Оценка конкурентоспособности предприятий общественного питания (на примере столовой)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием успешного выполнения задач, решаемых экономическим анализом, является совершенствование самого анализа, повышение уровня аналитической работы. В этих целях необходимо шире внедрять в практику аналитической работы современную вычислительную технику, совершенствовать методические приемы и информационную базу анализа.

Содержание работы

Введение. Значение экономического анализа в улучшении показателей деятельности предприятия общественного питания

Глава 1
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность
1.2 Экономическая характеристика предприятия

Глава 2
2.1 Анализ оборота по выпуску продукции и его значение
2.2 Анализ по выполнению плана реализации оп общему объему и ассортименту по предприятию

3. Выводы и предложения. Мероприятия по увеличению выпуска продукции в общественном питании, расширению ассортимента и росту товарооборота

4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовая МАРКЕТИНГ.docx

— 242.07 Кб (Скачать файл)

План

 

 

Введение. Значение экономического анализа в улучшении показателей деятельности предприятия общественного питания

 

Глава 1

1.1 Конкуренция и конкурентоспособность

1.2 Экономическая характеристика  предприятия

 

Глава 2

2.1 Анализ оборота по выпуску  продукции и его      значение

2.2 Анализ по выполнению плана  реализации оп  общему объему  и ассортименту по предприятию

 

3. Выводы и предложения. Мероприятия  по увеличению выпуска продукции  в общественном питании, расширению  ассортимента и росту товарооборота

 

4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Значение анализа  в улучшении показателей деятельности предприятия общественного питания

 

 

Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятия  общественного питания. Они. связанны с углублением самостоятельности предприятия, совершенствовании методов хозяйствования, появлением новых целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности.

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом

определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются  тенденции развития, глубоко и  системно исследуются факторы изменения  результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и  потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие  принимаемых решений на уровне рисков и доходов субъекта хозяйствования.

Анализ товарооборота предприятия  позволяет оценить достигнутые  результаты, развитие товарооборота  по видам и формам, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия. Оценка достигнутого основа планирования показателей на перспективу.

Механизм экономического обоснования  включает в себя определение приоритетных целей, учет факторов и конъюнктуры  развития рынка и

осуществляется на конкретных примерах расчета объема и структуры оборота, снабжения предприятий сырьем и товарами.

  Экономический анализ играет  важную роль в хозяйственной  деятельности, в достижении наилучших  результатов при наименьших затратах. В новых условиях хозяйствования  его значение возрастает. Расширение прав и повышение ответственности потребительских обществ, предприятий и организаций общественного питания за результаты проведенной работы, переход на экономические методы управления, развитие хозяйственного расчета, его углубление обусловливают необходимость более тщательного и всестороннего  исследования социально-экономических процессов и явлений, обеспечение правильной оценки результатов хозяйственной деятельности, выявление имеющихся резервов, устранение фактов бесхозяйственности, обобщение и распространение передового опыта, внедрение в практику достижений науки и техники.

Экономический анализ,  как правило,  начинается с оценки

выполнения планов хозяйственно-финансовой деятельности. На основе данных, характеризующих  выполнение планов и изменение показателей  во времени, оценивается работа отдельных  работников и коллектива в целом.

Экономический анализ тесно связан не только с планированием, но и с  другими элементами хозяйственного механизма. Так, в процессе изучения хозяйственной деятельности устанавливается  положительное или отрицательное влияние экономических рычагов и стимулов на результаты работы, соответствие применяемых методов и стиля руководства новым условиям хозяйствования. На основе материалов анализа дается оценка действенности этих инструментов хозяйственного механизма, разрабатываются и осуществляются предложения по их совершенствованию.

Повседневный анализ хода выполнения плана продажи товаров населению, выпуска и реализации произведенной  продукции, заготовок и отгрузок продукции и сырья позволяет  устанавливать отклонение фактических  показателей работы от плановых, выявлять причины,

вызывающие эти отклонения, намечать конкретные мероприятия по их устранению.

 

Немаловажную роль экономический  анализ играет в выявлении и устранении имеющихся недостатков, допущенных ошибок, просчетов в хозяйственно-финансовой деятельности во всех звеньях планового  руководства.

В современных условиях возрастает значение анализа в управлении, что  обусловлено огромными и постоянно  растущими масштабами общественного  производства, усложнением экономических  связей и взаимоотношений, высоким  уровнем концентрации средств производства, развитием специализации, кооперации, внедрением нового хозяйственного механизма.

В ходе экономического анализа решаются определенные задачи.

В числе этих задач:

- оценка хода перестройки; изучение  хода выполнения директивных  установок правительства в области  экономическqго и социального развития страны; оценка выполнения планов хозяйственно-финансовой деятельности, напряженности плановых заданий, темпов роста или прироста, проявления закономерностей развития;

- установление факторов, формирующих  отклонение фактических результативных  показателей от плановых, их изменение  в динамике, измерение степени  влияния факторов-причин на эти  изменения; 

- выявление внутренних резервов  улучшения  показателей,

повышения экономической эффективности  использования  всех  видов

ресурсов, устранение имеющихся недостатков  в работе;

- осуществление повседневного  контроля за ходом выполнения планов, заданий, содействие успешному их выполнению;

- разработка конкретных мероприятий  по мобилизации имеющихся резервов, устранению недостатков в работе, распространению передового опыта, повышению активности, деловитости работников, воспитанию

трудящихся в духе сознательного, добросовестного отношения к труду;

- накопление аналитического материала,  необходимого для разработки  планов, повышения их обоснованности.

Успешное решение каждой задачи экономического анализа имеет большое  значение. От того, насколько правильно, например, устанавливаются факторы, влияющие на ход выполнения плана, точно измеряется степень их влияния, во многом зависит действительность, результативность анализа. Так, изучение степени влияния на выполнение плана товарооборота таких факторов, как поступление товаров, изменение объема и структуры товарных запасов, частота завоза товаров, правильность установленного режима работы магазинов и др., позволяет вскрывать резервы увеличения товарооборота, устанавливать конкретные причины невыполнения плана, низких темпов роста, например товарооборота, и на этой основе разрабатывать мероприятия, обеспечивающие улучшение торгового обслуживания населения.

Необходимым условием успешного выполнения задач, решаемых экономическим анализом, является совершенствование самого анализа, повышение уровня аналитической  работы. В этих целях необходимо шире внедрять в практику аналитической  работы современную вычислительную технику, совершенствовать методические приемы и информационную базу анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

    1. Конкуренция и конкурентоспособность предприятия

 

Существенное значение в системе маркетинговых исследований имеет анализ конкурентной среды и конкурентов. 
Конкуренция - присущее товарному производству соревнование между отдельными экономическими субъектами (конкурентами), заинтересованными в создании выгодных условий производства и сбыта товаров.  
Согласно теории М. Портера анализ конкурентной среды целесообразно проводить через изучение действия пятерых его сил, как:  
1. потенциальных конкурентов - предпринимателей, которые могут появиться на данном рынке и начать борьбу за потребителей с действующими здесь предприятиями; 

 
2. поставщиков - предприятий, продающих предприятиям-потребителям продукцию промышленно-технического назначения, необходимую для производства продукции этими потребителями; 

 
3. покупателей - предприятий и конечных потребителей, которые проявляют интерес к приобретению товаров (услуг); 

 
4. товаров-субститутов - продукции других отраслей, которая может заменить товары предприятия, поскольку выполняет те же функции для тех же групп потребителей; 

 
5. конкуренцию в отрасли - имеющуюся на данном рынке общую конкурентную ситуацию, которая определяется количеством предприятий-конкурентов, соотношением их сил, темпами роста отрасли, условиями дифференциации деятельности и т.д.  
 
Анализ конкурентов предприятия включает оценку их сильных и слабых сторон, а также возможной реакции на действия конкурента.  
 
Анализ конкурентов фирмы можно проводить по следующему плану:  
 
1. сколько конкурентов у фирмы и кто они;  
2. объем их производства, доля рынка;  
3. в чем заключается стратегия их конкурентной борьбы;  
4. главные факторы конкурентоспособности товаров-конкурентов;  
5. практика предприятий-конкурентов относительно рекламы, стимулирования сбыта, наименований товаров;  
6. чем привлекает упаковка товаров-конкурентов;  
7. уровень сервисного обслуживания конкурентов;  
8. практика распределения и сбыта у конкурентов;  
9. шансы конкурентов на успех;  
10. как конкуренты будут реагировать на возможные стратегические ходы других конкурентов, на изменения в окружающей бизнес-среде;  
11. чего хотят достичь конкуренты;  
12. возможные меры для предотвращения контрмерам конкурентов.  
 
Маркетинговые исследования предприятия производят, как правило, для определения уровня собственной конкурентоспособности.  
 
Конкурентоспособность предприятия - это его способность занять соответствующую позицию на конкретном рынке.Наиболее объективным, с точки зрения маркетинга, является установление конкурентоспособности предприятия на основании его реальных конкурентных преимуществ. Согласно такому подходу оценка конкурентоспособности предприятия - это сравнение его характеристик, свойств или марок товаров, им продуцируются, с аналогичными показателями приоритетных конкурентов (т.е. с лучшими позициями на данном рынке) для определения того, что обеспечивает предприятию преимущества над конкурентами в конкретной сфере или даже в нескольких сферах деятельности.  
 
Существуют внешние и внутренние конкурентные преимущества:  
 
а) внешние базируются на отличных качествах товара становятся ценностью для покупателей из-за того, уменьшающие их затраты или повышающие эффективность их деятельности. Такое преимущество увеличивает «рыночную силу» предприятия, поскольку она может заставить рынок согласиться даже на более высокую цену продажи, чем у конкурентов;  
 
б) внутренние заключаются в сокращении расходов или налаживании эффективной системы управления, чем у конкурентов, что дает возможность производителю снизить себестоимость, а следовательно, и цены, приобретая таким образом приоритет на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Экономическая характеристика  предприятия

 

Предприятие общественного питания  – это предприятие, предназначенное  для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и хлебобулочных  изделий, их реализации и организации  потребления. Общественное питание  представляет собой отрасль народного  хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством  форм организации производства и  обслуживания потребителей.

  Столовая - это предприятие общественного питания, осуществляющая выпуск обеденной продукции, полуфабрикатов и покупных товаров.

Столовая кооперативного техникума  расположена по адресу - у лица Ленина, 82. Вход оборудован выносным козырьком, который обеспечивает удобство для  посетителей. Внешний. вид столовой оформлен вывеской, в которой указан режим работы предприятия (с 800 до 1700 часов. Выходной: суббота, воскресенье) и время обслуживания посетителей (с 1100 до 1400).

Столовая была построена в 1985 году по типовому проекту и представляет собой, отдельно стоящее здание. Столовая обслуживает горячим питанием и выпуском продукции· собственного производства студентов и сотрудников техникума, а также работников близ лежащих предприятий, таких как «Скорая помощь», «Торг-сервис», Дом художника, городской военный комиссариат и др.

Столовая  Старооскольского кооперативного  техникума его структурное подразделение и находится на балансе техникума.

Общая площадь столовой составляет 305 квадратных метров, в том числе  площадь обеденного зала 112 квадратных метров. В состав помещений столовой входят: гардероб, туалетные комнаты,  раздаточная, обеденный зал, горячий цех, мясной цех, овощной цех, две холодильных среднетемпературных камер для хранения мяса и овощей, кабинет заведующей производством, банкетный зал, моечная, помещения для бакалейных товаров. Столовая рассчитана на 80 посадочных мест. На территории прилегающей к столовой, доступной для потребителей, не про водятся погрузочно - разгрузочные работы, не производится складирование тары, не размещают контейнеры с мусором. Площадки с мусоросборниками удалены от окон и дверей столовой более чем на 20 метров.

В столовой предусмотрены аварийный  выход, система оповещения и средства защиты от пожара. Столовая оснащена инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция и телефонная связь.

Микроклимат в  столовой  создается  системой  вентиляции,

обеспечивающей допустимые параметры температуры и влажности. Мебель в обеденном зале стандартная, облегченной конструкции. Столы имеют гигиеническое покрытие. Столовая посуда и приборы выполнены из нержавеющей стали, а также полуфарфора, стеклянная посуда из прессованного стекла. Меню оформлено рукописным способом. Для персонала обязательным является наличие санитарной одежды.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятий общественного питания (на примере столовой)