Национальное богатсво РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:00, реферат

Описание работы

Современная Беларусь – это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран Европы и СНГ, сильная и эффективная власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества.

Файлы: 1 файл

Современная Беларусь.doc

— 664.50 Кб (Скачать файл)

Ведущая роль в сохранении биологического разнообразия принадлежит особо охраняемым природным территориям. К 2015 году предусматривается довести площадь этих территорий до 8,1–8,3 процента от территории страны, разработать схемы национальной экологической сети с учетом общеевропейской, продолжить развитие охраняемых водно-болотных угодий, имеющих международное значение, обеспечить сохранение редких и типичных биотопов, природных ландшафтов, расширить сотрудничество с сопредельными странами в области создания и функционирования трансграничных особо охраняемых территорий и биосферных резерватов.

Сформированная система природоохранных  территорий позволит сохранить в  естественном состоянии экосистемы, биологическое и ландшафтное  разнообразие.

Атмосферный воздух. Основной целью в области защиты атмосферного воздуха является минимизация объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных и мобильных источников.

В качестве важнейших задач предусматривается  обеспечить улучшение качества атмосферного воздуха, в том числе в крупных  городах, уменьшить негативное воздействие  загрязняющих веществ на здоровье населения, снизить антропогенное влияние на климат и озоновый слой земли.

Основные мероприятия, направленные на решение поставленных задач, включают переоснащение крупных промышленных предприятий современным эффективным  газоочистным оборудованием, сокращение потребления углеродного топлива, увеличение объемов использования более экологичных видов топлива – сжатого и сжиженного газа, дизельного топлива с ультранизким содержанием серы, бензина стандарта Евро-4 и Евро-5.

В практику проведения мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух будут внедрены автоматизированные системы, функционирующие в непрерывном режиме.

Получат дальнейшее развитие экологическая  стандартизация и нормирование, контроль, сертификация, экспертиза.

Обращение с отходами. Государственная политика в сфере обращения с отходами базируется на принципах ответственности производителя за сбор и переработку отходов или безвредную их утилизацию, приоритета переработки и вторичного использования отходов перед их захоронением. Основной целью деятельности в данной сфере является снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения путем минимизации образования отходов, увеличения уровня их вовлечения в гражданский оборот, обезвреживания накопленных опасных отходов.

Приоритетным направлением в сфере  обращения с отходами является внедрение  новых технологий переработки отходов, обеспечивающих их вторичное использование  в качестве материальных или энергетических ресурсов, а также создание безотходных  производств. В этих целях намечается совершенствование экономического стимулирования субъектов хозяйствования к освоению малоотходных технологий и переработке вторичного сырья.

Увеличение объемов использования  коммунальных отходов будет достигнуто путем строительства и ввода в эксплуатацию предприятий по их комплексной переработке в областных центрах и городе Минске, а также разработки и внедрения экономических инструментов, стимулирующих население к раздельному сбору отходов. Одновременно намечается поэтапное сокращение объемов субсидий, выделяемых организациям, осуществляющим вывоз таких отходов.

Для улучшения санитарно-гигиенической  и экологической обстановки в  пригородных зонах требуется  оптимизация сети объектов захоронения  коммунальных отходов.

Реализации государственной политики ресурсосбережения будет способствовать расширение повторного использования упаковочных материалов путем организации системы возврата, сбора и переработки тары и упаковочных материалов.

Организация безопасного хранения и обезвреживания опасных отходов будет направлена на реализацию международных обязательств в соответствии со Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, принятой в г. Стокгольме 22 мая 2001 года.

Предусматривается снизить темпы  образования отходов, довести долю использования отходов производства (без учета крупнотоннажных) до 85 процентов, охват населения раздельным сбором коммунальных отходов – до 100 процентов.

ГЛАВА 12 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

Основными национальными интересами в экономической сфере в соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь являются:

повышение благосостояния населения  страны на основе экономического роста  и конкурентоспособности белорусской  экономики, устойчивого инновационного развития, инвестиций в человеческий капитал, модернизации экономических отношений, снижения себестоимости, импорто- и материалоемкости производимой продукции;

сохранение устойчивости национальной финансовой и денежно-кредитной  систем;

снятие дискриминационных барьеров при доступе белорусских субъектов хозяйствования на мировые рынки товаров, услуг, информации, технологий и финансовых (в том числе кредитных) ресурсов;

обеспечение уровня энергетической безопасности, достаточной для нейтрализации  внешних энергетических шоков;

реструктуризация и повышение  эффективности аграрного сектора  экономики в целях поддержания  гарантированного уровня продовольственной  безопасности;

трансфер современных технологий в экономику страны преимущественно  за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов.

Наибольшее внимание будет уделено  угрозам, связанным с прохождением пиковых значений выплат по внешнему долгу (2012–2014 годы), дефицитом внешней  торговли (который не может быть ликвидирован в короткие сроки вследствие инерционности отраслевой структуры экономики, имеющей высокую импортоемкость), недостаточной устойчивостью финансового состояния реального сектора экономики, высокой степенью зависимости от внешних поставок энергоресурсов, в целом недостаточной конкурентоспособностью экономики и эффективностью механизмов инновационного развития.

Допустимые уровни изменения важнейших  показателей экономической безопасности (пороговые значения) определяют тот  коридор, в котором должна развиваться  экономика Республики Беларусь в текущем пятилетии.

Важное значение для формирования такого коридора имеют следующие  показатели: уровень малообеспеченности, внутренние затраты на научные исследования и разработки, коэффициент обновления основных средств, сальдо внешней торговли, отношение платежей по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета, уровень золотовалютных резервов, то есть те показатели, по которым либо превышено пороговое значение, либо есть вероятность существенного его превышения.

Главная задача в сфере обеспечения экономической безопасности в 2011–2015 годах состоит в осуществлении мер, направленных на мониторинг состояния и угроз экономической безопасности, выявление причин выхода показателей экономической безопасности за пределы коридора, принятие своевременных упреждающих и противодействующих мер по ограничению эскалации негативных явлений и процессов в социально-экономической сфере страны, вызванных внешними и внутренними угрозами.

В сфере социальной безопасности планируется обеспечить соблюдение пороговых значений малообеспеченности, что должно способствовать сохранению стабильности в обществе, недопущению деструктивных социальных процессов. В 2015 году прогнозируется уровень малообеспеченности 5–6 процентов при пороговом значении не более 10 процентов. Этому будет способствовать реализация мер по повышению эффективности системы социальной поддержки граждан, неконкурентоспособных на рынке труда, недопущению роста уровня малообеспеченности при одновременном улучшении качества жизни населения с низкими доходами, усилению адресности оказания социальной помощи, повышению эффективности государственных пенсионных расходов, установлению величины государственных минимальных социальных гарантий на уровне, обеспечивающем дальнейшее снижение доли малообеспеченных среди пожилых и инвалидов, поддержанию размеров пенсионных выплат с учетом экономического развития страны, а их реального содержания – в увязке с ростом заработной платы и изменением стоимости жизни, развитию системы государственных социальных стандартов.

Обеспечение сбалансированного со спросом предложения рабочих  мест на рынке труда, территориальной  мобильности трудовых ресурсов, стимулирование роста занятости на основе создания новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг, формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы, повышение социальной ответственности за результаты труда позволят сохранить в 2015 году уровень зарегистрированной безработицы 1,5–2 процента (при пороговом значении 8 процентов).

В сфере инновационно-инвестиционной безопасности будет существенно повышена доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП (2015 год – 2,5–2,9 процента, против 0,61 процента в 2010 году), одновременно существенно возрастет их эффективность. Предстоит активизировать все типы инноваций. Улучшить ситуацию в данной сфере предполагается за счет следующих мер: расширение внебюджетных источников финансирования, широкое использование венчурных и страховых фондов, ускорение процесса технологических инноваций на основе формирования национальной инновационной системы, формирование рынка научно-технической продукции, расширение экспорта объектов интеллектуальной собственности, обновление материально-технической базы науки, организация технологических парков мирового уровня, способных реализовать масштабные инновационные проекты, развитие инновационной инфраструктуры, страхование инновационных рисков.

Совершенствование законодательной базы инвестиционной сферы, повышение эффективности реализации приоритетных инвестиционных проектов, привлечение в экономику прямых иностранных инвестиций, развитие института инвестиционных агентов в Республике Беларусь позволят увеличить долю инвестиций в основной капитал в ВВП в 2015 году до 37,5 процента, что обеспечит осуществление модернизации и повышение конкурентоспособности национальной экономики, повышение коэффициента обновления основных средств до 7,5, рентабельности продаж в промышленности – до 14–15 процентов в 2015 году, удельного веса инновационной продукции в организациях, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20–21 процента.

В сфере внешнеэкономической безопасности предстоит решить главную задачу – выровнять баланс внешней торговли товарами и услугами, уйти от зависимости от одной страны во внешнеторговом обороте. В связи с этим на 2011–2015 годы выстроена траектория последовательного сокращения дефицита внешней торговли, в соответствии с которой в 2014 году будет ликвидирован дефицит, а в 2015 году сальдо внешней торговли товарами и услугами станет положительным (0,5–0,6 процента к ВВП).

Решение поставленной задачи будет  обеспечено за счет опережающего развития экспорта (по сравнению с ростом ВВП) и замедления темпов роста ввоза в страну потребительских и промежуточных товаров по отношению к темпам роста ВВП. Этому будет способствовать осуществление страновой и отраслевой диверсификации внешнеторговых отношений, расширение участия Республики Беларусь в интеграционных процессах и активизация сотрудничества с международными экономическими организациями, совершенствование условий создания и функционирования совместных и иностранных коммерческих организаций, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, повышение конкурентоспособности экспортоориентированных предприятий, наращивание объемов экспорта товаров и услуг, совершенствование механизмов поддержки отечественных товаропроизводителей, импортозамещение и снижение импортоемкости производства и повышение в экспорте доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, развитие инфраструктуры внешней торговли, в том числе товаропроводящих сетей, современных систем информационно-маркетинговой поддержки, электронной торговли, глобальных телекоммуникационных сетей.

В целях внешнеэкономической безопасности будет продолжена реализация ряда мер  по выравниванию условий хозяйствования с сопредельными государствами, осуществлению перспективных высокотехнологичных экспортоориентированных проектов, дальнейшему развитию импортозамещающих производств.

В сфере финансовой безопасности предстоит обеспечить финансовую стабильность во всех секторах экономики. Необходимо повысить рентабельность продаж и эффективность использования средств государственного бюджета.

Положительное влияние на финансовые возможности реального сектора  экономики окажут меры макроэкономического  характера, направленные на снижение уровня инфляции, поддержание стабильного  обменного курса белорусского рубля, осуществление сбалансированной кредитно-денежной поддержки, в том числе в отраслях, работающих на внутренний рынок, создание эффективной налоговой системы и усиление ее стимулирующего влияния на устойчивое социально-экономическое развитие, поддержание жестких бюджетных ограничений в деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение своевременного исполнения финансовых обязательств (платежная дисциплина), ликвидация перекрестного субсидирования, снижение энергоемкости и материалоемкости производства.

Совершенствование институциональной  структуры банковского сектора  посредством привлечения национальных и иностранных инвесторов, прежде всего из частного сектора, создание стимулов для реорганизации малых  и средних банков в более крупные  институциональные единицы, отказ от кредитования на нерыночных условиях позволят повысить устойчивость банковской системы.

Информация о работе Национальное богатсво РБ