Национальное богатсво РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:00, реферат

Описание работы

Современная Беларусь – это стабильное государство, занимающее достойное место среди стран Европы и СНГ, сильная и эффективная власть которой работает во имя благосостояния народа. Четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества.

Файлы: 1 файл

Современная Беларусь.doc

— 664.50 Кб (Скачать файл)

Достижение поставленной цели требует  решения следующих задач:

улучшение инвестиционного климата  и формирование благоприятного имиджа страны;

развитие рыночных стимулов для  повышения инновационно-инвестиционной активности субъектов хозяйствования;

увеличение объемов инвестиций в основной капитал при одновременном росте экономической эффективности их использования и сокращении сроков реализации проектов.

Приоритетным направлением инвестирования станет вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортоориентированных производств, модернизацию действующих предприятий на основе новейших технологий.

В целях максимального задействования ресурсов для инвестирования в основной капитал необходимо разработать  действенные механизмы привлечения сбережений населения и прямых иностранных инвестиций, обеспечить создание равных условий для отечественных и зарубежных инвесторов и защиту их интересов.

Предстоит развить новые формы  привлечения инвестиций (проектное  и венчурное финансирование).

Будет активизирована работа по поиску и привлечению стратегических инвесторов и долгосрочных инвестиций в экономику, внедрению новых схем финансирования инвестиционных проектов, в том числе с участием ведущих зарубежных компаний.

Особая роль в установлении прямого конструктивного диалога между государством и частным бизнесом будет принадлежать Национальному агентству инвестиций и приватизации. Основными направлениями его деятельности станут оказание практической помощи инвесторам по принципу «одно окно», сопровождение инвестиционных проектов «под ключ», предоставление информационных и аналитических услуг.

Будут сформированы благоприятные  условия для привлечения инвестиций в развитие инновационных производств, прежде всего фармацевтических и  биотехнологических, химической переработки малоценного древесного сырья и отходов, выпуска светодиодной техники, автомобильных компонентов мирового уровня.

Предусматривается реализация следующих  инвестиционных проектов: строительство  АЭС и Зельвенской КЭС на угле, нового нефтехимического комплекса на заводе «Полимир», горно-химического комбината по переработке горючих сланцев, модернизация производственных мощностей по выпуску лекарственных средств на РУП «Белмедпрепараты», строительство завода по выпуску листового проката, освоение производства беленой сульфатной целлюлозы.

Планируются строительство завода по переработке маслосемян рапса  и освоение производства из них гранулированного жмыха и сырого масла, создание новых  производственных мощностей по выпуску  консервов для детей на базе ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат», а также племенных свиноводческих ферм (нуклеус) по разведению специализированных мясных пород в Гродненской и Витебской областях.

Продолжится работа по освоению технологических  линий по производству цемента на ПРУП «Белорусский цементный завод» и «Кричевцементношифер», щебня на базе Ситницкого месторождения на РУПП «Гранит». Предусматриваются организация производства энергосберегающего, ламинированного, зеркального, гнутого закаленного стекла на ОАО «Гомельстекло», строительство завода по производству кальцинированной соды.

Приоритетным направлением вложения инвестиций остается жилищное строительство.

Инвестиционные ресурсы будут привлечены в создание республиканской транспортно-логистической системы, развитие скоростных перевозок пассажиров транспортом общего пользования, дальнейшую электрификацию Белорусской железной дороги. В этих целях будут реализованы инвестиционные проекты по созданию транспортно-логистического центра на территории СЭЗ «Минск», техническому переоснащению ГО «Белорусская железная дорога» и модернизации железнодорожных путей для повышения скорости движения пассажирских поездов, электрификации участков железной дороги.

Предусматривается привлечение инвестиций в строительство и модернизацию телекоммуникационной инфраструктуры с переходом к мультисервисным сетям электросвязи, дальнейшее развитие широкополосного доступа к сети Интернет и строительство волоконно-оптических линий связи непосредственно до потребителей (технология Ethernet). Будут реализовываться следующие важнейшие инвестиционные проекты: строительство мультисервисной сети электросвязи, развитие и модернизация сетей стационарного широкополосного доступа к сети Интернет в РУП «Белтелеком», внедрение технологии пассивных оптических сетей (xPON) и Ethernet-технологий с установкой Ethernet-коммутаторов.

Особое внимание будет уделено  источникам инвестиций. Инвестиционная политика государства будет направлена на равное стимулирование внутренних и внешних ресурсов с учетом обеспечения  опережающего роста иностранных инвестиций.

Внутренние источники инвестиций – ресурс, гарантирующий стабильность и безопасность развития национальной экономики. Основными источниками останутся собственные средства организаций, направляемые на инвестиционные цели, рост объемов которых будет обеспечен за счет улучшения финансово-хозяйственной деятельности, предоставления финансовых стимулов к инвестированию полученной прибыли.

Намечается создание эффективной  системы трансформации сбережений в инвестиции, в том числе путем развития рынка корпоративных ценных бумаг, создания инвестиционных фондов, упрощения процедур привлечения соинвесторов в малый и средний бизнес. Это позволит обеспечить максимальную отдачу от вложений средств государства за счет их концентрации.

Формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций намечается осуществлять по трем базовым направлениям:

предоставление инвесторам гарантий стабильности ведения бизнеса за счет совершенствования законодательства;

расширение использования международных  стандартов финансовой отчетности;

создание развитой инфраструктуры ведения бизнеса, включающей правовое, транспортное, инженерное обеспечение.

Государственная инвестиционная политика будет направлена на стимулирование привлечения прямых иностранных  инвестиций в эспортоориентированные, импортозамещающие и наукоемкие производства, стратегически важные для экономики страны. Органами государственного управления будет проводиться активная работа по привлечению ведущих мировых компаний в качестве инвесторов, а также широкое информирование мировых деловых кругов и общественности об инвестиционных возможностях в Республике Беларусь.

Для обеспечения инвестиционных потребностей экономики активизируется работа по привлечению иностранных ресурсов в форме заимствований, поиску и  открытию новых иностранных кредитных  линий, в том числе привлечению  иностранных кредитных ресурсов в рамках действующих кредитных линий зарубежных стран.

В 2015 году прогнозируется рост удельного  веса инвестиций в основной капитал  до 37,5 процента от ВВП и удельного  веса иностранных источников в инвестициях  в основной капитал – не менее 21 процента.

ГЛАВА 8 
СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Основной целью структурной  перестройки является повышение  конкурентоспособности и эффективности  национальной экономики, расширение сфер экономической деятельности, обеспечивающих создание продуктов с высокой  добавленной стоимостью, прежде всего производств с высокой степенью переработки сырья и материалов, наукоемких и высокотехнологичных производств, сферы услуг.

Модернизация экономики будет  осуществляться по следующим направлениям:

активное развитие производств, основанных на конкурентных преимуществах Беларуси – высоком развитии человеческого потенциала, географическом положении, наличии природных ресурсов – больших запасов пресной воды, калийных солей, лесных и других ресурсов;

поэтапная и целенаправленная конверсия (свертывание деятельности) и дальнейшая ликвидация неконкурентоспособных и убыточных производств, реструктуризация предприятий;

создание новых для Беларуси организационных форм хозяйствования (холдингов, кластеров, стратегических альянсов и других);

перенос части материало- и импортоемких, экологически опасных производств  в другие страны, имеющие соответствующую  ресурсную базу для их развития и (или) являющиеся потребителями этой продукции;

формирование оптимальной технологической  структуры экономики.

Структурные преобразования экономики  основаны на:

производственно-технологической  реструктуризации, направленной на совершенствование  структуры производственной программы, освоение новых технологий и востребованных рынком товаров, сокращение производства не пользующихся спросом товаров, внедрение ресурсоэффективных технологий;

кадровой реструктуризации, предполагающей ротацию кадров внутри организации  в целях достижения более высокой  производительности труда и эффективного использования их творческого потенциала, оптимизацию численности работников с учетом реальных потребностей производства, переподготовку и повышение квалификации персонала;

финансовой реструктуризации, которая  направлена на ликвидацию и перенос  накопленных долгов предприятий  перед контрагентами, бюджетом и банками. Финансовая реструктуризация также предполагает использование новых инструментов взаиморасчетов в условиях дефицита ликвидности;

организационно-имущественной реструктуризации, в основе которой лежат изменение  форм собственности, привлечение стратегических инвесторов, выделение отдельных производств в самостоятельные субъекты хозяйствования, слияние и поглощение фирм, создание холдингов, передача объектов социальной сферы на баланс местных органов управления;

маркетинговой реструктуризации, направленной на совершенствование производственной и сбытовой политики, принятие мер по сокращению складских запасов готовой продукции. Особый акцент должен быть сделан на поиски новых рынков сбыта и каналов продвижения производимой продукции.

Промышленность

Качественное улучшение производственного  потенциала, снижение материало- и импортоемкости продукции, повышение ее конкурентоспособности  на внешних рынках требуют технической  и технологической модернизации отечественной промышленности, создания новых высокотехнологичных наукоемких производств.

Главными задачами развития промышленности являются повышение производительности труда на основе быстрого обновления активной части основных средств, наращивание  выпуска соответствующей мировым  стандартам высококачественной и востребованной на рынке продукции.

Рост производственного потенциала будет обеспечен в первую очередь  за счет организации новых специализированных производств, использующих современные технологии, передовые научные разработки и создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Не менее значимое направление  деятельности – организация совместных предприятий по выпуску импортозамещающей продукции с участием иностранных производителей.

Увеличение объемов продаж промышленной продукции планируется обеспечить за счет проведения активной маркетинговой политики, расширения товаропроводящей сети, совершенствования гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Будет продолжена работа по формированию эффективных механизмов управления промышленным производством. В целях снижения затрат на производство промышленной продукции предусматривается широкое внедрение системы планирования ресурсов предприятия (ERP).

Новым направлением станет совершенствование  организационных форм в промышленности путем исключения непрофильных активов, преобразования и оптимизации крупных объединений промышленных предприятий в хозяйственные общества кластерного типа (холдинги, совместные предприятия и другие производственные и научно-производственные объединения). Предусматривается создание холдингов в производствах дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, автомобилей и дизельных двигателей, цемента и продукции металлургии, бытовой техники, пищевой промышленности. Планируется создание научно-технических центров по стратегическим направлениям развития оптической электроники и микроэлектроники, фотоники, фармацевтики, микробиологии.

Исходя из общей стратегии реформирования промышленного производства определены задачи и направления развития основных его видов.

Развитие топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) в 2011–2015 годах будет нацелено на его инновационное развитие, обеспечивающее производство конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов при надежном и эффективном энергообеспечении экономики и населения.

Основными задачами развития ТЭК являются внедрение энергоэффективных технологий, увеличение глубины переработки  нефти и комплексное использование  углеводородного сырья, развитие энергетических источников, работающих на местных  видах топлива, и возобновляемых источников энергии.

На увеличение стратегических запасов  энергетических ресурсов будет направлена реконструкция действующих и  строительство новых подземных  хранилищ природного газа.

Для улучшения финансового состояния  ТЭК предусматривается следующий комплекс мер:

поэтапное повышение цен на нефтепродукты, поставляемые на внутренний рынок, до уровня экспортных цен;

постепенная ликвидация перекрестного  субсидирования населения в ценах (тарифах) на газ и энергию;

Информация о работе Национальное богатсво РБ