Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы является:
анализ понятия конкурентоспособности организации;
анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
1. Конкурентоспособность организации………………………………
1.1. Понятие и виды конкурентоспособности организации………………...
1.2. Факторы конкурентоспособности организации………………….
1.3. Резервы конкурентоспособности организации…………………..
2. Оценка конкурентоспособности организации…………………………….
2.1. Оценка конкурентоспособности организации на основе измерения конкурентного потенциала……………………………………………………
2.1.1. Оценка внутренней конкурентоспособности организации………….
2.1.2 Оценка внешней конкурентоспособности организации………..
2.2 Оценка конкурентной позиции организации на рынке…………..
Заключение……………………………………………………………...
Библиографический список…………………………………………………...
Приложения……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Оценка КСП предприятия.doc

— 594.50 Кб (Скачать файл)

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

Кафедра коммерции и  маркетинга

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ  МАРКЕТИНГОМ»

 

Тема: «Оценка конкурентоспособности предприятия»

 

Выполнил:

Студентка гр. МР-41   

                                                                                            (Ф.И.О.)

____________________

                                                                                          (подпись)

« ___» ___________ 20__ г.

 

Руководитель:

 (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.)

____________________________________________

(результаты проверки  курсовой работы)

__________________

                                                                                    (подпись)                                                                                 «___» ___________ 20__ г

 

 

____________________________

(результаты защиты)

____________________________

(подпись руководителя)

«___» ______________ 20__ г.

 

 

 

 

Киров 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………

1. Конкурентоспособность организации………………………………

1.1. Понятие и виды конкурентоспособности организации………………...

1.2. Факторы конкурентоспособности организации………………….

1.3. Резервы конкурентоспособности организации…………………..

2. Оценка конкурентоспособности организации…………………………….

2.1. Оценка конкурентоспособности организации на основе измерения конкурентного потенциала……………………………………………………

2.1.1.  Оценка внутренней конкурентоспособности организации………….

2.1.2 Оценка внешней  конкурентоспособности организации………..

2.2 Оценка конкурентной  позиции организации на рынке…………..

Заключение……………………………………………………………...

Библиографический список…………………………………………………...

Приложения……………………………………………………………………

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как от этого напрямую зависит финансовое благосостояние организации. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают организации с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом организации подразумевается как реальная, так и потенциальная способность организации разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия.

Высокая конкурентоспособность  организации обусловливается наличием следующих трех признаков:

1) потребители довольны  и готовы купить повторно продукцию  этой организации (потребители  возвращаются, а товары нет);

2) общество, акционеры,  партнеры не имеют претензий к организации;

3) работники гордятся  своим участием в деятельности  организации, а посторонние считают  за честь трудиться в этой  компании.

Для того чтобы стать  конкурентоспособной организацией необходимо:

  1. Обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя.
  2. Поднять потенциал конкурентоспособности организации, а следовательно и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли. Этот показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем. Успех в текущей деятельности не гарантирует светлое будущее.

У маркетологов возникает естественный вопрос оценки ранга своего предприятия среди конкурентов. Установление своего места в рыночной среде — первый шаг в управлении конкурентоспособностью организации.

Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. Ошибка в выборе метода измерения может привести к принятию ошибочных управленческих решений. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая компания оценивает свою конкурентную позицию по своей методике и эффективность ее применения не афиширует.

Все вышеперечисленное  делает вопрос о конкурентоспособности  организации и методов ее оценки достаточно актуальным и требующим  дополнительных исследований и анализа.

Целями данной курсовой работы является:

  • анализ понятия конкурентоспособности организации;
  • анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
  • анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них;
  • общее освещение вопросов касающихся конкурентоспособности организации.

 

 

 

1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1. Понятие и виды конкурентоспособности организации

 

Повышение уровня конкурентоспособности  организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения  во многом зависит качество воспроизводимых  процессов, доходность организаций, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.

Необходимо различать  понятия конкурентоспособность  организации и конкурентоспособность  продукции.

Под конкурентоспособностью организации понимается реальная и  потенциальная способность организаций проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов.

Повышение уровня конкурентоспособности  организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. Основные отличия данных понятий заключаются в следующем:

  • конкурентоспособность организации применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность продукции может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);
  • оценку деятельности организации дает не только потребитель, но и сам предприниматель;
  • конкурентоспособность организации носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный.

Исследуя сущность конкурентоспособности  организации, необходимо остановиться на таком теоретическом аспекте, как виды конкурентоспособности.

По степени реализации конкурентоспособность организации можно разделить на:

  • потенциальную конкурентоспособность;
  • реальную конкурентоспособность.

В зависимости от рынка, на котором работает организация  можно выделить:

  • внутреннюю конкурентоспособность организации;
  • внешнюю конкурентоспособность организации.

Потенциальная конкурентоспособность  организации характеризуется наличием конкурентных преимуществ во внешней  и внутренней среде и представляет собой количественную оценку конкурентного  потенциала организации. Конкурентный потенциал организации – комплекс ресурсов, обеспечивающих конкурентное положение на рынке.

Реальная конкурентоспособность  организации определяется показателем  рыночной стоимости организации (по факту сделки).

В условиях идентичных факторов внешней среды для одноотраслевой группы организаций, действующих в условиях одного и того же рынка, применимо понятие внутренней конкурентоспособности организации.

Когда организация принимает  решение о выходе на внешний рынок  необходимо оценить внешнюю конкурентоспособность организации, которая представляет собой оценку потенциальных возможностей организации на внешнем рынке. Методологический подход к оценке внешней и внутренней конкурентоспособности организации базируется на логической схеме приведенной на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 – Структура внешней конкурентоспособности организации

 

1.2 Факторы  конкурентоспособности организации

 

Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности организации.

Классификация факторов конкурентоспособности организации  довольно обширна, в данной курсовой работе будет рассмотрена наиболее важная классификация. Деятельность любой организации находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии организации с внешней средой при решении той же задачи. Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности организации возможно подразделить на:

 

 

  • факторы влияния во внешней среде:
  • уровень конкурентоспособности страны;
  • уровень конкурентоспособности отрасли;
  • уровень конкурентоспособности региона;
  • меры государственного воздействия: экономического (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда) и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей);
  • факторы влияния во внутренней среде:
  • эффективность маркетинга;
  • конкурентоспособность товара;
  • качество менеджмента;
  • финансовое состояние;
  • уровень организации производства;
  • активность инновационной деятельности (в том числе использование Интернет-технологий);
  • уровень квалификации кадров;
  • факторы состояния рынка:
  • привлекательность рынка;
  • положение предприятия на рынке;
  • конкуренция на рынке.

Внешние факторы –  социально-экономические и организационные  отношения, позволяющие организации  создать продукцию, которая по ценовым  и неценовым характеристикам более привлекательна.

Внутренние факторы  – это объективные критерии, которые  определяют возможности организации  по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Факторы преимуществ  во внешней среде и факторы  преимуществ в привлекательности  рынка будут одинаковыми для предприятий одной отрасли на одном региональном рынке, поэтому для сравнительной оценки конкурентоспособности организации необходимо анализировать показатели факторов внутренних конкурентных преимуществ.

Факторы могут оказывать  положительное или отрицательное влияние на конкурентоспособность организации. В первом случае они становятся конкурентными преимуществами, во втором – конкурентными проблемами.

Конкурентное преимущество организации – выигрышное состояние  фактора влияния (или по сравнению с конкурентами и/или максимально возможное значение фактора), которое способствует повышению конкурентоспособности организации.

Классификация основных конкурентных преимуществ организации приведена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Классификация конкурентных преимуществ организации

 

Преимущества низшего  порядка определяются возможностью использовать дешевую рабочую силу, материалы, сырье, энергию и другие ресурсы, т.е. факторами, обусловленными преимущественным положением предприятия  на рынке. Их называют низшими, так как они не обеспечивают стабильности и устойчивости, легко утрачиваются или становятся доступными конкурентам в связи с инфляцией, ростом цен, изменением системы налогообложения, введением или отменой протекционной политики и т.д.

Преимущества высшего порядка включают в себя: оригинальную продукцию, уникальную технологию и квалифицированных специалистов, репутацию фирмы и др. Эти преимущества достигаются с помощью уникальных технологий, «ноу-хау», повышения квалификации кадров, специализации товаров, производств и организаций с целью удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это престижную цену.

Причем конкурентное преимущество может быть получено как  предложением покупателям товаров  с более высокими техническими характеристиками, так и предложением потребителям новых свойств товара, имеющим для них важное значение.

Естественные конкурентные преимущества создаются во внешней  среде (например, наличие природных  запасов сырья, большая емкость  рынка).

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия