Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа
Целями данной курсовой работы является:
анализ понятия конкурентоспособности организации;
анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них;
Введение…………………………………………………………………
1. Конкурентоспособность организации………………………………
1.1. Понятие и виды конкурентоспособности организации………………...
1.2. Факторы конкурентоспособности организации………………….
1.3. Резервы конкурентоспособности организации…………………..
2. Оценка конкурентоспособности организации…………………………….
2.1. Оценка конкурентоспособности организации на основе измерения конкурентного потенциала……………………………………………………
2.1.1. Оценка внутренней конкурентоспособности организации………….
2.1.2 Оценка внешней конкурентоспособности организации………..
2.2 Оценка конкурентной позиции организации на рынке…………..
Заключение……………………………………………………………...
Библиографический список…………………………………………………...
Приложения……………………………………………………
В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности организации не существует. Обзор существующих подходов к оценке конкурентоспособности организаций позволил объединить их в следующие группы.
Первая группа включает
подход к определению
Вторая группа ученых предлагает оценку конкурентоспособности с использованием многоугольных профилей. Она базируется на построении векторов конкурентоспособности по факторам: концепция, качество, цена, финансы, торговля, послепродажный сервис, внешняя политика, предпродажная подготовка (методика французских маркетологов А.Оливье, А.Дайн, Р.Урсе, которую используют Голубков Е.П., Беляев С.Г.). Однако авторы не уточняют, как можно оценить такие факторы, как «концепция», «внешняя политика», «предпродажная подготовка» и др.
Другие ученые (третья группа) – Беляев С.Г., Кошкин В.И. предлагают рейтинговую оценку конкурентоспособности организации на основе следующих факторов: товар, ассортимент, цена, имидж, сервис, упаковка, объемы продаж, сегмент рынка, поставка и сбытовая политика, реклама и стимулирование спроса. Недостаток этого подхода в том, что он оценивает только маркетинговую деятельность предприятия, но не учитывает других важных ресурсов потенциала предприятия (инновации, менеджмент, финансы и др.). Авторами получена простая сумма факторов, взаимная весомость которых не учитывается.
Четвертая группа ученых
предлагает оценивать
Разновидностью четвертого
подхода является метод, предложенный
Фатхутдиновым Р.А., который предлагает
оценивать конкурентоспособност
Пятая группа авторов
предлагает подход, основанный на взвешенной
оценке факторов конкурентоспособности организа
Разные авторы в зависимости
от области маркетинговых
В данной курсовой работе будет рассмотрен метод оценки конкурентоспособности, предложенный Яшевой Г.А. Данный метод был выбран, т.к. он имеет ряд преимуществ по сравнению с другими:
2.1 Оценка конкурентоспособности
организации на основе
2.1.1 Оценка
внутренней
Внутренняя
Структура конкурентного потенциала организации включает такие частные потенциалы как маркетинг, менеджмент, финансы, производство, инновации, кадры. Частные потенциалы соответствуют функциональной области управления организацией, которые в организационной структуре управления находят выражение в соответствующих целевых подсистемах и одновременно, соответствуют факторам конкурентных преимуществ организации.
Частный потенциал «Маркетинг» характеризуется следующими показателями: средневзвешенная конкурентоспособность товара, оценка эффективности маркетинга, доля нереализованной продукции.
Потенциал в области
менеджмента оценивается
Потенциал в области финансов оценивается показателями: доля собственных средств, коэффициент текущей ликвидности, рентабельность производства.
Потенциал в области производства – коэффициент использования производственных мощностей, доля сертифицированной продукции, износ основных производственных фондов, рост производительности труда, качество и цены поставляемых материалов.
Инновационный потенциал оценивается следующими показателями: использование Интернет-технологий, доля инновационных товаров, количество авторских свидетельств и патентов, поданных изобретателями, «ноу-хау», премий дизайнерам на конкурсах.
Потенциал в области кадров – коэффициент текучести кадров, коэффициент опережения производительности труда по отношению к заработной плате.
Значимость частных потенциалов в общей оценке конкурентного потенциала организации соответствует значимости факторов конкурентных преимуществ. Оценка значимости показателей по каждому частному потенциалу определена в таблице 2.
Таблица 2 – Значимость показателей конкурентного потенциала организации
Частные потенциалы организации |
Показатели |
Значимость, баллы |
1. Маркетинг |
|
20 |
|
10 | |
|
10 | |
Итого: |
40 | |
2. Менеджмент |
|
5 |
|
5 | |
|
5 | |
Итого: |
15 | |
3. Финансы |
|
3 |
|
3 | |
|
3 | |
Итого: |
9 | |
4. Производство |
коэффициент использования производственных мощностей |
3 |
|
3 | |
|
3 | |
|
3 | |
|
3 | |
Итого: |
15 | |
5. Инновации |
|
5 |
|
5 | |
|
5 | |
Итого: |
15 | |
6. Кадры |
|
3 |
|
3 | |
Итого: |
6 | |
Всего максимальная оценка значимости: |
100 |
На основе данной системы показателей оценки конкурентоспособности организации и их значимости, осуществляется расчет, который включает следующие этапы:
Рассмотрим перечисленные этапы более подробно.
Этап 1: оценка единичных показателей частных потенциалов анализируемой организации. Показатели оценки подразделяются на качественные и количественные. Качественные показатели (эффективность маркетинга, эффективность менеджмента, использование Интернет-технологий, качество и цены поставляемых материалов) определяются экспертным методом.
В целях оценки эффективности управления маркетингом, была разработана анкета, содержащая ряд вопросов, по которым оценивается выполнение функций маркетинга по следующим направлениям: маркетинговые исследования, сегментирование рынка и позиционирование товара, анализ организации маркетинга, планирование маркетинга, разработка комплекса маркетинга. В качестве экспертов должны выступать специалисты службы маркетинга организации. Максимальная оценка эффективности маркетинга равна 31 баллу. Для оценки уровня эффективности была разработана шкала оценки по принципу прогрессивного шага (таблица 3).
Таблица 3 – Шкала оценки эффективности маркетинга
Баллы |
0-4 |
5-9 |
10-14 |
15-19 |
20-25 |
26-31 |
Оценка уровня |
Низкий |
Не эффектив-ный |
Удовлетво-рительный |
Хоро-ший |
Очень хороший |
Эффектив-ный |
Для оценки качественных показателей потенциала «Менеджмент» также предлагается использовать метод экспертной оценки. В качестве экспертов должен выступать руководящий состав организации. В этих целях была разработана анкета, по которой оцениваются следующие показатели частного потенциала «Менеджмент»: качество планирования, качество управления, система мотивации работников (таблица 4).
Таблица 4 – Система оценки частного потенциала «Менеджмент»
Вопрос |
Ответ |
Оценка |
Вопрос |
Ответ |
Оценка |
1 |
А Б В |
2 1 0 |
5 |
А Б В |
2 1 0 |
2 |
А Б В |
0 1 2 |
6 |
А Б В |
2 1 0 |
3 |
А Б В |
2 1 0 |
7 |
А Б В |
2 1 0 |
4 |
А Б В |
2 1 0 |
8 |
А Б В |
0 1 2 |
Качественный показатель «Использование Интернет-технологий» предлагается оценивать с помощью экспертного метода в баллах по шкале оценок, приведенной в таблице 5.
Таблица 5 – Шкала оценки уровня использования Интернет-технологий
Величина оценки, баллы |
Критерии оценки |
0 |
Не используется ни один ресурс Интернет |
1 |
Создан web-сайт организации |
2 |
Создан web-сайт организации и проводятся маркетинговые исследования в Интернет с использованием следующих средств: Usenet (электронные доски объявлений), Listserv (почтовые реестры в электронной почте), Voice mail (голосовая связь), Video conferencing (проведение видео конференций), MUDS (многопользовательский диалог), IRC – Internet Relay Chat (ретрансляция беседы в Интернете) |
3 |
Тоже и осуществляется реклама в Интернет с использованием следующих средств: E-mail (электронная почта), размещение рекламы на тематических и общеинформационных сайтах, создание каталогов и брошюр, баннерные сети, обмен ссылками, партнерские и спонсорские программы |
4 |
Тоже и организуется сбыт для корпоративных клиентов |
5 |
Тоже и открыт магазин для розничных покупателей |
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия