Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:06, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ по теме «Оценка конкурентной позиции и стратегии предприятия», исследование предприятия ОАО «Магнит» и разработка предложений по совершенствованию его деятельности.
Объектом своего исследования возьмем торговую сеть «Магнит».
При написании данного курсового проекта, предстоит решить несколько задач:
Изучить сущность конкурентной позиции предприятий, их стратегическое направление и факторы, влияющие на выбор той или иной стратегии;
Провести анализ деятельности ОАО «Магнит»;
Разработать стратегические рекомендации для устранения недостатков предприятия.
Введение
Глава 1: Теоритическая часть
1.1. Основные положения конкуренции. Понятие, виды и функции.
1.2. Сущность конкурентной позиции предприятии, его оценка.
1.3. Характеристика стратегий предприятия.
Глава 2: Аналитический раздел
2.1. Краткая характеристика ОАО «Магнит»
2.2. Анализ организационной структуры управления
2.3. Анализ внешней и внутренней среды
2.3.1 Анализ внешней среды предприятия
2.3.2 Анализ внутренней среды предприятия
2.4 Оценка конкурентной позиции и стратегии ОАО «Магнит»
Глава 3: Проектная часть
Заключение
Список литературы
Тольяттинский государственный университет
Кафедра «Организация и управление торговыми предприятиями»
Дисциплина «Маркетинг»
Тема: «Оценка конкурентной позиции и стратегии предприятия»
Выполнил:
студент экб-1202
Кащирцев Н. А.
Проверил:
к.э.н., доцент
О. И. Кормина
2013 г.
Содержание
Введение
Глава 1: Теоритическая часть
1.1. Основные положения конкуренции. Понятие, виды и функции.
1.2. Сущность конкурентной позиции предприятии, его оценка.
1.3. Характеристика стратегий предприятия.
Глава 2: Аналитический раздел
2.1. Краткая характеристика ОАО «Магнит»
2.2. Анализ организационной структуры управления
2.3. Анализ внешней и внутренней среды
2.3.1 Анализ внешней среды предприятия
2.3.2 Анализ внутренней среды предприятия
2.4 Оценка конкурентной
позиции и стратегии ОАО «
Глава 3: Проектная часть
Заключение
Список литературы
Введение
Данная курсовая работа посвящена теме: «Оценка конкурентной позиции и стратегии предприятия». Конкурентная позиция - это совокупность предложения и имиджа фирмы относительно конкурирующих компаний. Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.
Целью данной работы является изучение теоретических основ по теме «Оценка конкурентной позиции и стратегии предприятия», исследование предприятия ОАО «Магнит» и разработка предложений по совершенствованию его деятельности.
Объектом своего исследования возьмем торговую сеть «Магнит».
При написании данного курсового проекта, предстоит решить несколько задач:
Актуальность темы работы заключается в том, что конкурентоспособность и стратегия предприятия являются важнейшими показателями существования его на рынке.
Основными источниками, на которых основывается данная курсовая работа, являются теоретические исследования в сфере маркетинга, а также документация компании, находящаяся в открытом доступе. Для большей наглядности изученного материала, в работе приведены таблицы и схемы.
Глава 1: Теоритическая часть
Конкуренция представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.
Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.
Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
Конкуренция выполняет следующие функции:
Конкурентная стратегия – это совокупность правил и приемов, которыми должно руководствоваться предприятие, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли. Следовательно, конкурентная стратегия предприятия ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также завоевание прочных позиций на рынке.
Виды конкуренции. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Совершенная конкуренция - свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
Конкурентная позиция – это положение, которое то или иное предприятие занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и своими преимуществами.
Таблица 1. Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы
Признаки силы |
Признаки слабости |
Важные отличительные преимущества |
Отсутствие реальных отличительных преимуществ |
Большая доля рынка (или лидер на рынке) |
Потери на рынке относительно главных соперников |
Последовательная или отличительная стратегия |
Отсутствие четкой стратегии |
Рост базы потребителей и их лояльности |
Падающая репутация у потребителей |
Нахождение в фаворитной стратегической группе |
Нахождение в стратегической группе, теряющей позиции |
Концентрация на быстрорастущих рыночных сегментах |
Слабости в областях с наибольшим рыночным потенциалом |
Ценовое преимущество |
Производитель товаров с высокой себестоимостью |
Прибыль выше средней |
Рост доходов ниже среднего |
Маркетинговое искусство выше среднего |
Мало главных факторов рыночного успеха |
Технологические и инновационные способности выше среднего |
Последователь в разработке продуктов, их слабое качество |
Инициативный, предпринимательский подход к опасностям |
Отсутствует хорошая позиция по отношению к возникающим угрозам |
Позиция накопления благоприятных возможностей |
Потери относительно главных соперников |
Основные подходы к оценке конкурентных позиций предприятия. На практике используются методы, основанные на нескольких подходах:
а) Изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ и исходя из теории равновесия. Данный подход основан на классической теории международного разделения труда, учитывающей закон сравнительных преимуществ.
б) Изучение конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции. Названный подход предполагает определение критерия эффективной конкуренции структурным и функциональным методами. Согласно структурному методу оценка конкурентоспособности предприятия определяется по уровню монополизации отрасли, а именно: по степени концентрации производства и капитала и учету «входных барьеров». Функциональный метод основан на использовании экономических показателей деятельности предприятий. В рамках этого метода предлагается использовать три группы показателей:
1.Показатели
эффективности производственно-
2.Показатели
эффективности использования
3.Показатели
эффективности финансовой
в) Изучение конкурентоспособности на базе теории качества товара. В особую группу выделяются методы, основанные на теории качества товара. Объективный подход к оценке качества предполагает сравнение товаров предприятия с аналогичными показателями конкурентов. Оценка конкурентоспособности предприятия по параметрам качества ее продукции осуществляется «методом профилей».
г) Матричные и экспертные методы изучения конкурентоспособности
Матричные методы рассматривают процессы конкуренции в динамике и в большинстве случаев основаны на концепции жизненного цикла товара и технологии. На каждом этапе жизненного цикла товара данные методы решают проблему эффективной реализации и формирования высокого конкурентного статуса предприятия.
Экспертные методы. Интегральную оценку конкурентоспособности предприятия, возможно, осуществить с помощью методики, предполагающей оценку конкурентоспособности в разрезе четырех групп базовых показателей:
-
эффективность управления
-
эффективность управления
-
эффективность управления
-
эффективность управления
Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.
Деловые и корпоративные стратегии побеждают тогда, если их основой является устойчивое конкурентное преимущество. А конкурентное преимущество фирма может иметь в том случае, если:
• если ее индивидуальные затраты на производство товаров и услуг ниже, чем у конкурента;
• уровень качества товаров выше, чем у конкурента;
• ассортимент и номенклатура шире, чем у конкурента;
• уровень обслуживания клиентов выше, чем у конкурента.
Умело используя конкурентные преимущества, фирма может осуществить один из следующих видов конкурентной стратегии:
1. Стратегия низких
издержек - предполагает максимально
возможное снижение издержек
производства и реализации
Для осуществления конкурентного преимущества по издержкам, можно использовать методы:
• максимально упростить технологию производства;
• упростить дизайн товара;
• провести реинжиниринг основных производственных процессов;
• заменить использование дорогостоящих материалов на более дешевые товарозаменители;
Информация о работе Оценка конкурентной позиции и стратегии предприятия