Обзор рынка и методы продвижения рынка препаратов на основе лекарственного растительного сырья, входящего в состав БАД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных принципов фармацевтического маркетинга и основ продвижения товаров.


Цикловая методическая комиссии специальных дисциплин



КУРСОВАЯ РАБОТА
по МДК 03.01 «Организация деятельности аптеки и ее структурных подразделений»
Тема: «Обзор рынка и методы продвижения рынка препаратов на основе лекарственного растительного сырья, входящего в состав БАД»



Выполнила: студентка
4 курса 1Г группы

Проверил:
Преподаватель специальных дисциплин





Москва
2014 год.
Содержание
Введение………………………………………………………………3
Глава I
Продвижение товара на фармацевтическом рынке………………...4
Глава II
Особенности продвижения товаров аптечного ассортимента……..16
Глава III
Особенности применения средств по
продвижению товаров аптечного ассортимента…………………………………………………………..23
Глава IV.
Практическая часть……………………………………………………30
Вывод…………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………....………….34







Введение:
Большинство посетителей аптеки - это люди с определенными трудностями, ищущими в аптеке их решение. Покупатели совершают выбор не только конкретного средства удовлетворения возникших у них потребностей, но и той аптеки, которая им в этом сможет оказать необходимую помощь и ассортимент должен соответствовать их требованиям и предпочтениям. Если у покупателя по тем или иным причинам появляется внутреннее ощущение, что ассортимент не соответствует его запросам, то посещение, а тем более повторное, становится маловероятным. Только в том случае, если аптека имеет в наличии соответствующий ассортимент, появляется возможность превратить посетителя в покупателя. Такой подход объясняет концепцию аптечного маркетинга, ориентированного на клиента, которая ставит во главу угла покупателя и его потребности.
Формирование ассортиментной политики становится задачей по определению ограниченного ассортимента, который позволил бы удовлетворить потребности максимальной доли посетителей аптеки с минимальными издержками, т. е. решить подчас не простую задачу выбора продукция наиболее востребованной на локальном рынке, соответствующем месторасположению конкретной аптеки, в конкретный временной промежуток.
Целью данной работы является изучение основных принципов фармацевтического маркетинга и основ продвижения товаров.
Предметом изучения будет литература по данной теме, а также навыки, полученные в ходе прохождения практики в аптеке.


Глава I
Продвижение товара на фармацевтическом рынке.
В современном обществе, где предложение давно превысило спрос, и рынок перенасыщен, конкуренция товаров превратилась, по существу, в конкуренцию их рекламы. В борьбе за клиента все большую популярность среди производителей приобретают так называемые sales promotion - продвижение товара или стимулирование продаж.
Появление на рынке нового продукта, услуги или торговой марки, вне всякого сомнения, нуждается в информационной и рекламной поддержке. Для завоевания доверия клиента и увеличения продаж, преимущество промоушн-акций сегодня становится все более очевидным.
Термин "продвижение товара" (sales promotion) широко используется для описания целой группы мероприятий, обычно непродолжительных и, как правило, проводимых в местах его продажи или распространения.
Это дает возможность производителю не только предоставить полную информацию по товару, но и наглядно познакомить потребителя с его особенностями, принципами работы, отличием от других идентичных изделий, позволяет привлечь внимание покупателя именно к продвигаемому продукту.
Вышесказанное в полной мере относится и к интенсивно развивающемуся рынку лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
То, что работа по продвижению товара стала необыкновенно популярной в последние годы на фармацевтическом рынке, происходит в силу следующих причин:
Многих заказчиков пугает стоимость рекламных кампаний в СМИ (например, на ТВ). Они стремятся найти формы стимулирования спроса, наиболее выгодные экономически.
Увеличивается количество крупных аптечных сетей. Возрастает необходимость в наступательной рекламе конкурирующих препаратов, расположенных рядом на полке. Продвижение интересно как розничным торговцам, так и конечным потребителям.
Акции по продвижению можно проводить непосредственно в аптеках.
Положительная сторона продвижения - это сближение производителя с розничной торговлей. Реклама работает где-то вдалеке, тогда как продвижение личностно ориентировано.
В акции по продвижению могут быть включены некоторые элементы шоу (конкурсы, дегустации, лотереи, выдача подарка сразу же в момент покупки), побуждающие покупателя к действию как участника происходящего. Это существенно отличается от рекламы, просто назойливо призывающей к покупке.
Суть каждой отдельно взятой рекламной акции - совокупность действий, направленных на сближение с конкретной аудиторией с целью завоевания доверия клиентов и своей продукции.
Акции по продвижению товара, проводимые в местах его продажи, расширяют для потребителя возможность выбора, и провоцируют людей на пробные покупки. 
Разумеется, для грамотного и успешного проведения промоушн-акции требуется существенная затрата усилий, так как из-за неправильного воплощения она мож

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава I
Продвижение товара на фармацевтическом рынке………………...4
Глава II
Особенности продвижения товаров аптечного ассортимента……..16
Глава III
Особенности применения средств по
продвижению товаров аптечного ассортимента…………………………………………………………..23
Глава IV.
Практическая часть……………………………………………………30
Вывод…………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………....………….34

Файлы: 1 файл

Глава I.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

При оценке значения рекламы в современной экономике часто указывается на обидное для бизнеса снижение ее эффективности. Это характерно, прежде всего, для западных рынков, достигших высокой степени насыщения. В отношении ОТС препаратов такие данные появились еще на рубеже 90-х гг. XX в.. Тогда были исследованы три крупнейших сегмента ОТС рынка (анальгетики, слабительные, средства от простуды и гриппа) в восьми ведущих европейских странах. Рассматриваемые группы препаратов составляли более 50% всего ОТС-рынка, поэтому можно было смело утверждать, что базовый спрос в этих сегментах был сформирован. В ходе исследований не было обнаружено корреляции между расходами на рекламу и динамикой продаж в натуральном выражении. Реклама не стимулировала общих продаж ни на одном из национальных рынков и ни в одном из рассматриваемых сегментов. Однако она существенно влияла на доли рынка, которые занимали те или иные бренды. Европейскими аналитиками был сделан вывод, что добиться общей стимуляции уже сформированного рынка ОТС-препаратов через рекламу очень сложно, в то же время она является важным фактором в конкурентной борьбе между отдельными продуктами.

В отличие от рынков западных стран российский фармацевтический рынок еще нельзя считать вполне сформированным. Низкий уровень доходов основной части населения и дефицит финансирования из государственных источников сдерживают спрос на лекарства. Вопрос о влиянии рекламы на развитие российского ОТС-рынка в современных условиях остается открытым.

Достаточно точно отражая мировой рынок лекарств по спектру продукции, российский фармацевтический рынок имеет ряд особенностей.

Корни российского фармацевтического рынка уходят в систему лекарственного обеспечения Советского Союза, которая, в свою очередь, была своеобразным продуктом системы разделения труда между странами коммунистического блока. Таким образом, доминирование зарубежных производителей на отечественном рынке лекарств было заложено изначально. Неблагоприятные тенденции в экономике в конце восьмидесятых - начале девяностых годов сделали ранее существовавшую систему лекарственного обеспечения экономически несостоятельной: покупка лекарств за рубежом оказалась не по карману ни государству, ни гражданам. При этом отечественные производители лекарств оказались неконкурентоспособными: неэффективный менеджмент, неразвитая технология и слабые стартовые позиции поставили подавляющее большинство их на грань банкротства.

Еще одна особенность российского фармацевтического рынка заключается в четкой его сегментации по инновационному признаку: доминирующие по объемным и стоимостным показателям иностранные производители сосредотачивают у себя почти 100% инновационных продуктов. Из тысяч лекарственных средств, выпускаемых российскими заводами, единицы можно считать оригинальными. Вновь регистрируемые лекарственные средства отечественного производства почти на 100% являются генериками, т.е. воспроизведением уже известного.

Таким образом, инновационный потенциал российского фармацевтического рынка сконцентрирован в руках зарубежных производителей.

Причинами такой ситуации являются как отсутствие у российских производителей ресурсов, необходимых для полноценной разработки новых лекарств (около пятисот миллионов долларов на полный цикл разработки и внедрения одного оригинального лекарственного средства), так и особенности нормативно-правовой базы. Зарубежные производители тоже не спешат с развитием в России своего инновационного производства: не хватает кадров, стабильности рынка, законодательной стабильности, и, самое главное, туманна перспектива сбыта.

 

«Личная продажа» и роль этого элемента в реализации мероприятий по продвижению фармацевтической продукции

 

Медленно, но верно входит в нашу жизнь такое понятие, как консультативные продажи. Развивающийся рынок вынуждает его участников менять подходы к продажам, переориентироваться с продаж агрессивных, нацеленных на удовлетворение личных потребностей продавца, на продажи, основанные на выяснении и удовлетворении потребностей покупателя. Этот метод продаж получил название консультативных продаж.

Существуют рынки, на которых продажи являются только частью процесса сбыта продукции. Это рынки сложных товаров, к которым относится и фармацевтическая продукция. Особенность заключается в том, что для конкретного покупателя необходимо подобрать конкретный продукт, поэтому продавец должен быть хорошо ориентирован как в продукции, так и в истинных потребностях покупателя. Кроме того, продавец, а мы говорим о фармацевтах и провизорах, должен проконсультировать покупателя по применению товара, рассказать о его свойствах и особенностях. Другими словами, в таких продажах акцент ставится не на технологию продаж, а на консультацию покупателя. Непосредственно продажи должны вытекать из результатов качественно проведенной консультации. Причем эффект от консультативных продаж может проявляться достаточно долгое время. Получив полную, исчерпывающую информацию и советы по применению, довольный покупатель послужит тем пусковым элементом, который запускает «сарафанное радио», а как мы знаем, это самый лучший способ рекламы. 

Особенность консультативных продажах состоит в том, что здесь фокус внимания продавца смещается с самого факта продаж на процесс консультирования покупателя по вопросам выбора того или иного товара. Другими словами, продажа осуществляется не напрямую, а через предоставляемую услугу – консультирование по продукции.

Возникает вопрос: «Почему на фармацевтическом рынке актуален именно такой метод продаж?»

Во-первых, как мы уже говорили, продукция относится к разряду сложных. Необходимо одновременно учесть много факторов, чтобы помочь покупателю выбрать то, что подходит именно ему.

Во-вторых, большой риск нанести вред здоровью того, кто будет принимать лекарства без учета этих факторов. Здесь мы говорим не о юридической, и даже не о моральной стороне данного вопроса. Речь о том, что вместе с неподходящим лекарством человек приобретет много негативных эмоций, которые будут направлены на продавца лично и на всю аптеку в целом. Негативная информация у нас распространяется очень быстро и имеет эффект снежного кома.   

В-третьих, только при консультативном способе продаж можно построить доверительные отношения с покупателями, потому что вместе с приобретаемым товаром они получают знания о нем. К сожалению, нередки случаи, когда, прочитав дома инструкцию по применению, человек понимает, что ему это лекарство совершенно не подходит и начинает винить в этом сотрудника аптеки 

Этапы консультативных продаж

Сбор информации. Любая консультация начинается с вопросов, направленных на выяснение ситуации, в которой находится покупатель. Например: «Вы для себя покупаете это лекарство?» или «Вы раньше пользовались этим средством?»

Что нам дает этот тип вопросов? Полученная информация помогает, во-первых, установить более тесный контакт с покупателем, во-вторых, собрать недостающую информацию о том, для кого приобретается лекарство, какой возраст больного, имеются ли противопоказания для применения тех или иных средств и т.д. Чем более полную информацию мы соберем, тем более точно сможем предложить покупателю лекарство. Конечно, лекарство должен выписывать врач, он лучше знает, какое средство подойдет его пациенту. Однако большинство покупателей приобретает лекарства без посещения врача, следовательно, и без рецептов. Ориентируются обычно или на известные препараты, или на рекламу по телевидению, или на советы родственников и знакомых. В лучшем случае такие покупатели обращаются за консультацией к работникам аптеки.

Предложение. Исходя из собранной информация, работник аптеки может посоветовать приобрести тот или иной товар, раскрывая покупателю сильные и слабые стороны каждого из них.

На этом этапе мы показываем клиенту ценность нашего товара и выгоды, которые он получит, приобретя конкретный товар. В продажах фармацевтических средств важно не навредить человеку, который будет их применять, поэтому делая предложение, необходимо учесть всю полученную от покупателя информацию.

Чем сложнее продаваемый продукт, тем больше информации потребуется покупателю. Задача продавца – не только предложить максимально подходящий товар, но и объяснить покупателю, почему именно этот продукт ему подойдет, какие свойства товара и в какой мере удовлетворят потребности покупателя. Иными словами, покупатель должен уйти из аптеки не только с необходимым лекарством, но и с полной, исчерпывающей информацией о нем.

Разговор о цене. Только после того, как продавец продемонстрировал ценность товара, его свойства и выгоды, получаемые от его приобретения, можно называть цену. В этом случае у покупателя будет достаточно информации, чтобы принимать решение о покупке. Чем выше ценность товара в глазах покупателя, тем большую цену он готов за него заплатить.

Продажа – это результат хорошо проведенной консультации. Чем более качественно вы проконсультировали покупателя, тем охотнее он приобретет у вас товар. Вам останется только соблюсти все формальности и оформить продажу. 

Навыки продавца в консультативных продажах

Консультативные продажи требуют от работников первого стола хорошее знание фармацевтической продукции, умение задавать нужные вопросы и внимательно слушать ответы, умение сопоставлять свойства лекарства с той информацией, которую они получают от покупателя. И, конечно же, умения просто и доходчиво общаться с покупателями на не совсем простые темы. Чем более точно будет собрана информация, чем точнее последует рекомендация фармацевта.

Конечно, в большей степени все это касается продажи сложных дорогих препаратов. Именно при таких продажах от продавца потребуется доскональное знание продукции, владение информацией о преимуществах и действии данного лекарственного средства, а также о том, кому и в каких случаях противопоказано его применение и какие существуют побочные эффекты у данного препарата. Однако опытный первостольник даже простые, на первый взгляд безобидные лекарственные средства, не отпустит без уточняющих вопросов.

Подводя итоги, хочется отметить, что основным преимуществом консультативных продаж является то, что они способствуют установлению доверительных отношений между продавцом и покупателем. А это, согласитесь, является очень важным аргументом в любых продажах.

 

Глава III

Особенности применения средств по продвижению товаров аптечного ассортимента.

 

Ушли в далекое прошлое времена, когда за лекарствами, стояли в очередях или доставали по блату. Теперь врачу достаточно выписать рецепт, и нужный фармацевтический препарат можно найти в ближайшей аптеке. Если его там не будет, справочная служба подскажет не только удобную для вас аптеку, где он есть в продаже, но и проконсультирует относительно цен на интересующее средство.

Сложившаяся таким образом рыночная ситуация уже ставит аптеки перед проблемой, как завоевать доверие покупателя и каким образом его удержать. Сегодня аптечное учреждение – это не только элемент структуры, оказывающей лекарственную помощь населению, но еще и коммерческая организация. Поэтому имеет смысл обратиться к помощи специальной науки об управлении организациями — Продвижение в аптеках и рассмотреть ресурсно-стратегический цикл организации. На предложенной схеме вся основная деятельность организации представлена в виде нескольких составляющих. Одной из стратегических задач является возможность привлечь и удержать покупателя с целью получения прибыли и продолжения своей деятельности. Для этого аптечное учреждение должно иметь некие неоспоримые преимущества, чтобы случайно зашедший в аптеку покупатель стал ее постоянным и лояльным клиентом.

 

Такие преимущества называются конкурентными. 
Конкурентоспособность – это умение аптечного учреждения занять на рынке лучшие позиции по отношению к конкурентам. Понятно, что для этого необходимы определенные характеристики (организационные способности), которые позволят этого достичь. Традиционно их называют ресурсами, которые подразделяют на осязаемые, неосязаемые и человеческие. Кратко рассмотрим каждый из перечисленных видов ресурсов.

Осязаемые ресурсы — это финансы (попросту деньги, как наличные, так и на счетах в банке) и все материальные ценности организации: здание, склад, компьютеры, торговое оборудование и многое другое, но главное — это товар (ЛС, ИМН и сопутствующие товары), ради которого и приходят покупатели в аптечные учреждения.

К неосязаемым ресурсам в первую очередь относят репутацию (что для аптеки очень важно), технологии, торговые марки и патенты. Сейчас, когда вопрос некачественных лекарств стоит довольно остро, такая гарантия, как репутация, может оказаться решающей при выборе места покупки. Именно для этого розничные аптечные сети вкладывают десятки миллионов долларов в раскрутку своего названия, надеясь, что в будущем именно это позволит им выстоять в конкурентной борьбе.

И последняя группа – человеческие ресурсы. Именно персонал, в конечном итоге одерживает или нет победу в маркетинговой борьбе. В розничном аптечном бизнесе в России квалифицированный провизор первого стола еще долго будет основой успеха или неудачи многих аптечных учреждений. Как повысить конкурентоспособность за счет данного ресурса, постараемся разобраться ниже.

Известно, что аптеки не производят лекарства (за исключением имеющих производственный отдел). Поэтому все товары, представленные на витринах, — это продукция, поступившая от дистрибьютора (оптовика) или на определенных условиях напрямую от производителя. Какова же роль производителя или дистрибьютора, могут ли они помочь выжить аптекам в ситуации нарастающей конкурентной борьбы? Мнение, что производитель и оптовик не заинтересованы в сохранении большого числа розничных точек, неверно. Они стремятся к расширению розничной сети, т.к. только это позволит предотвратить диктат розницы, а главное — обеспечит максимальные удобства конечным потребителям (покупателям).

Одним из путей ведения бизнеса, очень популярным сейчас на рынках, является разработка индивидуальных программ трейд-маркетинга. Все инструменты трейд-маркетинга условно разделяют на две группы: материальные и нематериальные.

 

Материальные, т.е. дающие аптечному учреждению прямую финансовую выгоду за счет поставщика  
Самый распространенный их вариант – различного рода скидки. 
Использование этого инструмента позволяет аптечным учреждениям без ущерба для себя снижать розничную цену, расширять ассортимент благодаря существующим специальным скидкам за закупку нового товара. Тем самым аптеки могут полнее удовлетворять запросы покупателей, а значит, и повышать свою конкурентоспособность. 
Чуть менее известный инструмент данной группы — бонус, денежная либо товарная скидка, которая предоставляется по достижении определенного, оговоренного сторонами результата. Чаще всего бонус выплачивается по итогам квартала (года) или за определенный объем закупок у поставщика либо за объем продаж определенного ассортимента поставщика конечным потребителям. И последний инструмент, относящийся к стимулированию сбыта, – торговые конкурсы. Его основное отличие от первых двух в том, что он предполагает поощрение не организации, а ее сотрудников. 
 

Информация о работе Обзор рынка и методы продвижения рынка препаратов на основе лекарственного растительного сырья, входящего в состав БАД