Оценка конкурентоспособности товаров индивидуального потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы и является: Оценка конкурентоспособности товаров индивидуального потребления.
Из цели вытекают следующие задачи:
Определение непосредственно понятия конкурентоспособности товара.
Выявить параметры и методы оценки конкурентоспособности товара;
Анализ факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность товара.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 3
1. Понятие конкурентоспособности и ее роль в маркетинге………………. 4
2. Методика оценки конкурентоспособности товаров……………………… 11
3. Определение конкурентоспособности товаров индивидуального
потребления………………………………………………………………….. 16
Заключение………………………………………………………………………….. 18
Список литературы…………………………………………………………………. 20
Приложения…………………………………………………………………………. 21

Файлы: 1 файл

маркетинг к.р. 5 курс.docx

— 82.81 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

регистрационный номер_________________

(заполняет специалист  по учебно-методической работе  учебного отдела)

 

на тему: «Оценка конкурентоспособности товаров индивидуального потребления»

 

вариант №16

 

по дисциплине: «Маркетинг».

 

студентки: Лазаревой Екатерины Игоревны 5 курса заочной формы обучения

 

по специальности 080507 «Менеджмент организации»

(шифр, название)

 

номер зачетной книжки М-08-46

 

 

 

 

Рецензент: Радионова Ольга Александровна, ассистент.

 

_______________________________ «____»________________20___г.

(подпись)

 

 

Контрольная работа (зачтена/не зачтена)

 

__________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2012

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………   3

1. Понятие конкурентоспособности и ее роль в маркетинге……………….  4

2. Методика оценки конкурентоспособности товаров………………………  11

3. Определение конкурентоспособности товаров индивидуального

           потребления…………………………………………………………………..  16

Заключение…………………………………………………………………………..  18

Список литературы………………………………………………………………….  20

Приложения………………………………………………………………………….  21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема работы  «Оценка конкурентоспособности товаров индивидуального потребления». Эта тема очень актуальна, потому что XXI век - век рыночных отношений. В связи с развитием рынка и рыночных отношений обостряется конкуренция. Ведь все больше производителей готовы предложить свой товар на рынок, поэтому увеличивается ассортимент товаров и услуг. Вместе с тем повышаются доходы населения, соответственно растет спрос. При этом покупатели хотят приобрести качественный товар, удовлетворяющий их потребности. А для того, чтобы выдерживать конкуренцию, противостоять конкуренции и при этом удовлетворить потребности населения товар должен быть конкурентоспособным.

В рыночной экономике конкурентоспособность  является решающим фактором коммерческого  успеха товара. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям  потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.

Целью данной работы и является: Оценка конкурентоспособности товаров индивидуального потребления.

Из цели вытекают следующие  задачи:

    • Определение непосредственно понятия конкурентоспособности товара.
    • Выявить параметры и методы оценки конкурентоспособности товара;
    • Анализ  факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие конкурентоспособности и ее роль в маркетинге.

 

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка (или его определенного сегмента) и относительно свойств другого товара.

Рассмотрим отдельно все  составляющие показатели конкурентоспособности  товара.

Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями  на рынке. Эти требования наиболее полно  отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса  как у нас в стране, так и  за рубежом.

Конкурентоспособность —  более высокое по сравнению с  товарами-заменителями соотношение  совокупности качественных характеристик  товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его  определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным  считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при  этом величина ни одного из критериев  не является неприемлемой для потребителя.

Товар с низким качеством  может быть конкурентоспособен при  соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность  вообще. Например, отсутствие клавиатуры у ноутбука практически невозможно скомпенсировать снижением цены.

Конкурентоспособность можно понимать,  как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкуренции.

Конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.

Отсюда - под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарами других отечественных и зарубежных предприятий.

Поэтому конкурентоспособность  товара можно определить, только сравнивая  товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное  к конкретному рынку и времени  продажи. И поскольку у каждого  покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных  потребностей, конкурентоспособность  приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного  назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование. Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления.

Цена потребления обычно значительно выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы транспорта продажная  цена занимает не более 20%, грузового  автомобиля - 15%, магистрального самолета 10 - 12%, бытового холодильника - примерно 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления  за весь срок его службы у потребителя.

Однако этот экономический  показатель при всей его важности не исчерпывает полностью понятия  конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит  от вида и сложности изделия в  техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой  точности оценки, цели исследования и  других внешних факторов.

Наконец, конкурентоспособность  определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес  для покупателя (и, естественно, гарантируют  удовлетворение данной потребности). Все  характеристики изделия, выходящие  за рамки этих интересов, рассматриваются  при оценке конкурентоспособности  как не имеющие к ней отношения  в данных конкретных условиях.

Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано  предстоящим повышением государственных  и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку  ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Для оценки конкурентоспособности  важно иметь в виду, что на современном  рынке фирмы стараются продавать  не отдельные товары, а весь комплекс связанных с товаром услуг, важных для покупателя, так что он оценивает  конкурентоспособность с совершенно новых, более приемлемых для него и более трудных для производителя позиций.

Конкурентоспособность товара должна быть ключевым моментом принятия решения о расширении и создании новых производственных мощностей. Расходы на проектирование нового товара, как уже было показано, в несколько  раз ниже стоимости оборудования, отслеживания технологии, организации сбытовой сети.

Поэтому выпуск неконкурентоспособного товара, не позволяющий развернуть его массовую продажу, способен принести многомиллионные убытки (что, кстати, нередко бывало в практике нашей  промышленности, пытавшейся выйти на внешний рынок с теми или иными  изделиями).

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и  систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности  и принять соответствующие упреждающие  решения (например, снять изделие  с производства, модернизировать  его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходит из того, что  выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой  товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал  конкурентоспособности. Такой процесс  можно замедлить и даже временно задержать, но остановить - невозможно. Поэтому новое изделие проектируется  по графику, обеспечивающему ему  выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним  изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность  новых товаров должна быть опережающей  и достаточно долговременной.

При этом особое внимание следует  уделять не столько улучшению  технических параметров изделия, хотя они и важны, сколько снижению цены потребления. Мировая практика знает немало примеров, когда именно этот параметр становился решающим, хотя новый товар продавался по существенно более высокой начальной цене. Так, одна из фирм продавала за 4 тыс. долл. ЭВМ, эксплуатационные затраты на которую составляли 3,25 тыс. долларов. Новая машина была введена на рынок с продажной ценой 5 тысяч долларов, однако стоимость эксплуатации была снижена до 1,25 тыс. долларов. В итоге экономия для потребителя составила 14% (в расчете на сумму продажной цены и цены потребления), а сбыт фирмы возрос вчетверо!

Аналогично телевизор  по цене 450 долларов и стоимости эксплуатации 125 долларов быстро вытеснил с рынка  конкурирующую модель с ценой 400 долларов и стоимостью эксплуатации 326 долларов.

Весьма эффективно используют параметр конкурентоспособности для  рекламы своих товаров авиастроительные фирмы. Многие из них предлагают потенциальному покупателю специальный анализ, который  учитывает всю имеющуюся у  авиакомпании технику, маршруты, загрузку самолетов и перспективы развития авиасообщений, демонстрируя, насколько  выгоднее будет заменить старую технику  новой (с точки зрения роста прибылей).

В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства  между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между  ними. Имеют место также споры  относительно того, какое из двух понятий  шире. Постараемся ответить на эти  вопросы.

Качество, равно как и  его понятие, прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились  и множились общественные потребности  и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично  процесс развития и изменения  сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие  качества, требования и подходы к  нему. Наиболее интенсивно этот процесс  протекал, в частности, в Японии, ставшей в 70-80-е годы фактически мировым  лидером в определении уровня качества по многим видам товаров.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров индивидуального потребления