Оценка конкурентной позиции и стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ по теме «Оценка конкурентной позиции и стратегии предприятия», исследование предприятия ОАО «Магнит» и разработка предложений по совершенствованию его деятельности.
Объектом своего исследования возьмем торговую сеть «Магнит».
При написании данного курсового проекта, предстоит решить несколько задач:
 Изучить сущность конкурентной позиции предприятий, их стратегическое направление и факторы, влияющие на выбор той или иной стратегии;
 Провести анализ деятельности ОАО «Магнит»;
 Разработать стратегические рекомендации для устранения недостатков предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Теоритическая часть
1.1. Основные положения конкуренции. Понятие, виды и функции.
1.2. Сущность конкурентной позиции предприятии, его оценка.
1.3. Характеристика стратегий предприятия.
Глава 2: Аналитический раздел
2.1. Краткая характеристика ОАО «Магнит»
2.2. Анализ организационной структуры управления
2.3. Анализ внешней и внутренней среды
2.3.1 Анализ внешней среды предприятия
2.3.2 Анализ внутренней среды предприятия
2.4 Оценка конкурентной позиции и стратегии ОАО «Магнит»
Глава 3: Проектная часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Nikitos.docx

— 221.75 Кб (Скачать файл)

    Тольяттинский государственный университет

 

Кафедра «Организация и управление торговыми предприятиями»

 

Дисциплина «Маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Оценка конкурентной позиции и стратегии предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент экб-1202

Кащирцев Н. А.

 

Проверил:

к.э.н., доцент

О. И. Кормина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Содержание

 

Введение

 Глава 1: Теоритическая часть

1.1. Основные положения  конкуренции. Понятие, виды и функции.

1.2. Сущность конкурентной  позиции предприятии, его оценка.

1.3. Характеристика  стратегий предприятия.

Глава 2: Аналитический раздел

2.1. Краткая характеристика  ОАО «Магнит»

2.2. Анализ организационной  структуры управления

2.3. Анализ внешней  и внутренней среды 

2.3.1 Анализ внешней  среды предприятия

2.3.2 Анализ внутренней  среды предприятия

2.4 Оценка конкурентной  позиции и стратегии ОАО «Магнит»

Глава 3: Проектная часть

Заключение 

Список литературы

        

 

 

 

 

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена теме: «Оценка конкурентной позиции и стратегии предприятия». Конкурентная позиция - это совокупность предложения и имиджа фирмы относительно конкурирующих компаний. Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

Целью данной работы является изучение теоретических основ по теме «Оценка конкурентной позиции и стратегии предприятия», исследование предприятия ОАО «Магнит» и разработка предложений по совершенствованию его деятельности.

Объектом своего исследования возьмем торговую сеть «Магнит».

    При написании данного курсового проекта, предстоит решить несколько задач:

  • Изучить сущность конкурентной позиции предприятий, их стратегическое направление и факторы, влияющие на выбор той или иной стратегии;
  • Провести анализ деятельности ОАО «Магнит»;
  • Разработать стратегические рекомендации для устранения недостатков предприятия.

Актуальность темы работы заключается в том, что конкурентоспособность и стратегия предприятия являются важнейшими показателями существования его на рынке. 

Основными источниками, на которых основывается данная курсовая работа, являются теоретические исследования в сфере маркетинга, а также документация компании, находящаяся в открытом доступе. Для большей наглядности изученного материала, в работе приведены таблицы и схемы.

 

 

Глава 1: Теоритическая часть

    1. Основные положения конкуренции. Понятие, виды и функции.

Конкуренция представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.

Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.

            Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.     

Конкуренция выполняет следующие функции:

  • Функция размещения - направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги, которых имеется спрос.
  • Инновационная функция - стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.
  • Распределительная функция - создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.
  • Контрольная функция - инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке.

Конкурентная стратегия – это совокупность правил и приемов, которыми должно руководствоваться предприятие, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли. Следовательно, конкурентная стратегия предприятия ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также завоевание прочных позиций на рынке.

Виды конкуренции. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Совершенная конкуренция - свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

 

    1. Сущность конкурентной позиции предприятии, его оценка.

Конкурентная позиция – это положение, которое то или иное предприятие занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и своими преимуществами.

Таблица 1. Признаки силы и слабости в конкурентной позиции фирмы

Признаки силы

Признаки слабости

Важные отличительные преимущества

Отсутствие реальных отличительных преимуществ

Большая доля рынка (или лидер на рынке)

Потери на рынке относительно главных соперников

Последовательная или отличительная стратегия 

Отсутствие четкой стратегии

Рост базы потребителей и их лояльности

Падающая репутация у потребителей

Нахождение в фаворитной стратегической группе 

Нахождение в стратегической группе, теряющей позиции

Концентрация на быстрорастущих рыночных сегментах

Слабости в областях с наибольшим рыночным потенциалом

Ценовое преимущество

Производитель товаров с высокой себестоимостью

Прибыль выше средней

Рост доходов ниже среднего

Маркетинговое искусство выше среднего

Мало главных факторов рыночного успеха

Технологические и инновационные способности выше среднего

Последователь в разработке продуктов, их слабое качество

Инициативный, предпринимательский подход к опасностям

Отсутствует хорошая позиция по отношению к возникающим угрозам

Позиция накопления благоприятных возможностей

Потери относительно главных соперников


 

Основные подходы к оценке конкурентных позиций предприятия. На практике используются методы, основанные на нескольких подходах:

а) Изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ и исходя из теории равновесия. Данный подход основан на классической теории международного разделения труда, учитывающей закон сравнительных преимуществ.

б) Изучение конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции. Названный подход предполагает определение критерия эффективной конкуренции структурным и функциональным методами. Согласно структурному методу оценка конкурентоспособности предприятия определяется по уровню монополизации отрасли, а именно: по степени концентрации производства и капитала и учету «входных барьеров». Функциональный метод основан на использовании экономических показателей деятельности предприятий. В рамках этого метода предлагается  использовать три группы показателей:

1.Показатели  эффективности производственно-сбытовой  деятельности, которые включают  в себя: соотношение чистой прибыли  и чистых продаж; соотношение  чистой прибыли и чистой стоимости  материальных активов; соотношение  чистой прибыли и чистого оборотного  капитала;

2.Показатели  эффективности использования основного  и оборотного капитала, которые  включают в себя: отношение чистых  продаж к чистой стоимости  материальных активов; отношение  чистых продаж к чистому оборотному  капиталу; отношение чистых продаж  к стоимости материально-производственных  запасов; отношение основного капитала  к стоимости материальных активов; отношение материально-производственных  запасов к чистому оборотному  капиталу.

 

3.Показатели  эффективности финансовой деятельности, которые включают в себя: отношение  оборотного капитала к текущему  долгу, погашенному в течение  одного года, период оплаты текущих счетов, отношение текущего долга к стоимости текущих активов, отношение общего долга к стоимости материальных активов, отношение текущего долга к стоимости материально-производственных запасов, отношение долгосрочных обязательств к чистому оборотному капиталу.

 

в) Изучение конкурентоспособности на базе теории качества товара. В особую группу выделяются методы, основанные на теории качества товара. Объективный подход к оценке качества предполагает сравнение товаров предприятия с аналогичными показателями конкурентов. Оценка конкурентоспособности предприятия по параметрам качества ее продукции осуществляется «методом профилей».

г) Матричные и экспертные методы изучения конкурентоспособности

Матричные методы рассматривают процессы конкуренции в динамике и в большинстве случаев основаны на концепции жизненного цикла товара и технологии. На каждом этапе жизненного цикла товара данные методы решают проблему эффективной реализации и формирования высокого конкурентного статуса предприятия.

Экспертные методы. Интегральную оценку конкурентоспособности предприятия, возможно, осуществить с помощью методики, предполагающей оценку конкурентоспособности в разрезе четырех групп базовых показателей:

-            эффективность управления производственным  процессом;

-            эффективность управления оборотными  средствами;

-            эффективность управления сбытом;

-            эффективность управления конкурентоспособностью  товара.

 

 

 

 

    1. Характеристика стратегий предприятия.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

Деловые и корпоративные стратегии побеждают тогда, если их основой является устойчивое конкурентное преимущество. А конкурентное преимущество фирма может иметь в том случае, если:

• если ее индивидуальные затраты на производство товаров и услуг ниже, чем у конкурента;

• уровень качества товаров выше, чем у конкурента;

• ассортимент и номенклатура шире, чем у конкурента;

• уровень обслуживания клиентов выше, чем у конкурента.

Умело используя конкурентные преимущества, фирма может осуществить один из следующих видов конкурентной стратегии:

1. Стратегия низких  издержек - предполагает максимально  возможное снижение издержек  производства и реализации товара, что позволяет привлечь максимально  возможное количество покупателей;

Для осуществления конкурентного преимущества по издержкам, можно использовать методы:

• максимально упростить технологию производства;

• упростить дизайн товара;

• провести реинжиниринг основных производственных процессов;

• заменить использование дорогостоящих материалов на более дешевые товарозаменители;

Информация о работе Оценка конкурентной позиции и стратегии предприятия