Национальное богатсво РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:00, реферат

Описание работы

Современная Беларусь – это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран Европы и СНГ, сильная и эффективная власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества.

Файлы: 1 файл

Современная Беларусь.doc

— 664.50 Кб (Скачать файл)

Развитие сектора производных  финансовых инструментов будет основано на создании условий для обращения на национальном рынке широкого спектра производных финансовых инструментов, активно используемых в мировой практике, а также на участии резидентов Республики Беларусь в схемах заимствования на иностранных рынках с использованием данных инструментов.

Планируется дальнейшее расширение использования  производных финансовых инструментов, направленных на хеджирование рисков инвесторов (форвардные контракты, фьючерсы, опционы, варранты, конвертируемые ценные бумаги, операции СВОП, РЕПО и другие).

Посредством развития лизинга предусматривается решение следующих задач: модернизация и техническое развитие производственного сектора экономики, создание условий для ускоренного развития стратегически важных отраслей, приобретение высокотехнологичного оборудования, стимулирование притока капитала в производственную сферу, продвижение продукции отечественных производителей на зарубежные рынки.

Развитие инвестиционных фондов будет направлено на создание эффективного механизма инвестирования средств в национальную экономику.

Это потребует внедрения принципа единства стандартов инвестирования применительно  ко всем формам институциональных инвесторов, разработки нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность инвестиционных компаний, управляющих компаний.

Акцент будет сделан на усиление взаимодействия национальных и зарубежных инвестиционных фондов и компаний.

Предполагается создание институтов коллективных инвесторов в форме  инвестиционных фондов различных видов (открытых, закрытых, инвестиционных, паевых, венчурных, инновационных).

Важным элементом системы защиты законных прав и интересов инвесторов станет внедрение на финансовом рынке  механизмов в виде компенсационных (гарантийных) фондов.

Создание и развитие инвестиционных фондов будет направлено на снижение рисков (прежде всего риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения обязанностей при оказании услуг инвесторам), выравнивание условий совершения инвесторами операций с финансовыми активами. Особенно благоприятную роль они должны сыграть в части финансовой поддержки предпринимательства.

В результате намеченных мер в Республике Беларусь будет сформирован отвечающий мировым стандартам конкурентоспособный  финансовый рынок, что значительно расширит спектр доступных инструментов инвестиционных вложений в экономику страны, повысит рейтинг ее финансовой системы и обеспечит приток иностранных инвестиций.

Ценовая и антимонопольная  политика

Основной целью ценовой политики является переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования для стимулирования структурной перестройки экономики.

В числе первоочередных задач – создание гибкой, прозрачной системы ценообразования, приведение ее в соответствие с международной практикой путем дальнейшей либерализации.

Государственное регулирование цен  будет сохранено на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию  организаций-монополистов и отдельные, определяющие жизненный уровень  населения социально значимые товары, в том числе лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению.

Тарифная политика будет нацелена на постепенное возмещение обоснованных затрат при жесткой увязке с ростом доходов населения и осуществлением необходимых мер по социальной защите. Предусматривается отмена с 2013 года льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По мере роста доходов граждан  будет увеличиваться уровень возмещения населением затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Уровень окупаемости затрат тарифами на услуги жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году составит не менее 60 процентов. В сфере предоставления транспортных услуг общего пользования населению будет сокращаться доля бюджетного субсидирования транспортных организаций путем поэтапного повышения тарифов.

Важным направлением станет поэтапное  сокращение и ликвидация перекрестного  субсидирования в тех сферах экономики, где на протяжении ряда лет сложились определенные перекосы и диспропорции. В энергетической – путем сокращения числа промышленных и сельскохозяйственных потребителей, имеющих льготы в тарифах на электроэнергию и природный газ. К 2014 году будут отменены льготные цены (тарифы) на природный газ для юридических лиц.

Продолжится работа по постоянному  мониторингу цен и прогнозированию  их влияния на социально-экономическое  развитие республики в целях разработки мер, упреждающих необоснованный рост цен.

Основными задачами антимонопольной политики являются содействие развитию добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования всех форм собственности, совершенствование регулирования деятельности естественных монополий, предотвращение монополистической деятельности, противодействие образованию новых монопольных структур.

Для решения поставленных задач  потребуется развитие конкурентной среды за счет снижения административных барьеров выхода на товарные рынки  и работы на них.

Достижение поставленных задач  предполагает совершенствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции и Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности естественных монополий в рамках Единого экономического пространства.

В целях недопущения возникновения  и усиления доминирующего положения  субъектов хозяйствования на товарных рынках и ограничения конкуренции  будет организован системный  контроль над монополистической  деятельностью. Не менее важными  задачами являются обеспечение взаимодействия антимонопольных и правоохранительных органов для выявления картельных соглашений, усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Предусматривается активное взаимодействие с антимонопольными органами сопредельных государств при проведении совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках.

Продолжится дальнейшая работа по пресечению ограничений конкуренции и прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на продажу, покупку товаров при межобластных поставках.

Реализация намеченных мер позволит сократить масштабы монополизации  и сформировать добросовестную конкурентную среду, повысить конкурентоспособность  продукции субъектов хозяйствования на товарных рынках.

ГЛАВА 7 
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обеспечение конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке возможно только при переходе на инновационный путь обновления экономики.

Предстоит реализовать стратегию  технологического развития, включая создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и секторов экономики, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, что в свою очередь потребует эффективной инвестиционной политики, формирования благоприятного бизнес-климата, повышения доверия зарубежных партнеров к инвестированию в Республику Беларусь.

Научно-техническая и  инновационная деятельность

Основными задачами научно-технической  и инновационной деятельности являются формирование эффективной национальной инновационной системы, повышение инновационной активности организаций, содействие развитию изобретательства и рационализаторства.

Достижение поставленных задач  базируется на модернизации важнейших  секторов экономики на основе технологического обновления производства, создании новых наукоемких и высокотехнологичных производств, укреплении материально-технической базы науки и расширении подготовки высококвалифицированных специалистов и научных кадров в сфере инновационного развития.

Будет продолжена работа по формированию рынка научно-технической продукции и объектов прав интеллектуальной собственности, созданию действенной системы защиты прав интеллектуальной собственности.

Особое внимание требуется уделить  преобразованию производственного  потенциала посредством внедрения наукоемких технологий (информационных, наноэлектронно-оптических, тонкой химии, биологических и других) для производства продукции с высокой добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, способных обеспечить создание принципиально новых видов товаров и услуг. В числе приоритетных направлений – создание производств на базе технологий водородной энергетики.

Значительным стимулом к созданию отечественных высоких технологий должно стать увеличение затрат на научные исследования и разработки до 2,5–2,9 процента от ВВП. При этом доля собственных средств организаций и иных источников внебюджетного финансирования в общем объеме затрат на научные исследования и разработки должна составлять не менее 52–54 процентов.

Практическое использование научных отечественных разработок будет осуществляться на основе внедрения новых высокотехнологичных производств в системе «университет–наука–бизнес». Для активного привлечения молодых ученых, преподавателей и студентов к инновационному предпринимательству при крупных университетах предполагается создание научно-технологических парков, хозяйственных обществ с участием организаций государственного и частного секторов.

Важная роль будет отведена научно-производственным объединениям, позволяющим сформировать сквозной цикл: исследование–разработка–производство–реализация продукции. Будет оказываться содействие в создании крупных инжиниринговых ассоциаций, включающих научные, конструкторско-технологические и проектные организации, промышленные предприятия, маркетинговые и консалтинговые организации.

Одним из центров создания и вовлечения передовых технологий во все сферы  экономики станет Парк высоких технологий.

В текущем пятилетии будет создан механизм стимулирования изобретательства, включая безусловное перечисление денежных средств (роялти) обладателям исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Приоритетными направлениями научно-технической  деятельности определены:

энергетика и энергосбережение;

агропромышленные технологии и  производства;

промышленные и строительные технологии и производства;

медицина, медицинская техника  и технологии, фармация;

химические технологии, нано- и  биотехнологии;

информационно-коммуникационные и  авиакосмические технологии;

новые материалы;

рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций;

обороноспособность и национальная безопасность.

Реализация этих направлений будет  осуществляться посредством выполнения научно-технических программ, расширения международного научно-технического и инновационного сотрудничества.

Продолжится целенаправленная работа по исследованию и использованию  космического пространства в мирных целях. Намечается создание спутниковой  группировки, внедрение технологий и аппаратно-программных комплексов для дешифрования и обработки данных дистанционного зондирования Земли, которые позволят решать задачи в различных областях деятельности (сельское, лесное и водное хозяйство, экология, охрана и использование природных ресурсов, картография и другие).

Развитие получит и новое для Беларуси направление – разработка и производство беспилотных летательных аппаратов. Будут созданы многофункциональные беспилотные авиационные комплексы для ведения воздушной разведки, мониторинга земной и водной поверхностей.

Особое внимание будет уделено дальнейшему развитию прикладного направления биологии – биотехнологии, что позволит создать производство ферментов, лекарственных субстанций, консервантов кормов, противобактериальных препаратов, вакцин и диагностикумов, провести модернизацию микробиологических производств. В стране будет создан биотехнологический сектор экономики, включающий 20 новых и модернизированных предприятий и производств.

Одно из ключевых направлений развития прикладных исследований и разработок – создание новых химических продуктов и технологий с учетом интересов белорусских предприятий. Важнейшая сфера в данном направлении – технологии и производство малотоннажной химии, которые должны вытеснить потребительский импорт в области полимерных строительных материалов, бытовой химии.

Реализация намечаемых мероприятий  будет способствовать наращиванию  объемов инновационной продукции  до 20–21 процента в общем объеме отгруженной  промышленной продукции. Экспорт наукоемкой и высокотехнологичной продукции  в общем объеме экспорта товаров и услуг увеличится до 12–14 процентов.

Инвестиционная деятельность

Целью инвестиционной деятельности является создание условий для привлечения  отечественных и иностранных  инвестиций в экспортоориентированные  и импортозамещающие производства.

Информация о работе Национальное богатсво РБ