Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа
Целями данной курсовой работы является:
анализ понятия конкурентоспособности организации;
анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них;
Введение…………………………………………………………………
1. Конкурентоспособность организации………………………………
1.1. Понятие и виды конкурентоспособности организации………………...
1.2. Факторы конкурентоспособности организации………………….
1.3. Резервы конкурентоспособности организации…………………..
2. Оценка конкурентоспособности организации…………………………….
2.1. Оценка конкурентоспособности организации на основе измерения конкурентного потенциала……………………………………………………
2.1.1. Оценка внутренней конкурентоспособности организации………….
2.1.2 Оценка внешней конкурентоспособности организации………..
2.2 Оценка конкурентной позиции организации на рынке…………..
Заключение……………………………………………………………...
Библиографический список…………………………………………………...
Приложения……………………………………………………
(9), (10)
где К1 – количество организаций, у которых рыночные доли меньше среднеотраслевого значения;
(к-К1) – количество
организаций, у которых
Дс – рыночные доли организаций, для которых рыночные доли меньше среднеотраслевого значения;
ДТ – рыночные доли организаций, для которых рыночная доля больше или равна среднеотраслевому значению;
Дср1 – среднее арифметическое значение рыночной доли организаций, у которых рыночные доли меньше среднеотраслевого значения;
Дср2 - среднее арифметическое значение рыночной доли организаций,
у которых рыночная доля больше или равна среднеотраслевому значению.
(11), (12)
На основании данных о рентабельности продукции организаций производится их распределение по пяти группам:
Границы представленных групп определяются следующим образом:
Проведение группировки
организаций позволяет
В зависимости от конкурентного положения организация может относится к одной из пяти групп:
Конкурентная карта составляется отдельно для каждого года. Оценивая конкурентный статус организации за несколько лет, можно проследить изменения их позиций и сделать выводы о тенденциях развития рынка той или иной отрасли.
Данная методика формирования конкурентной карты рынка позволяет определять конкретный статус организации с учетом существующих стратегий развития. В результате организации со значительным объемом продаж являются лидерами только в случае высокой рентабельности продукции, а организации, занимающие небольшую рыночную долю, не могут быть признаны аутсайдерами, если рентабельность их продукции находится в интервале от среднего до высокого уровня.
Обладая вышеперечисленным преимуществом, методика по формированию двухфакторной конкурентной карты рынка вместе с тем не учитывает финансовое состояние организаций, что особенно важно в условиях нестабильной трансформационной экономики. Кроме того, показатель рентабельности продукции значительно завышается, так как рассчитывается на основе себестоимости реализованной продукции. В результате крупная организация со значительным уровнем рентабельности может попасть в группу «лидеров» или «предприятий с сильной конкурентной позицией», тогда как в действительности из-за неплатежеспособности она обладает низкой конкурентоспособностью.
Решение этой проблемы возможно посредством формирования матрицы многофакторной конкурентной карты, которая помимо рыночной доли организации и рентабельности продукции принимает во внимание его финансовое состояние. Построение многофакторной конкурентной карты осуществляется на основе конкурентных позиций организаций, определяемых по двухфакторной карте, и значений показателя финансового состояния. Для этого целесообразно использовать один из показателей, характеризующих финансовое состояние организации, в частности коэффициент текущей ликвидности. В зависимости от значения коэффициента текущей ликвидности все организации разбиваются на три группы:
Определение позиции организации с использованием коэффициента текущей ликвидности позволяет в определенной степени учесть финансовое состояние организации, что особенно важно в условиях неэффективности процедуры банкротства.
Матрица формирования многофакторной конкурентной карты рынка, разработанная на основе коэффициента текущей ликвидности, состоит из одиннадцати положений, позволяющих оценить конкурентоспособность организации (таблица 11).
Таблица 11 – Матрица формирования многофакторной конкурентной карты рынка (на основе показателя «коэффициент текущей ликвидности»)
Факторы |
Конкурентная позиция организации по двухфакторной карте рынка | |||||
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 11 |
12 13 14 15 |
16 17 18 19 20 | ||
Финансовое состояние организаций |
Ликвидные |
1 |
2 |
5 |
6 |
9 |
Переходное состояние |
3 |
4 |
7 |
8 |
10 | |
Неликвидные |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
В зависимости от позиции, занимаемой на многофакторной конкурентной карте, организация может относиться к одной из пяти групп:
Тем не менее, показатель
текущей ликвидности не достаточно
полно позволяет оценивать
, (13)
где Коб – коэффициент обеспеченности собственными средствами;
Клик – коэффициент текущей ликвидности;
Кинт – интенсивность
оборота авансируемого
Кмен – коэффициент менеджмента, характеризуется отношением прибыли от реализации продукции;
Кпр – рентабельность собственного капитала – отношение балансовой прибыли к собственному капиталу.
При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равно 1. Финансовое состояние организаций с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное. В зависимости от значения рейтингового числа организация может быть отнесена к одной из трех групп:
Матрица формирования многофакторной конкурентной карты рынка, разработанная на основе рейтингового числа, состоит из пятнадцати положений, позволяющих оценить конкурентоспособность организации (таблица 12).
Группа, к которой относится организация в зависимости от позиции на многофакторной конкурентной карте, определяется аналогично с картой построенной по коэффициенту текущей ликвидности.
Таким образом, конкурентные
позиции организаций, полученные на
основе построения многофакторной конкурентной
карты, дают более объективное
Таблица 12 - Матрица формирования многофакторной конкурентной карты рынка (на основе показателя «рейтинговое число»)
Факторы |
Конкурентная позиция организации по двухфакторной карте рынка | |||||
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 11 |
12 13 14 15 |
16 17 18 19 20 | ||
Финансовое состояние организаций |
Удовлетворительное |
1 |
2 |
5 |
6 |
9 |
Переходное состояние |
3 |
4 |
7 |
8 |
10 | |
Неудовлетворительное |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
Заключение
В результате выполнения
курсовой работы были освещены такие
основные вопросы в области
Под конкурентоспособностью
организации понимается реальная и
потенциальная способность
Под факторами
Резервы повышения
Оценка конкурентоспособности производителя является важным инструментом принятия управленческих решений различными субъектами рынка. В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности организации не существует. Обзор существующих подходов к оценке конкурентоспособности организаций позволил объединить их в несколько групп.
Оптимальной в данной
курсовой работе была признана методика
оценки конкурентоспособности
Кроме того, были рассмотрены основные подходы к оценке конкурентной позиции организации на рынке.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия