Оценка конкурентоспособности нового товара (на примере ООО «Радуга НН»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является оценка конкурентоспособности товара ООО «Радуга НН» и разработка предложений по его совершенствованию.
Для реализации поставленной цели разработаны следующие задачи:
1. Изучить экономико-организационную характеристику предприятия.
2. Провести анализ внутренней и внешней среды предприятия.
3. Провести анализ конкурентоспособности продукции ОО «Радуга НН».

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности товара.......6
1.1 .Понятие и сущность рыночной конкуренции................................................6
1.2. Особенности конкурентоспособности нового товара................................11
1.3.Методы оценки конкурентоспособности товара ........................................22

Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции ООО «Радуга НН»....34
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Радуга НН».....34
2.2. Анализ внешней среды предприятия...........................................................46
2.3. Исследование конкурентоспособности продукции
ООО «Радуга НН»................................................................................................ 57

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию конкурентоспособности нового товара ООО «Радуга НН» ............................67
3.1. Направления совершенствования конкурентоспособности.......................67
3.2. Мероприятия по реализации предложений в области маркетинга и рекламы..................................................................................................................79
3.3.Расчет эффективности предложенных мероприятий..................................90

Заключение............................................................................................................97
Список использованной литературы................................................................100
Приложения.........................................................................................................103

Файлы: 1 файл

Архипов ВЕСЬ ТЕКСТ.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка конкурентоспособности  нового товара (на примере  ООО «Радуга  НН»)

 

 

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1.  Теоретические основы оценки конкурентоспособности товара.......6

1.1 .Понятие и сущность рыночной конкуренции................................................6

1.2. Особенности конкурентоспособности нового товара................................11

1.3.Методы оценки конкурентоспособности товара ........................................22

 

Глава 2. Анализ конкурентоспособности   продукции ООО «Радуга НН»....34

2.1. Организационно-экономическая  характеристика  ООО «Радуга НН».....34

2.2. Анализ внешней среды  предприятия...........................................................46

2.3. Исследование  конкурентоспособности продукции

ООО «Радуга НН»................................................................................................ 57

 

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию конкурентоспособности нового товара  ООО «Радуга НН» ............................67

3.1. Направления  совершенствования конкурентоспособности.......................67

3.2. Мероприятия  по реализации предложений в  области маркетинга и рекламы..................................................................................................................79

3.3.Расчет эффективности предложенных мероприятий..................................90

 

Заключение............................................................................................................97

Список использованной  литературы................................................................100

Приложения.........................................................................................................103

 

 

 

 

Введение

В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия, работающего на рынке конкуренции, является наличие конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность предприятия  зависит от качества управления и конкурентоспособности той продукции, которую производит предприятие.

Учет  факторов  конкурентоспособности  товара и в условиях экономического роста, и в условиях экономического кризиса  позволяет ему быстро завоевать ведущие сегменты рынка определенной продукции или услуг, занять лидерство, расшириться, то есть сделать все, чтобы преуспеть в бизнесе и обеспечить своим работникам достойную заработную плату.

Актуальность проблемы -  данная проблема актуальна для всех предприятий, работающих в условиях конкурентного рынка и выпускающих новый конкурентоспособный товар. Для того, чтобы быть успешной, фирме необходимо отслеживать «плюсы» своих основных конкурентов и приспосабливать их в своей деятельности, формируя уже собственные конкурентные преимущества, которые помогут им выжить в жестких условиях современной конкуренции и стать лидером.

Объектом изучения   является деятельность ООО «Радуга НН».

Предмет исследования – конкурентоспособность товара.

Целью данной дипломной  работы является оценка конкурентоспособности товара ООО «Радуга НН» и разработка предложений по его совершенствованию.

Для реализации поставленной цели разработаны следующие задачи:

1. Изучить  экономико-организационную характеристику  предприятия.

2. Провести анализ  внутренней и внешней  среды предприятия.

3. Провести анализ конкурентоспособности продукции ОО «Радуга НН».

4.Разработать  предложения по совершенствованию  конкурентоспособности нового товара  ООО «Радуга НН».

5. Рассчитать  предполагаемую эффективность предложений.

В дипломной  работе использован большой перечень литературных источников по теории конкурентоспособности.  Р.А. Фатхутдинов1 считает, что конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным по назначению или его заменителем) при решении потенциальным покупателем своих проблем. В литературе по маркетингу подробно излагаются принципы оценки конкурентоспособности товара как с помощью качественных (например, с помощью матрицы А. С. Нильсена), так и на основе количественных (единичных, групповых, интегральных) показателей.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные научные труды и публикации в периодических изданиях российских и зарубежных ученых в области связей с общественностью.

Источники информации –  вторичная маркетинговая информация из внутренней и внешней среды  предприятия, статистическая информация, рекламная продукция.

Инструментарно-методический аппарат исследования составили общенаучные методы исследования в рамках системного подхода: метод системного анализа, контент-анализ научной литературы, экономико-статистический, сравнительный, структурно-логический анализ, графические методы представления информации, аналитические методы исследования.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования основных результатов исследования и проектирования в практике деятельности предприятия, работающего на рынке производства и продаж упаковки. Выводы и предложения, изложенные в дипломной работе, могут стать основой для совершенствования системы повышения конкурентоспособности нового   товара.

Дипломная работа состоит  из трех глав, введения, заключения, списка литературы, приложений, таблиц, рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические основы оценки   конкурентоспособности товара

    1. .Понятие и сущность рыночной конкуренции

 

Характеристика  факторов  конкурентоспособности  товара требует рассмотрения понятия  «конкуренция» и механизм действия конкуренции в конкурентной среде. Теория конкуренции впервые была обобщена Адамом Смитом в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" (1776 г.). Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в следующих принципах:

а) он впервые сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);

в) сформулировал  главный принцип конкуренции  — принцип "невидимой руки", в соответствии с которым "дергая" за ниточки марионеток — предпринимателей, "рука" заставляет их действовать в соответствии с неким "идеальным" планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

в) разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;

г) определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);

д) разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом [15, с. 20].

Определенный  вклад в развитие теории конкуренции  Адама Смита внесли Д. Рикардо, Д.С. Милль, Дж. Робинсон, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, П. Хайне, Ф.А. Хайек, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, М. Портер, Г.Л. Азоев, Ю.И. Коробов, Л.Г. Раменский, Д.Ю. Юданов и др.

Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее определения, сформулированные рядом авторов.

"Конкуренция  есть стремление как можно  лучше удовлетворить критериям  доступа к редким благам", —  считает современный американский экономист П. Хайне [15, с.24]. Ф. Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.

К.Р. Макконелл и С.Л. Брю считают, что  «конкуренция — это «наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его» [28, с.  97].

Й. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество  старого с новым, с инновациями.

Нобелевский лауреат по экономике 1974 г., австрийский ученый Фридрих А. фон Хайек отмечает, что конкуренция — процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным [43,с. 76].

Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность.

Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция — особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей.

Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция — процесс доказывания правоты меньшинства — новаторов.

Конкуренция усиливает  эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.

Конкурентов мы воспринимаем с раздражением, ибо они мешают нам спокойно жить [43, с. 79].

В своей книге "Международная конкуренция" М. Портер отмечает, что конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [36, с. 115].

Г.Л.Азоев под  конкуренцией понимает соперничество  на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [36.с. 109].

А.Ю. Юданов утверждает, что рыночная конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного  спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка [20,с. 47].

Вместе с тем, А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие "конкуренция". Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной [20,с.  21].

Поведенческая трактовка  конкуренции — борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка  конкуренции — анализ структуры  рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

Функциональная  трактовка конкуренции — соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становиться явным.

Р.А. Фатхутдинов  в своей книге предлагает использовать иное определение «конкуренции»  – более емкое и полное [36, с.  9]. Им предлагается следующее определение: конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

Основу развития любого социального субъекта при  действии рыночного механизма являются его индивидуальные, специальные  и общие конкурентные преимущества. 

Конкурентное преимущество — какая-либо эксклюзивная ценность, дающая предприятию  превосходство перед конкурентами. Факторы конкурентного преимущества могут быть  материальными или виртуальными; внешними и внутренними; базисными или второстепенными; направленными на повышение качества объекта по стадиям его жизненного цикла, ресурсосбережение по этим же стадиям или же на решение тех и других задач одновременно; стратегическими или тактическими; техническими, экономическими, организационными, психологическими, природно-климатическими и т.п.; наследственными или искусственными (приобретенными); реализуемыми на одной стадии жизненного цикла объекта или на нескольких и т.д.

Принято различать  конкурентоспособность товара, конкурентоспособность  предприятия/фирмы и конкурентоспособность региона или страны. Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным по назначению или его заменителем) при решении потенциальным покупателем своих проблем. В литературе по маркетингу подробно излагаются принципы оценки конкурентоспособности товара как с помощью качественных (например, с помощью матрицы А. С. Нильсена), так и на основе количественных (единичных, групповых, интегральных) показателей [36].

Информация о работе Оценка конкурентоспособности нового товара (на примере ООО «Радуга НН»)