Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:38, реферат
Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах:
Оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени. Получение их прогнозных значений.
Предприятие (или лицо) проводимое маркетинговое исследование самостоятельно или на заказ, должно получить информацию: 1) что продавать и кому; 2) как продавать и стимулировать продажи. Эта информация имеет решающее значение в условиях конкуренции.
I. Содержание и направление маркетинговых исследований:
1.1. Методические основы наблюдения в маркетинге.
1.2. Цели и задачи, основные понятия маркетинговых исследований.
II. Процесс наблюдения маркетинговых исследований.
2.1. Правила маркетинговых исследований.
2.2. Общая характеристика последовательности этапов проведения наблюдений.
2.3. Определение методов сбора данных.
Заключение
Список используемой литературы
Вторичные данные в России можно получить из таких информационных источников, как:
- изданий общей экономической ориентации (газеты «Экономика и жизнь», «Коммерсант», журналы «Бизнес», «Эко» и т. д.);
- теоретические издания (например, «Из рук в руки»);
- ежедневных газет;
- газет бесплатных объявлений;
- электронных средств массовой информации (телевидение, радио);
- публикаций внешнеторговых организаций;
- словарей, энциклопедий;
- наружной рекламы;
- публикаций специализированных экономических и маркетинговых организаций.
К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки. Совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.
За последние годы в связи
с развитием компьютерных систем
появилась возможность
Так. Через сети «Интернета» можно получить информацию по состоянию рынка определенных товаров в различных странах.
Поскольку названные здесь и другие источники доступны каждому, дело заключается в том, чтобы внимательно наблюдать, собирать и оценивать информацию.
При этом выводы не смогут опираться на один – единственный источник, ибо не все документы, попадающие в поле зрения, являются нетенденциозными. Только сравнение нескольких источников может привести к выводам, имеющим ценность.
Можно выделить четыре главные достоинства использования вторичных данных:
1. Быстрота получения по сравнению со сбором первичных данных.
2. Дешевизна по сравнению с первичными данными.
3. Легкость использования.
4. Повышают эффективность использования первичных данных.
Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации.
Вторичные данные помогают исследователю более глубоко ознакомиться с ситуацией в отрасли, тенденциями изменения объема продаж и прибыли, конкурентами, последними достижениями науки и техники и т. п.
К недостаткам вторичных данных относятся: возможная нестыковка единиц измерения, использование различных определений и систем классификации, разная степень новизны, невозможность оценить их достоверность.
Синдикативная информация.
Внешнюю информацию можно подразделить на официально опубликованную, доступную для всех и на так называемую синдикативную информацию, недоступную для широкой публики и издаваемую отдельными организациями такая информация приобретается за деньги.
Специальные информационно-консультационные
организации собирают и обрабатывают
первичную информацию, а затем
ее продают, скажем, своим подписчикам.
Например, организация с периодичностью
раз в месяц оценивает
Главным достоинством синдикативных данных является высокое качество, поскольку, они основаны на сборе рутинной информации, осуществляемом неоднократно.
При этом применяются хорошо отработанные системы сбора и обработки данных, что также предопределяет быструю передачу информации подписчикам.
К числу недостатков
Во-вторых, стандартизированные
Выделяют два типа услуг, основанных
на получении синдикативных
2.3. Определение
методов сбора необходимых
Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Количественные исследования:
Проведение различных опросов,
основанных на использовании
Характерной особенностью таких исследований является четко определенная форма собираемых данных.
Качественные исследования.
Включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят.
Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме.
1. Однако почему часто используется качественный, «мягкий» подход?
2. Ниже будут рассмотрены следующие методы качественных исследований: наблюдения, фокус-группы, публичные интервью.
Специалисты по исследованию рынка
обнаружили, что использование
Наблюдение – один из возможных
способов сбора первичных данных,
об изучаемом объекте путем
Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей: источник информации для построения гипотез, проверка данных.
Разнообразие способов проведения наблюдений определяется четырьмя подходами к их осуществлению: прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурализованное или неструктурализованное, осуществляемое с помощью человека или механических средств.
Прямое наблюдение.
Предполагает непосредственно наблюдение за поведением, скажем, покупателей в магазине. Например, в какой последовательности они изучают товары, выставленные на прилавке.
При применении наблюдения изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение.
Здесь часто используются архивные данные.
Кроме того, могут изучаться физические доказательства некоторых событий.
Открытое наблюдение.
Предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают, например, при проведении специальных экспериментов.
Однако присутствие
Этим требованиям
Структурализованное наблюдение.
При проведении этого наблюдения наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать.
Все другие виды поведения игнорируются. Часто используется стандартный лист наблюдений, сокращающий до минимума затраты времени наблюдателя.
Неструктурализованное наблюдение.
Когда осуществляется неструктурализованное наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведение. Такой тип поведения часто используется при проведении разведочных исследований.
Например, компания, выпускающая строительный
инструмент, может послать своих
сотрудников для изучения направлений
и частоты применения данного
инструмент при строительстве домов.
Результаты наблюдений используются при
совершенствовании данного
Иногда человека – наблюдателя можно заменить специальным механическим устройством. Эта замена обуславливается или большей точностью, или меньшей стоимостью, или по функциональным причинам.
Например, при изучении уличного движения автоматические устройства фиксируют каждую машину, колеса которой пересекают специальную пластину. Также надежнее и проще изучать привычки семьи смотреть определенные телепередачи с помощью специального устройства, чем на основе наблюдений человека.
Недостатки метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям. А именно:
1. Человеческое восприятие ограничено, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемой ситуации. Обычно исследователь не в состоянии на основе метода наблюдений углубить полученные результаты и вскрыть интересы, мотивы, отношения, лежащие в основе определенного поведения.
2. Наблюдение является весьма трудоемким методом. Оформление итогов наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем само наблюдение.
Наблюдение должно дополнять другие методы маркетинговых исследований и применяться тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами.
Чтобы получить необходимую для целей исследования информацию, то есть получить сведенья о важных характеристиках изучаемого объекта. Не пропустить каких-то важных фактов, связанных с его деятельностью, или значимых сведений о нем, следует заранее тщательно разработать план и программу наблюдения.
Этапы проведения наблюдения.
1. Определение цели, постановка задач, установление объекта предмета наблюдения. В зависимости от целей исследования обычно выбирается в качестве предмета наблюдения какая-то одна или ограниченное число сторон деятельности объекта, например, изучается маршрут движения покупателя в торговом зале магазина.
2. Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми.
3. Выбор способов наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов. Прежде чем приступить к наблюдению, нужно заранее выбрать признаки единицы наблюдения, по которым можно будет судить о той ситуации, которая интересует исследователя.
4. Подготовка технических документов и оборудования.
5. После разработки плана осуществляется проведения наблюдений, сбор данных, накапливание информации.
6. Фиксация результатов наблюдений. Выполняется
6.1. Кратковременная запись, проводимая по «горячему следу», насколько позволяют место и время.
6.2. Фото-, видео-, звукозаписи.
6.3. Дневник наблюдений, в который систематически, день за днем, заносятся все необходимые сведенья, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности.
7. Контроль наблюдения, который можно осуществлять разными способами:
7.1. Поведением разговора с участниками ситуации.
7.2. Посылкой рапортов о наблюдении к другим исследователям с целью повторения наблюдений.
7.3. Обращением к документам, связанным с данным событием.
Отчет о наблюдении должен содержать:
1. Тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах проведенного наблюдения.
2. Информацию о роли наблюдателя при проведении исследования, способе наблюдения.
3. Характеристику наблюдаемых лиц.
4. Собственные заметки и интерпретации наблюдателя.
5. Оценку надежности полученных результатов.
При разработке плана наблюдений необходимо определить наиболее значительные характеристики условий и ситуаций, в которых протекают деятельность наблюдаемых, то есть решить вопрос о том, в каком месте и в какое время следует проводить наблюдение.
Метод фокус-группы.
Можно выделить пять главных целей применения данного метода:
1. Генерация идей, например, относительно направлений усовершенствования выпускаемых продуктов, их дизайна, упаковки или разработки новых продуктов.
2. Ознакомление запросов потребителей, их восприятие, мотивами и с их отношением к изучаемому продукту, его марки, методом его продвижения, что является весьма важным при определении целей маркетингового исследования.
3. Лучшее понимание данных, собранных при проведении количественных исследований.
4. Изучение эмоциональных и поведенческой реакции на определенные виды рекламы.
Обычно работу группы записывают с помощью аудио - и видео технических средств, а ее результаты являются основанием для проведения количественных исследований, например использования метода опроса. Если численность больше двенадцати человек, то трудно вести дискуссии, так как группа может разбиться на подгруппы, в которых могут вестись разговоры на отвлеченные темы.К сожалению, заранее трудно определить состав группы. Например, изъявляют желание принять в дискуссии двенадцать человек, а фактически присутствуют только шесть человек. Состав группы формируется исходя из принципа гомогенности состава ее участников (по возрасту и т. д.). В этом случае, считается, создаются лучшие условия для раскованной дискуссии. Выбор участников группы, прежде всего, определяется целями проводимого исследования. Успешность работы фокус-группы во многом зависит от эффективности деятельности ведущего, который на основе глубокого понимания цели и задач дискуссии, без прямого вмешательства в ход дискуссии, управляет ее проведением. При анализе результатов работы группы следует обратить внимание на два важных фактора, во-первых, на перевод высказываний участников дискуссии на язык категорий и понятий обсуждаемой темы и на определение степени согласованностей их мнений. Во-вторых, надо определить, в какой мере характеристики участников фокус-группы являются типичными для потребителей изучаемого целевого рынка. К числу главных достоинств фокус группы следует отнести следующее:
1. Возможность честно и свободно излагать свои мнения, генерировать свежие идеи.
2. Возможность для заказчика принимать участие в формировании целей и задач дискуссии, наблюдать за работой группы вызывают достаточное высокое доверия к результатам ее работы. Эти результаты заказчик порой начинает использовать в своей практической работе еще до получения официального отчета.
3. Разнообразие направлений использования данного метода, о чем шла речь ранее.
4. Возможность изучать респондентов, которые в более формальных ситуациях не поддаются изучению, не желая, на пример принимать участие в анкетировании.
Недостатки:
1. Высокая стоимость на одного участника группы.
2. Возможная субъективная интерпретация полученных данных.
Использование современных коммуникационных технологий расширяет диапазон использование фокус групп.
Информация о работе Наблюдение в маркетинговых исследованиях