Оценка конкурентоспособности товаров индивидуального потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы и является: Оценка конкурентоспособности товаров индивидуального потребления.
Из цели вытекают следующие задачи:
Определение непосредственно понятия конкурентоспособности товара.
Выявить параметры и методы оценки конкурентоспособности товара;
Анализ факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность товара.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 3
1. Понятие конкурентоспособности и ее роль в маркетинге………………. 4
2. Методика оценки конкурентоспособности товаров……………………… 11
3. Определение конкурентоспособности товаров индивидуального
потребления………………………………………………………………….. 16
Заключение………………………………………………………………………….. 18
Список литературы…………………………………………………………………. 20
Приложения…………………………………………………………………………. 21

Файлы: 1 файл

маркетинг к.р. 5 курс.docx

— 82.81 Кб (Скачать файл)

Первый уровень - "соответствие стандарту". Качество оценивается  как соответствующее либо нет  требованиям стандарта (или другого  документа на изготовление продукта - технические условия, договор).

Второй уровень - "соответствие использованию". Продукт должен удовлетворять  не только обязательным требованиям  стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом  на рынке.

Третий уровень - "соответствие фактическим требованиям рынка". В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей  о высоком качестве и низкой цене товара.

Четвертый уровень - "соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям". Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение к  другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые  у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.

Такой же путь, как Япония, но с некоторым отставанием во времени проходят и другие развитые страны с рыночной экономикой. В  условиях конкурентной среды производители  в своей деятельности не могут  не следовать этим требованиям повышения  уровня качества. Подобную эволюцию качества предстоит пройти по мере становления  цивилизованного рынка российским производителям и потребителям.

Качество выступает как  главный фактор конкурентоспособности  товара, составляя его "стержень". В принципе низкокачественный товар  обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества - это конкурентный или  высоко конкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения.

Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в  стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку  маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.

В силу этого проблемы качества и конкурентоспособности в маркетинге носят не текущий, тактический, а  долговременный, стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на: выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции.

Высокое качество и конкурентоспособность  продукции обеспечиваются всей системой маркетинга - от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта  и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и  хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика оценки конкурентоспособности товаров.

 

В большинстве случаев  расчетные способы оценки конкурентоспособности  товара содержат две группы характеристик: технические показатели качества и  экономические параметры, иногда применяют  и нормативные параметры.

Общая схема оценки конкурентоспособности  товара представлена на приложении 1.

После выбора изделия, для  которого проводится оценка, на основе изучения рынка и требований покупателей  определяется перечень технических, нормативных, экономических и организационных  параметров, подлежащих исследованию. Затем осуществляется сравнение по каждой из групп параметров. Суть этого сравнения - выяснить, насколько каждый параметр товара близок к параметру гипотетического изделия, удовлетворяющего данную потребность на 100%. Инструментом сравнения здесь является единичный параметрический показатель - отношение величины параметра реального изделия к величине параметра гипотетического изделия.  На основе единичных показателей проводится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемым товаром в количественной форме выражают различие между анализируемым товаром и потребностью, то есть позволяют судить о степени ее удовлетворения. Затем проводится расчет интегрального показателя, представляющего собой численную характеристику, конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров.

Остановимся подробнее на основных моментах анализа конкурентоспособности. Его основа - постоянное изучение рынка  как до начала программы создания изделия, так и в ходе ее реализации. Главная задача такого исследования - выделение и анализ той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном сегменте.

Всякое изделие обладает комплексом свойств, определяющих степень  его при годности к использованию  в конкретных условиях. Для того чтобы объективно оценить конкурентоспособность  своего товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в таком случае можно ожидать, что оценка, данная товару производителем, совпадает с мнением покупателя. Однако для производителя этот вопрос стоит несколько шире, прежде всего он должен оценить принципиальную возможность реализации своего товара на данном рынке, то есть уровень нормативных параметров.

Определение принципиальной возможности начинается, с оценки патентной чистоты, которая отражает степень воплощения в изделии  научно-технических решений, не подпадающих  под действие патентов, выданных в  стране потребителя. Однако такой пара метр позволяет судить лишь о наличии  или отсутствии препятствий для  реализации товара и не определяет сам уровень его потребительских  свойств с точки зрения покупателя. Если в изделии имеются составные  части, не обладающие патентной частотой, то дальнейший анализ конкурентоспособности  целесообразно проводить лишь после  разработки мер, направленных на обеспечение  патентной чистоты. Затем выясняется соответствие параметров анализируемого товара обязательным нормам. В случае несоответствия им товар не может использоваться для УД9влетворения существующей потребности. Следовательно, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует уровню, предписанному действующими нормами, то товар неконкурентоспособен независимо от результатов сравнения по другим параметрам.

Учет нормативных параметров при оценке конкурентоспособности  проводится с помощью показателя, который принимает лишь два значения: 1 и 0. Если товар соответствует нормам, то показатель равен 1, если не соответствует, то он равен 0.

С техническими параметрами  связан первый шаг потребителя к  покупке товара, заключающийся в  отборе изделия как потенциального "кандидата" на приобретение. Этот шаг может состояться, если анализ параметров товара показывает, что  он удовлетворяет существующую потребность  и может принести необходимый  полезный эффект. Если потребитель  не найдет на рынке товара, полностью  отвечающего потребности, он будет  вынужден скорректировать свои требования с учетом существующего предложения. Естественно, что при этом потребитель, прежде всего, отбросит самые, с его точки зрения, несущественные требования и будет корректировать их до тех пор, пока они не совпадут с набором технических параметров, по крайней мере, у одного из предлагаемых товаров. Как правило, оценка конкурентоспособности товара осуществляется дифференциальным, комплексным или смешанным методом.

Дифференциальный метод  основан на использовании единичных  параметров анализируемого товара и  базы сравнения и их сопоставлении.

Если при оценке по техническим  и экономическим характеристикам  базовые значения установлены нормативно-технической  документацией или договорами, то единичный показатель может быть меньше или равен 1. В случае, когда  анализируемый товар имеет характеристику, значение которой превышает потребности, указанное повышение не будет  оцениваться потребителем как преимущество, единичный показатель по данному  параметру не может иметь значения больше 1 и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин: 1 или  фактическое значение этого показателя.

При оценке по нормативным  параметрам единичный показатель принимает  только два значения: 1 или 0. Если анализируемый  товар соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если мет, то показатель

В большинстве случаев  дифференциальный метод позволяет  лишь констатировать факт конкурентоспособности  анализируемого товара или наличия  у него недостатков по сравнению  с товаром-аналогом. Он не учитывает  влияния каждого параметра на предпочтение потребителя при выборе товара. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод  оценки конкурентоспособности.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности товара основывается на применении комплексных показателей  или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого товара и образца.

Комплексный показатель по техническим параметрам представляет собой сумму произведений технических  параметров и их весомостей. Для  определения весомости каждого  технического параметра в общем  наборе используют экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований. Этот комплексный показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.

Расчет комплексного показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию товара.

Полные затраты потребителя  определяются как сумма единовременных затрат на приобретение продукции и  затрат на ее эксплуатацию за период службы. Величина срока службы для изделий  промышленного назначения принимается  равной амортизационному периоду. Для  продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводиться  на основе сведений о фактических  сроках службы аналогичных изделий, а также скорости морального старения товаров данного класса.

Смешанный метод оценки конкурентоспособности  товара представляет собой сочетание  дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе используется часть параметров, рассчитанных дифференциальным методом, и часть параметров, рассчитанных комплексным методом.

Приведенные методы оценки конкурентоспособности товара являются общеупотребительными и часто встречаются  в отечественной литературе. Им присущ ряд ограничений. Следует отметить, что с их помощью рассчитывается конкурентоспособность одного объекта  относительно другого, а не уровень  конкурентоспособности объекта  вообще. Невозможно оценить степень  влияния на конкурентоспособность  товара факторов, не поддающихся количественной оценке.

Существенный недостаток этих методов состоит также в  том, что потребительские свойства товара и их набор определяются без  учета мнения потребителя. В соответствии с ними предполагается, что улучшение  любой из характеристик товара автоматически  повышает его конкурентоспособность. Однако улучшение характеристик  товар по сравнению с базовым  образцом не всегда гарантирует появление  конкурентных преимуществ, поскольку  в реальной жизни решающая роль в оценке преимуществ или недостатков товара принадлежит потребителю.

Следует также учитывать, что потребители на рынке не выступают  единым целым - они по-разному реагируют  даже на один и тот же товар. Это  имеет значение при оценке конкурентоспособности  товаров, В ряде случаев для оценки конкурентной позиции отдельных  товаров на рынках используют матричный  метод. Для этого применяют два  показателя: качество и цену.

Рекомендуется такую оценку осуществлять в следующей последовательности:

1. Анализируемые товары и товары главных конкурентов на исследуемом рынке оцениваются по двум критериям: интегральному показателю, характеризующему уровень потребительских свойств товара, и цене. В случае, когда имеется ограниченное число ведущих показателей, возможно использование отдельных показателей качества и цены.

2. Все исследуемые товары наносятся на поле матрицы: "качество-цена". В случае необходимости можно использовать и третью координату - объем реализации (радиус окружности).

3. Для всей совокупности анализируемых товаров определяется среднее значение показателя, характеризующего уровень потребительских свойств товара, и цены. Затем проводятся линии, характеризующие эти средние значения.

4. Подобная процедура осуществляется для всех важнейших рынков.

5. Определяется острота конкурентной борьбы на отдельных рынках и на совокупном рынке по степени концентрации товаров организаций-конкурентов в различных квадрантах матрицы.

6. Корректируется производственно-сбытовая политика организации с точки зрения качества и цены выпускаемой продукции. Рынок сбыта определяется исходя из принципа предпочтительности деятельности на рынках, где острота конкурентной борьбы наименьшая.

 

 

3. Определение конкурентоспособности товаров индивидуального потребления.

 

Для того чтобы товар был  приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность  товара:

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров индивидуального потребления