Оценка конкурентоспособности рынка холодильников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность товара», изучение его сущности;
· определение факторов конкурентоспособности товара;
· анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности товара

Содержание работы

Введение
I.Характеристика выбранного товара
II.Определение показателей качества товара
III.Сегментирование потребительского рынка
IV.Выбор наиболее важных показателей с учетом предпочтений представителей каждого сегмента рынка
V.Определение базового товара
VI.Оценка конкурентоспособности анализируемого товара
VII.Характеристика этапов жизненного цикла потребительского товара
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 60.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный  университет»

 

 

Кафедра «Финансы и менеджмент»

 

 

 

Контрольно-курсовая работа по дисциплине «Маркетинг»

 

«Оценка конкурентоспособности рынка холодильников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                     ст.гр.720812

                                                                                          Шишкова Г.С.

 

Проверила:                                                                      асс.каф.ФИМ

                                                                                         Сафиева Э.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2012

 

Содержание:

 

 

Введение

I.Характеристика выбранного товара

II.Определение показателей качества товара

III.Сегментирование потребительского рынка

IV.Выбор наиболее важных показателей с учетом предпочтений представителей каждого сегмента рынка

V.Определение базового товара

VI.Оценка конкурентоспособности анализируемого товара

VII.Характеристика этапов жизненного цикла потребительского товара

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим  уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и  потреблении, другими весьма важными  характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности  и противоречия развития рыночных отношений  в экономике. Товар - точный индикатор  экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного  соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного  товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар  должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке. Кроме  того, конкурентоспособность - сравнительная  характеристика товара, содержащая комплексную  оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и  экономических показателей относительно выявленных требований рынка или  свойств другого товара.

Она определяется совокупностью  потребительских свойств данного  товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий  поставки и эксплуатации в процессе производительного или личного  потребления.

Объект исследования - рынок  холодильников.

Предмет исследования - составляющие конкурентоспособности данного  рынка (холодильники).

Целью курсовой работы является определение путей и методов  повышения конкурентоспособности  товара.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

· теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность товара», изучение его сущности;

· определение факторов конкурентоспособности  товара;

· анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности  товара;

· определение путей и  методов повышения конкурентоспособности  товара;

В соответствии с поставленными  задачами, курсовая работа состоит  из введения, теоретического раздела, включающих в себя 4 главы, практического  раздела, списка использованной литературы и приложения.

 

 

I.Характеристика выбранного товара

1.1 Понятие конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность - концентрированное  выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и  услуги.

Фактор конкуренции носит  принудительный характер, заставляя  производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для  всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые  устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными  стандартами; национальными зарубежными  и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм - изготовителей данной продукции; патентной документацией.

Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может  быть выведен на рынок.

При положительном результате анализа нормативных параметров переходят к анализу конкурентоспособности  товара на конкретных рынках.

1.2 Параметры конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень  предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.

Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим).

Потребительные параметры  характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в  том числе, с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и фикциями, которые  она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого  организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.

Экономические параметры  формируют цену потребления, куда входит цена продажи.

Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.

Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. В настоящее время  различают четыре уровня качества:

1) соответствие стандарту,  т.е. нормативным требованиям;

2) соответствие использованию,  когда товар должен отвечать  не только требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям;

3) соответствие фактическим  требованиям рынка, выражающееся  в высоком качестве и низкой  цене товара;

4) соответствие латентным  (скрытым, неочевидным) потребностям, в результате удовлетворения  которых товар будет пользоваться  предпочтением.

Отождествлять такие понятия, как «конкурентоспособность» и  «уровень качества» нельзя, поскольку  «конкурентоспособность» является более широким понятием, чем «качество», хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособность  товара определяется совокупностью  его свойств, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют  его потребности. Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство  покупателей конкретного сегмента при совершении покупки.

Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и степень  их важности для разных покупателей  могут различаться даже на одном  рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение  к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним  из ключевых моментов ее оценки.

Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие  от товара-конкурента как по степени  соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность  анализируемой продукции в сравнении  с товаром-конкурентом. Один из основных показателей -- уровень конкурентоспособности.

На практике конкурентоспособность  оценивают чаще всего с помощью  товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к  общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные  требования, которым должен удовлетворять  товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка  и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого  критерия может определяться с помощью  экспертных и социологических методов.

Некоторые специалисты разграничивают составляющие конкурентоспособности  на условно жесткие, которые легко  поддаются измерению (например, уровень  качества, цена), и условно мягкие, которые связаны с особенностями  восприятия товара покупателем и  не всегда легко измеримы (например, имидж товара).

Факторы, влияющие на конкурентоспособность товара:

В настоящее время существует большое количество классификаций  факторов конкурентоспособности товара.

Наиболее подробно и комплексно, факторы конкурентоспособности  товара представлены у Р. Фатхутдинова. Автор, разделив все факторы на внешние  и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния  на конкурентоспособность товара:

Внешние факторы:

1. Уровень конкурентоспособности  страны (с увеличением этого показателя  улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

2. Уровень конкурентоспособности  отрасли (с увеличением этого  показателя улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

3. Уровень конкурентоспособности  региона (с увеличением этого  показателя улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

4. Уровень конкурентоспособности  организации, выпускаемой товар  (с увеличением этого показателя  улучшаются все интегральные  и частные показатели конкурентоспособности  товара);

5. Сила конкуренции на  выходе системы, среди ее конкурентов  (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает  конкурентоспособность товара);

6. Сила конкуренции на  входе системы, среди поставщиков  сырья, материалов, комплектующих  изделий и других компонентов  (увеличение силы (интенсивности)  конкуренции повышает конкурентоспособность  товара);

7. Сила конкуренции среди  товаров-заменителей (увеличение  силы (интенсивности) конкуренции  повышает конкурентоспособность  товара);

8. Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность  выпускаемого товара);

9. Уровень организации  производства, труда и управления  у посредников и потребителей  товаров, выпускаемых системой (повышение  уровня организации повышает  конкурентоспособность товара);

10. Активность контактных  аудиторий (общественных организаций,  общества потребителей, СМИ и  т. д.) (с увеличением активности  контактных аудиторий конкурентоспособность  товара повышается).

Внутренние факторы:

1. Патентоспособность (новизна)  конструкции (структуры, состава)  товара (с повышением патентоспособности  товара повышается его конкурентоспособность);

2. Рациональность организационных  и производственных структур  системы (структура должна отвечать  принципам рационализации структур  и процессов, тогда она будет  способствовать повышению конкурентоспособности  товара);

3. Конкурентоспособность  персонала системы (повышение  конкурентоспособности персонала  повышает конкурентоспособность  товара);

4. Прогрессивность информационных  технологий (с увеличением удельного  веса прогрессивных технологий  повышается конкурентоспособность  товара);

5. Прогрессивность технологических  процессов и оборудования (с увеличением  удельного веса прогрессивных  технологий повышается конкурентоспособность  товара);

6. Научный уровень системы  управления (менеджмента) (с увеличением  количества применяемых научных  подходов, принципов и современных  методов повышается конкурентоспособность  товара);

Информация о работе Оценка конкурентоспособности рынка холодильников