговые коммуникации). В частности, необходимо знание вопросов правового регулирования средств индивидуализации и средств безопасности товара, методов государственного управления качеством товаров; знание правового аспекта организации и оформления доставки товара, поскольку каждый канал товарораспределения оформляется самостоятельным хозяйственно-правовым договором (например, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поручения, договор комиссии, агентский договор, договор лизинга и т.д.); знание правового регулирования торговли, ценообразования, рекламы, Public relations, правовых средств защиты деловой репутации участников маркетинговой деятельности. То есть, многие вопросы маркетинга «упираются» в необходимость соотнесения их с правовыми нормами. Знание до тонкостей правового регулирования этой сферы общественных отношений приведет к повышению эффективности использования субъектами маркетинговых исследований и мероприятий [5, c. 89].

На маркетинговую деятельность распространяются как общие положения права, так и специальные нормы. Источники правового регулирования маркетинга весьма многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Главным источником в данной сфере является Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, иногда именуемый «экономической конституцией». ГК РФ содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга, а также различные направления маркетинговой деятельности в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства (страховой маркетинг, строительный маркетинг, транспортный маркетинг, банковский маркетинг и т.д.).

Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе источников правового регулирования маркетинга являются другие федеральные законы.

Естественно, нормы, регулирующие маркетинг, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах – указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании маркетинговой деятельности.

Наряду с внутренними законами и иными нормативными правовыми актами источниками регулирования маркетинговых отношений служат общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они содержатся в уставах ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда. Международные договоры могут быть как двусторонние, например, о торговле, экономическом сотрудничестве двух государств, так и многосторонние, например, Евразийская патентная Конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.), Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.). Как примеры источников международного частного права, регулирующих маркетинг, можно назвать Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.), Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 1990 г. и т.д [8, c. 163].

Российское законодательство восприняло многие положения международного права и международных договоров. Нормы международных документов обычно применяются к маркетинговым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории России, порядок совершения внешнеэкономических сделок, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и многое другое. Вместе с тем подчас они применимы и к отношениям между российскими физическими и юридическими лицами, например, в сфере транспортного маркетинга при международных перевозках грузов, пассажиров и багажа, выполняемых российскими перевозчиками. По общему правилу международные договоры Российской Федерации применяются к маркетинговым правоотношениям непосредственно. Однако для применения некоторых из них требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством, то в соответствии со ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Необходимо также сказать, что международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

Основой нормативно-правового обеспечения муниципального маркетинга является правовая база местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления определены Конституцией, Федеральными законами, нормативными актами субъектов Российской Федерации, о чем сказано выше.

Основными нормативно-правовыми актами относящимися прямо или косвенно к регулированию муниципального маркетинга являются следующие базовые документы: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; Европейская Хартия Местного Самоуправления от 15 октября 1985 года; Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 6 октября 2003 года; Бюджетный Кодекс РФ №145-ФЗ от 31 июля 1998 года; Градостроительный Кодекс РФ №190-ФЗ от 29 декабря 2004 года; Жилищный Кодекс №188-ФЗ от 29 декабря 2004 года; Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года; Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» №185-ФЗ от 21 июля 2007 года; Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…» №214-ФЗ от 30 декабря 2004 года; Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года; Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» №161-ФЗ от 14 ноября 2002 года; Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» №136-ФЗ от 29 июля 1998 года; Указ Президента РФ «Об оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» №607 от 28 апреля 2008 года; Указ президент РФ «О гарантиях местного самоуправления в РФ № №2265 от 22 декабря 1993 [7, c. 140].

В эту же группу базовых Постановлений Правительства РФ, например: «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» №584 от 12 августа 2002 г.; «Об утверждении правил определения нормативной цены приватизации государственного или муниципального имущества» №87 от 14 февраля 2006 г.; «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» №561 от 22 июля 2008 г. и ряд других.

Большое значение для определение ориентиров муниципального маркетинга играют и некоторые целевые программы. К таким программам относится, например Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» утвержденная Постановлением Правительства РФ №858 от 3 декабря 2002 г.

Местные органы власти и управления для организации своей деятельности также создают нормативные акты, в которых определены специфические особенности осуществления местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. В том числе определяют и механизм осуществления территориального маркетинга на муниципальном уровне управления.

В сфере муниципальной маркетинговой деятельности находят широкое применение местные нормативные акты. Такие акты регулируют маркетинговую деятельность на уровне муниципальных предприятий и организаций принимаются на уровне местного самоуправления либо самими предприятиями. Целью локального нормотворчества является, в частности, формирование и закрепление в нормативных документах правил маркетинговой деятельности муниципального субъекта. Например, режим коммерческой тайны как разновидности маркетинговой информации в муниципальной организации – коммерческом субъекте может регламентироваться локальным нормативным актом – положением о коммерческой тайне организации [4, c. 185].

Для наибольшей эффективности работы каждой структурной единицы структуры муниципального маркетинга разрабатываются и издаются специальные документы, регулирующие внутренние отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала, в частности, положения о службе маркетинга и других подразделениях, занимающихся маркетинговой деятельностью.

Также к этой группе актов относятся стандарты, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование маркетинга.

Кроме нормативных актов к источникам, регулирующим маркетинг, следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений конкретных муниципальных предприятий. Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и заполняют его пробелы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении остановимся на основных выводах по результатам работы.

В последние годы в связи с развитием в России рыночных отношений значительно возрос интерес к маркетингу. В последнее время в развитие идей стратегического планирования на местах все чаще используется маркетинг отдельных территорий, целых регионов, городов и муниципальных образований, направленный на привлечение капитала и обеспечение устойчивого развития данного региона для повышения уровня качества жизни его (региона, города, муниципального образования) местного сообщества. Этот вид маркетинга называется территориальным, региональным, муниципальным.

Исходя из проделанной работы можно заключить что, муниципальный маркетинг есть не что иное, как механизм, с помощью которого происходит сочетание интересов муниципальных образований с интересами их хозяйствующих субъектов и удовлетворением потребностей всех социальных групп конкретного муниципального образования. Кроме того, интересы каждой территории представляют органы местного самоуправления (муниципалитеты). Поэтому именно властные структуры являются «потребителями» муниципального маркетинга как системы, предоставляющей возможность внедрять наиболее передовые методы хозяйствования и управления. Муниципальный маркетинг вооружает органы власти и управления научно обоснованными современными подходами к организации различных сторон деятельности территории с учетом требований рыночной экономики, поэтому функция согласования различных интересов всех участников рыночных отношений является основной и крайне необходимой в муниципальном маркетинге.

Основой нормативно-правового обеспечения муниципального маркетинга является правовая база местного самоуправления, при этом правовые основы местного самоуправления определены Конституцией, Федеральными законами, нормативными актами субъектов России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Алексеев С.В. Маркетинговое право России: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2010. – 640 c.

2.                  Алексеев С.В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: учебное пособие для вузов. / Под ред. Н.Д. Эриашвили – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. – 463 c.

3.                  Белоусова С.Н. Маркетинг: Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 429 с.

4.                  Визгалов Д.В. Маркетинг города: практики в поисках теории // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – №3. – С. 78–85.

5.                  Григорьев М.Н. Маркетинг: Учебник. – М.: Юрайт, 2010. – 467 с.

6.                  Глазычев В.Л. Городская среда: технология развития. Школа муниципальной политики. – М.: Ладья, 2005. – 241 с.

7.                  Грачева, Е.И. Региональный маркетинг. – Киров: Вятка, 2009. – 21 с.

8.                  Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление: Учебник. – М.: Юнити, 2009. – 279 с

9.                  Карпова Т.Ю. Муниципальный маркетинг как инновация в муниципальном управлении. // Журнал «Чиновник» – Выпуск №507 (51). – С. 29–41.

10.             Ким С.А. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 240 с.

11.             Кириллов Л.Г. Менеджмент для городского хозяйства как политическая стратегия управления муниципальным образованием. // Чиновник. – Выпуск №604 (34) – С. 25–32.

12.             Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2011. – 376 с.

13.             Кудрявцев Ю.Н. Территориальный маркетинг в системе местного самоуправления муниципальных образований. // Материалы проекта проекта «Территориальный маркетинг в системе местного самоуправления муниципальных образований: Популяризация. Обучение. Применение», Фонд Евразия, 2012. – 489 с.

14.             Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник ВНТИЦ. – 2011. – №4. – С. 3–13.

15.             Куюк Г.П. Маркетинг в системе государственного и муниципального регулирования экономики: Учебно-методический комплекс. – Ростов н/Д: Изд-во ФГОУ ВПО «СКАГС», 2010. – 589 с.

Информация о работе Муниципальный маркетинг