Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:00, реферат
Современная Беларусь – это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран Европы и СНГ, сильная и эффективная власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества.
В целях ослабления влияния на экономическую безопасность государственных платежей по внешнему долгу страны будут осуществляться следующие меры: погашение и обслуживание внешнего долга путем его рефинансирования, то есть привлечения новых заимствований, что обеспечит возможность непревышения порогового значения бюджетных средств, направляемых на обслуживание внешнего государственного долга, привлечение прямых иностранных инвестиций (в первую очередь в валютоокупаемые проекты), поддержание жестких бюджетных ограничений во всех секторах экономики, создание условий для реинвестирования доходов нерезидентов в экономику Беларуси.
Повышение золотовалютных резервов до 3 месяцев импорта позволит создать потенциал сдерживания деструктивных процессов на валютном рынке в результате превышения спроса на валюту над ее предложением, движения валютных курсов, быстрого увеличения рублевого предложения и шокового спроса на валюту со стороны импортеров.
Ослабление угроз энергетическо
Удельный вес собственных
Обеспечение продовольственной безопасности предусматривает динамичное развитие агропромышленного комплекса на основе повышения его эффективности, расширения собственного производства в целях обеспечения населения продовольствием, а промышленности – сырьем в объемах, необходимых для устойчивого развития, увеличения экспорта и сокращения доли импорта до рационального уровня. В объеме розничного товарооборота продовольственных товаров доля импорта в 2015 году составит 16–17 процентов.
Укреплению продовольственной безопасности будет способствовать сокращение количества низкорентабельных и убыточных организаций сельского хозяйства, углубление региональной и отраслевой специализации, кооперации и интеграции с формированием разноуровневых узкоспециализированных и многоотраслевых продуктовых объединений, улучшение финансового положения хозяйствующих субъектов, в том числе на основе перехода на регулирование закупочных цен путем установления базисных минимальных гарантированных цен, расширение рыночных форм ценовой поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, снижение материальных затрат, направление финансовых ресурсов исключительно эффективно работающим хозяйствам и на поддержку приоритетных направлений, повышение качества и безопасности продуктов питания при умеренном росте цен на них.
ГЛАВА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным результатом реализации Программы
станет рост благосостояния и улучшение
условий жизни населения на основе
совершенствования социально-
Будет осуществлен комплекс эффективных
мер для вхождения Республики
Беларусь не позднее 2015 года в число
первых 50 стран с наиболее высоким
уровнем человеческого
Изменится технологическая и отраслевая структура экономики, которая станет более наукоемкой, основанной на высокотехнологичных секторах и производствах, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В общем объеме промышленного производства не менее 20 процентов составит инновационная высокорентабельная продукция. Во всех видах экономической деятельности произойдет переход к обновлению основных средств.
Инвестиционная деятельность будет направлена на модернизацию более трети существующих и создание новых рабочих мест. Высокопроизводительные и гарантированные хорошо оплачиваемые рабочие места позволят трудоспособным гражданам с максимальной отдачей применить свой опыт, квалификацию и способности, получать достойное вознаграждение за труд.
В структуре экономики увеличатся
доля производств с высокой добавлен
В текущем пятилетии планируется обеспечить увеличение ВВП на 62–68 процентов, объема промышленного производства – на 54–60 процентов, продукции сельского хозяйства – на 39–45 процентов, производства услуг – в 1,8–1,9 раза, инвестиций в основной капитал – в 1,9–1,97 раза.
Достижение намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 16 тыс. долларов США в 2010 году до 28,6–29,8 тыс. долларов США в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого – с 33,3 тыс. долларов США до 58–60 тыс. долларов США.
Экономический уровень развития Беларуси к концу текущего пятилетия приблизится к среднеевропейскому.
Национальная социально
Все это позволит Республике Беларусь к 2016 году войти в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, привлекательными и для зарубежных инвестиций.
Будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля и сохранность частных вкладов.
Экономика сохранит свою социальную ориентацию. Государство всегда будет стоять на защите интересов людей, гарантируя поддержку тем, кто не может без нее справиться.
Намеченные меры приблизят качество жизни населения к европейскому уровню социальных стандартов, позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7–1,76 раза за пятилетие.
Будут окончательно решены вопросы
доступности и качества жилья. Для
граждан, нуждающихся в социальной
защите, будет строиться с государствен
Главным приоритетом государства останется повышение уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, снижении материнской и детской смертности.
Образовательная и кадровая политика будут нацелены на создание условий для реализации способностей и талантов молодого поколения и выдвижение молодежи на ключевые позиции в политике, экономике и общественной жизни.
Доступность услуг здравоохранения,
образования, науки, культуры и спорта
обеспечит возможность
Таким образом, Республика Беларусь в очередной раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан.
В Программе определены основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы согласно приложению 1 и важнейшие индикаторы экономической безопасности Республики Беларусь согласно приложению 2.
Приложение 1 к Программе социально- |
Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы
(процентов к предыдущему году)
Наименование показателей |
Годы |
2015 год к 2010 году | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2015 | ||
факт |
прогноз | ||||
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
100,2 |
107,6 |
109–110 |
111–112 |
162–168 |
Продукция промышленности |
98 |
111,3 |
109–109,5 |
109–110,5 |
154–160 |
Рентабельность продаж в организациях промышленности |
6,7 |
6,8 |
8–9 |
14–15 |
|
Продукция сельского хозяйства |
101,3 |
102 |
107–108 |
107–108 |
139–145 |
Рентабельность продаж в организациях сельского хозяйства |
–0,1 |
4,2 |
6–8 |
10–11 |
|
Производительность труда |
99,5 |
107,4 |
109,3–109,4 |
111,1–112,1 |
163–168 |
Инвестиции в основной капитал |
104,7 |
116,9 |
116–117 |
112,5–113,5 |
190–197 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, процентов к ВВП |
0,64 |
0,61* |
1,2–1,4 |
2,5–2,9 |
|
Удельный вес отгруженной
инновационной продукции |
10,9 |
11* |
12–13 |
20–21 |
|
Экспорт товаров и услуг |
67,2 |
120 |
116–116,4 |
117,5–117,9 |
218–222 |
Сальдо внешней торговли товарами и услугами, процентов к ВВП |
–11,3 |
–13,6 |
(–8,9) – (–9,0) |
0,5–0,6 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
103,7 |
114,9 |
108–109,5 |
114–115 |
170–176 |
Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта |
5 |
0,6 |
6–7 |
7,5–8 |
29–32 |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров |
5,7 |
6,7 |
7,5 |
9,5–10 |
142–149 |
Дефицит консолидированного бюджета, процентов к ВВП |
–0,7 |
–2,6 |
–3 |
–1,5 |
______________________________
*Оценка 2010 года.
Приложение 2 к Программе социально- |
Важнейшие индикаторы экономической безопасности Республики Беларусь
Наименование индикаторов |
Единица измерения |
Пороговое значение |
Годы | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2015 | |||
отчет |
оценка |
прогноз | ||||
Уровень малообеспеченности |
процентов |
не более 10 |
5,4 |
6–5 |
7,5–6,5* |
6–5 |
Уровень регистрируемой безработицы по отношению к активной части населения |
» |
не более 8 |
0,9 |
0,7** |
1,2–1,5 |
1,5–2 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки |
процентов к ВВП |
не менее 1 |
0,64 |
0,61 |
1,2–1,4 |
2,5–2,9 |
Удельный вес отгруженной
инновационной продукции |
процентов |
не менее 20 |
10,9 |
11,0 |
12–13 |
20–21 |
Доля инвестиций в основной капитал |
процентов к ВВП |
не менее 25 |
31,6 |
33,3** |
34 |
37,5 |
Коэффициент обновления основных средств |
процентов |
не менее 5 |
4,6 |
4,7 |
5 |
7,5 |
Сальдо внешней торговли, включая услуги (по методологии платежного баланса) |
процентов к ВВП |
не менее –5 |
–11,3 |
–13,6** |
–8,9 – –9,0 |
0,5–0,6 |
Рентабельность продаж в организациях промышленности |
процентов |
не менее 10 |
6,7 |
6,8** |
8–9 |
14–15 |
Дефицит консолидированного бюджета |
процентов к ВВП |
не более 3 |
–0,7 |
–2,6** |
–3,0 |
–1,5 |
Внешний государственный долг*** |
» |
не более 25 |
16,2 |
17,5 |
20 |
21,5 |
Внутренний государственный долг*** |
» |
не более 20 |
1,8 |
1,3 |
1,4 |
3,3 |
Платежи по обслуживанию государственного долга к доходам республиканского бюджета |
процентов |
не более 10 |
3,5 |
2,6 |
7,2 |
8,4 |
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке*** |
» |
не более 10 |
1,2 |
2,7 |
3,9 |
7,1 |
Уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта |
месяцев |
не менее 3 |
2,4 |
1,7 |
1,9 |
3,0 |
Доля собственных |
процентов |
не менее 30 |
20,3 |
20,5 |
22,2 |
28–30 |
Доля импорта |
» |
не более 25 |
15,9 |
17,0** |
14 |
16–17 |