Оценка конкурентоспособности нового товара (на примере ООО «Радуга НН»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является оценка конкурентоспособности товара ООО «Радуга НН» и разработка предложений по его совершенствованию.
Для реализации поставленной цели разработаны следующие задачи:
1. Изучить экономико-организационную характеристику предприятия.
2. Провести анализ внутренней и внешней среды предприятия.
3. Провести анализ конкурентоспособности продукции ОО «Радуга НН».

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности товара.......6
1.1 .Понятие и сущность рыночной конкуренции................................................6
1.2. Особенности конкурентоспособности нового товара................................11
1.3.Методы оценки конкурентоспособности товара ........................................22

Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции ООО «Радуга НН»....34
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Радуга НН».....34
2.2. Анализ внешней среды предприятия...........................................................46
2.3. Исследование конкурентоспособности продукции
ООО «Радуга НН»................................................................................................ 57

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию конкурентоспособности нового товара ООО «Радуга НН» ............................67
3.1. Направления совершенствования конкурентоспособности.......................67
3.2. Мероприятия по реализации предложений в области маркетинга и рекламы..................................................................................................................79
3.3.Расчет эффективности предложенных мероприятий..................................90

Заключение............................................................................................................97
Список использованной литературы................................................................100
Приложения.........................................................................................................103

Файлы: 1 файл

Архипов ВЕСЬ ТЕКСТ.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Конкурентоспособность фирмы может быть определена как  ее сравнительное преимущество по отношению  к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами [37, с. 82]. М. Портер подробно анализирует различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных фирм и национальной экономики страны. Он приходит к выводу, что конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на мировом рынке во многом зависит от факторов, сформировавшихся в стране базирования фирмы. Рассматривая такие факторы, как наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным фирмам, различия в практике управления фирмами и др., М. Портер приходит к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет успех или неуспех фирмы в конкуренции.

Отвечая на этот вопрос, он исходит из основополагающего  принципа — конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Для обеспечения конкурентоспособности фирмы должны постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.

Следует отметить одно важное обстоятельство. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента — нет.

Конкурентное преимущество (или конкурентоспособность) одного предприятия/фирмы над другим может  быть оценено только в том случае, когда обе фирмы/предприятия  удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка.

 При этом обе  фирмы находятся примерно в тех же фазах жизненного цикла. В противном случае сравнение будет некорректным. Кроме того, проблема состоит всегда в выборе факторов конкурентоспособности. Это такие показатели, (которые можно оценить и изучить с помощью специальных  математических или иных инструментов/расчетов) присущие всем анализируемым фирмам, которые демонстрируют рыночные или иные преимущества/недостатки анализируемого предприятия.

 

         1.2. Особенности   конкурентоспособности нового товара

 

В рыночной экономике  решающим фактором коммерческого успеха товара является его конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

В силу многоаспектности применения данной категории в различных  отраслях знаний в научно-технической  литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

Предлагается следующее  определение конкурентоспособности: «…под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов»[28,с.45].

Словари дают следующие  толкования этого слова:

1) «…конкурентоспособность  товара – совокупность потребительских  свойств товара, определяющая его  отличие от других аналогичных  товаров по степени и уровню  удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию» [36,с.112].

2) «…конкурентоспособность  товара – способность продукции  быть более привлекательной для  потребителя (покупателя) по сравнению  с другими изделиями аналогичного  вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам» [37,с.11].

По нашему мнению, все  эти определения имеют один общий  недостаток, представляя конкурентоспособность  как совокупность, то есть сумму, всех свойств товара и, не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение: качество/цена потребления.

Конкурентоспособность означает способность данного предмета (потенциальную и / или реальную) выдержать конкуренцию.

Конкурентоспособность – более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Товар с низким качеством  может быть конкурентоспособен при  соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще. Например, отсутствие вспышки у фотоаппарата практически невозможно скомпенсировать снижением цены.

Помимо требований к  товару, выдвигаемых каждым отдельным  потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией.

Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может  быть выведен на рынок.

При положительном результате анализа нормативных параметров переходят к анализу конкурентоспособности  товара на конкретных рынках.

Существует несколько  методов расчета показателя конкурентоспособности.

Однако прежде чем  рассчитывать количественное значение показателя конкурентоспособности, необходимо провести ряд дополнительных исследований.

На первой стадии проводится экспериментальное определение  или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации.

На второй – определяются цели оценки конкурентоспособности, которые  зависят от стадии жизненного цикла  товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д. Перед тем как вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д. [37,с.14].

На третьей – методами маркетинга проводятся сегментация  рынка и обоснование целевого сегмента.

Мы рассмотрели понятие, значение и роль конкурентоспособности товара, перейдем к анализу факторов, критериев и показателей конкурентоспособности товаров.

В настоящее время  существует большое количество классификаций  факторов конкурентоспособности продукции. В качестве примера приведем некоторые  из них:

  1. Классификация Гарбацевича
  • внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;

внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное  и сервисное обслуживание. [15,с.67].

  1. Классификация Трубилина
  • факторы внешнего формирования — тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;
  • показатели качества товара — показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;

экономические показатели — показатели, формирующие себестоимость  и цену товара. [15.с.78].

  1. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товара представлены у Р. А. Фатхутдинова. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:

Внешние факторы:

  1. Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  2. Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  3. Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  5. Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  8. Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
  9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);

Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается). [37,с.64].

Внутренние факторы:

  1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
  2. Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
  3. Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
  4. Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  6. Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);
  7. Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).

Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции  можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.

Существует также мнение, что  товарная конкурентоспособность находится  в прямой зависимости от разноплановых  факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.

Издержки производства – это  выраженные в денежной форме затраты  фирмы, связанные с приобретением  факторов производства и их использованием.

Производительность труда –  это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.

Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности нового товара (на примере ООО «Радуга НН»)